«Маша, ты как? Как папа? Приходи на похороны». Я – признаюсь – глазам не поверила, когда получила смс-ку с таким содержанием. Потом улыбнулась, начала тихо смеяться, хохотать, сползая от смеха с кресла: даже переживание непростого жизненного этапа не убило подаренных мне Богом чувства юмора и сарказма. Дело даже не в том, что приглашавшему не пришло в голову, что я могу не знать о том, что кто-то где-то умер, ведь, если верить статистике, каждую секунду в мире рождается 4 человека, а умирает 3. Правда, каждую секунду в мире создается новый on-line дневник, но на это мероприятие меня отчего-то не зовут. Я, конечно, в состоянии узнать, кого хороним у общих знакомых, если уж мне это так интересно. Но, оказывается, в православной тусовке сегодня модно приглашать человека отвлечься от своих проблем не прогуляться, сходить в кино, на выставку или в кафе, а… на похороны – как на своего рода светский раут. Вот и Александр Башлачев давно предупредил «А крестины там, иль поминки – все одно там пьянка-гулянка!». В этом, безусловно, нет ничего ужасного или нового. Факт хождения на похороны по разным личным поводам, не имеющим отношения в покойнику, на разные лады обыгрывается в художественной литературе. Так, у Чарльза Диккенса есть своя версия жизни Гробовщика. Весьма примечательна юмористическая новелла Нодара Думбадзе «Поминки». Не пропустила тему похорон и Людмила Улицкая, написавшая «Веселые похороны». Украшением сюжета стали поминки и в кино. Пожалуй, первой в череде фильмов на эту тему вспоминается работа британского режиссера Майкла Ньюэлла «Четыре свадьбы и похороны», где группа товарищей довела до совершенства походы по разным «вечеринкам» от свадеб до похорон, чтобы приятно провести время, поесть, пообщаться, завести полезные контакты. Романы, наконец. Но – таков один из моих очевидных недостатков – мне куда приятнее развлекаться совершенно иным образом. Хотя, опять-таки (это я все пытаюсь найти положительные стороны), приглашение прийти на похороны можно расценивать совершенно по-разному. И это тоже нормально. Во-первых, сколько людей, столько и мнений (и мотиваций для приглашения), во-вторых, любая ситуация вариативна и зависит от вашей точки зрения на нее. С определенного возраста люди же часто начинают ходить на поминки. «Вот и получается, что это такое место, где все могут (очередной раз) увидеться», – сказала мне подруга, не учитывая, правда, что я на похороны хожу еще и в силу профессии. Журналисты культурно-общественного отдела прессы – знатные гробовщики: мы и некрологи сочиняем, и в последний путь провожаем исправно, а когда возвращаемся, еще и описываем увиденное. Но так как подруга моя не только талантливый ресторатор, но и человек, умеющий нестандартно мыслить и логически приходить к весьма интересным заключениям, я таки дослушала ее аргументы. И постаралась услышать: «Когда скоропостижно умирает молодой человек, когда плачут родственники, когда безутешны друзья, это очень тяжелое испытание для всех, кто в похоронах участвует. Но ничего же не поделаешь. Когда же умирает христианин, в достаточно преклонном возрасте. То (по идее) это светлый праздник. День перехода из жизни временной в жизнь вечную. Тогда на поминках можно услышать много интересных воспоминаний, смех, поучаствовать в радостном общении. И будто бы горя нет. Есть только светлая печаль. Есть надежда встретиться снова в том самом ином мире. Есть возможность подружиться с новыми близкими по духу людьми в этой жизни. Нам, людям, которые еще здесь, не чувствовать себя сиротами. Это же так важно. Так что без всякой иронии скажу, что такие «светские» рауты пусть будут. И пусть мы там будем встречаться. Это нормально. Гораздо тяжелее, когда в безвестности умирает человек. Неизвестно зачем жил. А когда умер, никто о нем не вспомнил. И никто ничего о нем не расскажет. Никому. Слава Богу, современники оставляют теперь видео, журналы, статьи, книги. Так что не такие уже мы сиротки. Если поворачиваемся к миру лицом, а не задним местом. На этой радостной ноте повторю: светские рауты любые хороши. А кто не верит в жизнь вечную, я не виновата». Я верю в жизнь вечную, и подруга, безусловно, не виновата. Но ходить на похороны я бы все же хотела осознанно. А то я никак не могу отделаться от подозрения, что мелодрама от Ньюэлла «Четыре свадьбы и одни похороны» неприметно для многих превратилась комедию-нуар Ника Харрана «Четверо похорон и одна свадьба» – о соревновании между двумя похоронными фирмами за новых клиентов. Изобретали всякое, пока один из директоров, сочтя традиционный ритуал похорон излишне старомодным, не придумал «жанровые похороны», чтобы друзья и родственники не скучали. Тут-то и открывается бесконечный простор для фантазии: и друга помянули, и юбилей любимого дедушки в ресторане одновременно справили. Или свадьбу, день рождения или… те же самые СашБашевские крестины.