Древняя Антиохия времен первых веков христианства дала миру множество сюжетов, героями которых были епископы, волхвы, благочестивые матроны, блудницы, пресвитеры, разбойники. Чаще всего это были истории внезапного и всесокрушающего покаяния, нередко заканчивающиеся мученическим венцом. Житие святой Пелагеи Антиохийской лишено такого страшного финала, но в нем есть все остальное: греховная бездна, слезное покаяние и праведное житие после обращения. И над всем этим сияет торжественной радостью удивительная красота… Антиохия, V век. По улице идет шумная компания: красивые, богатые, уверенные в себе юноши окружают молодую красотку, которая известна всему городу как блудница Маргарита. Она вызывающе одета, по обнаженным плечам рассыпаны роскошные волосы, богатое платье выгодно подчеркивает все достоинства ее прекрасной фигуры. Компания проходит мимо храма, в притворе которого сидит множество епископов: они съехались с окрестных епархий на церковный совет и сейчас внимают поучениям святителя Нонна Илиопольского. Увидев юношей, вьющихся вокруг центра притяжения – Маргариты, епископы опускают глаза и ждут, когда нечестивая толпа минует место их собрания. Один лишь Нонн не только не отводит глаз, но буквально впивается взором в молодую девушку, словно стремясь запомнить каждую черточку ее красивого лица, не упустить ни единого штриха, созданного Богом в этой красавице. Компания наконец-то удаляется, епископы поднимают взгляды, а Нонн продолжает задумчиво смотреть вслед ушедшей девушке. — Неужели она вам не понравилась?! – спрашивает он собратьев, но никто ничего не отвечает. — Неужели вы не усладились ее красотой?! – продолжает Нонн, но все по-прежнему молчат. – А ведь очень многому учит нас эта красавица! На Страшном суде Господь поставит ее перед нами как укор: она много времени проводит в заботах в том, чтобы поддерживать свою красоту, дабы понравиться людям хотя бы ненадолго. А мы, памятуя о Вечности, не занимаемся ежесекундным украшением своей бессмертной души, не трудимся на благо ее красоты. С чем мы предстанем перед Богом, если заботимся о своей душе хуже, чем грешница о своем теле? Пелагия в окружении любовников и святой Нонн, молящийся о её обращении С этими словами святитель удаляется к себе в келью, – и тут начинается история спасения и возвеличивания красоты одной души. Нонн со слезами молится Христу, но не столько о себе, не столько о том, что плохо и не усердно заботится о своем спасении, – сколько о том, чтобы Господь смилостивился и не погубил такую красоту, которую Он создал в блуднице Маргарите, а явил ее во славу Свою. Наступает ночь, и епископ видит интересный и символический сон, в котором вокруг него вьется черная голубка, источающая невыносимое зловоние. После того, как Нонн бросил ее в реку, голубка очистилась, стала белоснежной и, постепенно взлетая все выше и выше, совершенно исчезла в небесах. На следующий день епископ Нонн отслужил литургию и говорил проповедь о Страшном суде. Его молитва о спасении души блудницы Маргариты дала свои плоды моментально, – именно во время проповеди красавица шла мимо этого храма и вдруг решила зайти внутрь, хотя никогда раньше не чувствовала такой потребности. Услышав рассказ Нонна о том, что ожидает души грешников на Страшном суде, она ужаснулась тому, как низко пала и в какой греховной бездне находится. Вспомнив все, что когда-либо слышала о Христе, она после службы послала епископу записку, спрашивая, с чего начать путь спасения и получила ответ, что для начала следует появиться в храме святого Иулиана. Девушка поспешила туда, там она пала Нонну в ноги и умоляла срочно окрестить ее, сказав: «Ты понесешь ответ за мою душу, если откажешь мне в крещении сегодня!». Надо ли говорить, что епископ, сам просивший Господа о скорейшем просвещении блудницы, исполнил ее просьбу и совершил таинство, а после причастил раскаявшуюся грешницу. В крещении было отринуто имя Маргарита, под которым знала красавицу вся Антиохия – епископ снова назвал ее Пелагеей, как когда-то давно нарекли свою новорожденную дочку ее родители. Фреска из монастыря Высокие Дечаны, Сербия Конечно, дьявол не мог так просто смириться с потерей души, которую он уже цепко держал своими лапами. Сатана несколько раз являлся Пелагее, но святитель Нонн научил новообращенную христианку силе крестного знамения, так что нечистый каждый раз удалялся посрамленным. Не прошло и недели после святого крещения, как девушка, с помощью епископа и церковного эконома, раздала нуждающимся все свои многочисленные драгоценности и деньги, нажитые блудом, ничуть не сожалея об утрате богатства, приобретенного таким неправедным путем. Когда истек восьмидневный срок, в течение которого новокрещенные носили белые одежды в знак своей радости и сочетания со Христом, Пелагея сменила их на суровую власяницу, сверху надела потрепанный и изношенный подрясник святителя Нонна и тайком ушла из города, никому не сообщив о том, куда направляется. Божьей волей епископ узнал, что девушка отправилась в один из мужских иерусалимских монастырей, где, назвавшись мужским именем, она стала подвизаться в суровых трудах и молитвах. От бесконечной работы и изнурений ее несказанная красота вскоре поблекла, но это уже совсем не заботило Пелагею, посвятившую каждую секунду своей жизни заботе о красоте своей души. Слава о новом подвижнике, иноке со странным именем Пелагий, довольно быстро разнеслась вокруг, так что когда через несколько лет этот инок умер, на похороны съехалось множество народа со всех концов страны и даже из-за ее пределов. Каково же было всеобщее удивление, когда перед погребением выяснилось, что усопший был вовсе не мужчиной, а женщиной! Узнав, что это была Пелагея, бывшая антиохийская блудница Маргарита, все собравшиеся еще раз удивились тому, как замысловато порой устраивает Бог судьбы Своих детей, чтобы привести их к Царствию Небесному. Пелагею погребли в той келье на Елеонской горе, в которой она подвизалась в образе инока все эти годы. Церковная история говорит, что это случилось примерно в 457 году. *** В отличие от множества историй покаяния и спасения, житие святой Пелагеи ломает привычные стереотипы, когда блудница обличается проповедником за ее грехи, а стремление украшать свое тело предается яростному осуждению. Тут все иначе: красота служит спасению даже в самых грязных своих проявлениях – если есть горячая, настоящая любовь ко Христу, Который помогает доброму, но извращенному дьяволом, снова стать добрым, хорошим и благодатным.