Пожалуй, самое удивительное и загадочное явление — это головной мозг человека. Каким удивительным образом он умудряется осуществлять свою работу? И действительно ли там живёт ум? Почему одним легче даётся физика, а другим — музыка или литература? 

Сегодня мы поговорим о науке нейропсихологии с детским нейропсихологом Евгенией Васильевой, сотрудником центра «Нейропсихолог».

— Евгения, расскажите, для начала, что такое нейропсихология? Какой проблематикой она занимается?

— Успехи психологии и медицины, в частности, неврологии и нейрохиругии,  в начале 20 века подготовили почву для формирования новой дисциплины-нейропсихологии. Эта отрасль науки начала развиваться в 20-40-х годах прошлого столетия в разных странах, и особенно — в России. Основоположником нейропсихологии является великий отечественный ученый Александр Романович Лурия. Во время Великой Отечественной войны он начал исследовать влияние различных поражений головного мозга на высшие психические функции: внимание, память, мышление, речь, зрительное, слуховое, тактильное восприятие. А.Р.Лурией и его коллегами были сформулированы основные теоретические положения, на которые опираются исследователи во многих странах мира и в настоящее время. Многие из них были дополнены и разработаны более детально, но невозможно переоценить масштабность вклада Александра Романовича.

Область нейропсихологии детского возраста гораздо моложе. Важно понимать, что существует ряд существенных отличий в работе с детьми и пожилыми людьми.

— Когда я думаю о формировании психики, тех нейронных связей, которые образуются, у меня создается ощущение, что это некая природная данность, с которой мы ничего поделать не можем. Нейропсихология утверждает обратное: что мы можем корректировать развитие психики, пока она еще не до конца сформирована?

— Универсального ответа на этот вопрос не существует. Для того чтобы понять, как помочь ребенку в каждом конкретном случае, сначала надо понять первопричину возникающих трудностей. Так, если ребенок получал родовую травму, перенес гипоксию, имеет черепно-мозговые травмы, имеет неврологический диагноз, необходимо обратиться к нейропсихологу, чтоб оценить уровень актуального развития психических функций и в случае необходимости оказать своевременную помощь. Также важно учитывать актуальный возраст ребенка, а также возраст, в котором произошла травма. Если в процессе диагностики выявляется недосформированность некоторых психических функций, то в таком случае специалист может предложить нейропсихологическую коррекцию, направленную на развитие тех функций, которые еще не сформировались.

— Когда вы говорите, что недосформирована психическая функция, по каким критериям вы определяете, недоразвита функция или в норме? На что вы ориентируетесь?

— Мы ориентируемся на определенные возрастные нормативы. Например, где-то к семи годам ребенок должен запоминать пять-шесть слов. Если он запоминает три-четыре слова, мы можем говорить о том, что слухоречевая память несколько снижена.

— Краткосрочная память?

— Да. Также есть пробы и на долгосрочную память. Когда приходят к нейропсихологу, он проводит достаточно обширную диагностику, она длится около часа или полутора, выясняются особенности функционирования различных отделов головного мозга и выявляются индивидуальные особенности протекания психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти, восприятия. В результате этой диагностики мы получаем данные об особенностях психического развития ребенка, о слабых и сильных звеньях высших психических функций, а главное — рекомендации по поводу дальнейшего развития и обучения, необходимости обращения к другим специалистам: логопеду, психологу, дефектологу. Основная задача нейропсихолога заключается в выявлении первопричины трудностей в обучении.

— В каком возрасте к вам приходят дети? Когда обычно родители обращают внимание, что что-то не так?

— К сожалению, родители чаще всего начинают бить тревогу, когда ребенок уже пошел в школу. Намного легче идёт работа, если родители обращаются к нейропсихологу, когда ребенок еще только готовится к школе. Нейропсихологическая диагностика может проводиться начиная с 3-4 лет. В полном объеме нейропсихологическое обследование возможно с 6-летнего возраста. Грань, когда к детскому психологу могут обратиться, – 14 лет.

— В каких случаях родителю стоит обратиться к нейропсихологу?

— Консультация детского нейропсихолога необходима, если ребенок испытывает трудности в усвоении учебного материала, невнимателен, быстро утомляется, часто отвлекается, гиперактивен или напротив слишком медлителен. Также будет полезна консультация, если ребенок имеет дефекты звукопроизношения, не сразу понимает обращённую к нему речь, испытывает трудности построения предложений, пропускает, заменяет буквы при письме, имеет трудности с основными школьными предметами.
И, конечно же, как я упоминала ранее, если ребенок получал родовую травму, перенес гипоксию, имеет черепно-мозговые травмы и/или имеет в анамнезе диагнозы ЗПР (задержка психического развития), ЗРР (задержка речевого развития), СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности).

Особое значение имеет течение беременности и протекание родов у мамы ребенка, а также раннее развитие малыша. Во время диагностики я выясняю, когда ребенок начал держать голову, ползал ли он, во сколько месяцев начал ходить, когда заговорил. Отставание в развитии в младенчестве, раннем детстве может служить важным предвестником трудностей, с которыми ребенок может столкнуться в будущем.

— Вы сказали, что есть процессы, которые можно откорректировать. Можете привести какой-то пример, чтобы было понятно, какие именно проблемы можно решить?

— В последнее время все чаще обращаются родители детей с синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ). Такой ребенок очень легко отвлекается, ему сложно сосредоточиться, усидеть на месте, он активен, но в тоже время быстро утомляется. Он часто совершает «глупые ошибки», но вместе с тем учитель говорит, что «он способен учиться на хорошие отметки, если бы не отвлекался и не витал в облаках».

В процессе коррекционной работы, которая обычно составляет курс из 20-25 занятий, ребенок становится более внимательным, усидчивым, меньше утомляется, замечает свои ошибки и исправляет их, у него может улучшиться почерк. А главное — учеба становится для него интересным и увлекательным процессом! Для меня это очень важный показатель успеха коррекционной работы!

Родители принимают активное участие во время работы, поскольку упражнения, которые мы проделываем во время занятий, необходимо повторять дома 2-3 раза в неделю. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что дети не должны дома делать заданий, они их должны делать только во время занятий. Я полагаю, что для того, чтобы навык формировался, необходимо выполнять упражнения в домашних условиях.

— Вы даете им домашние задания?

— Да, это комплекс двигательных упражнений. Для их выполнения необходимо 15-20 минут в день. Я считаю, любой родитель в состоянии уделить это время своему любимому ребенку. И результат не заставит себя ждать!

— Расскажите, пожалуйста, подробнее про диагностику? Как вы определяете, допустим, развито ли у него внимание, артикуляция, моторика?

— Методы нейропсихологов близки к психологическим. Это безаппаратурные методы, которые совершенно безвредны для малыша.

В процессе диагностики ребенок выполняет ряд нейропсихологических проб.  Родителям предлагается наблюдать за процессом диагностики, чтобы впоследствии  обсудить полученные результаты. Как я уже говорила, по результатам нейропсихологического обследования, я предоставляю родителям заключение о состоянии высших психических функций ребенка (память, внимание, речь, мышление, восприятие). Соответственно мы можем говорить о составлении индивидуального образовательного маршрута для ребенка, например, о необходимости обращения к другим специалистам с целью оказания комплексной помощи. Другими словами, нейропсихологическая диагностика дает возможность родителям увидеть актуальные и потенциальные трудности ребенка и возможности их преодоления. По итогам диагностики также составляется индивидуальная программа нейропсихологической коррекции.

Нейропсихологическая коррекция помогает детям справиться с трудностями в учебе, которые нередко связанны с особенностями индивидуального развития психических функций. Коррекция включает в себя телесно-ориентированные психотехники, гимнастика массаж, а также когнитивные упражнения. Результатом является активизация энергетического потенциала организма, развитие двигательных функций, пространственных представлений, внимания, памяти, мышления, а также функций контроля и регуляции собственной деятельности.

— Эти методы доступны для бытового применения? Каким образом родитель может в домашних условиях проверить ребенка и сделать какие-то выводы?

— В домашних условиях человеку, не владеющему необходимыми познаниями в области общей, возрастной, клинической психологии, невозможно грамотно провести диагностику.  Если родителя беспокоит психическое состояние ребенка, причины его трудностей обучения, необходимо обратиться к специалисту, который постарается ответить на все вопросы, волнующие родителя.

— Среди детских психологов преобладает мнение, что ребенок – это зеркало своих родителей, что его эмоциональное состояние – это отражение того, что происходит между родителями, в отношении с каждым из них. Можно по отношению к тем же навыкам говорить о том, что ребенок повторяет ту последовательность развития, которая была у кого-то из родителей? Каков здесь элемент наследственности?

— Достаточно большой. Вернее всего в каждом конкретном случае можно говорить о соотношении вклада внешней и среды и наследственности. Согласно зарубежным данным, при том же СДВГ(синдроме дефицита внимания и гиперактивности) наследственный фактор может быть достаточно высок.

О некоторой закономерности можно говорить и в случае темпов речевого развития. Очень часто мы можем наблюдать ситуацию, когда мама или папа поздно заговорили, тогда и ребенок тоже может начать поздно говорить. О подобной вероятности существует достаточно много данных.

Что касается эмоциональной сферы, ребенок и правда часто является «зеркалом», отражая эмоции и чувства своих родителей. Порой родители пытаются скрыть по какой-то причине свои эмоции, и неверно считать, что ребенок не догадывается об истинном настроении своего родителя. Дети невероятно чувствительны, они не все могут выразить, но понимают очень многое, их невозможно обмануть! И в этом я убеждаюсь каждый день!

Часто ко мне как к нейропсихологу приходят для того, чтобы выяснить причину проблем с обучением. И в процессе диагностики становится понятно, что причина, скорее, психологическая. В этом случае важно провести грамотную работу с родителем, дать необходимые рекомендации.

— Какая часть вашей работы – это работа с родителями? Если вы видите, что проблема ребенка завязана на том, как он взаимодействует с родителями, в таком случае как вы поступаете?

— Работа с родителями безусловно является важным процессом в ходе коррекционной работы. Когда складывается эмоциональный контакт с родителем, создана доверительная атмосфера, всегда происходит качественное улучшение состояния ребенка, налаживаются детско-родительские отношения. Зачастую родители в процессе психокоррекционной работы осознают и проговаривают многие проблемы, с которыми сталкивались многие годы, но не могли найти решение. Иногда проблему можно решить в ходе психокоррекционного курса, в таком случае я применяю множество различных методов и техник, в том числе арт-терапию, игровую терапию.

Если же ясно, что проблема серьезна и требуются отдельные сеансы, в таком случае я могу направить ребенка к другому специалисту.

Очень важна готовность родителя включаться в работу с психологом, желание что-то менять в себе и своем окружении. Не стоит забывать, что в процессе коррекции происходят определенные изменения в эмоциональной сфере ребенка, и тут ключевая роль родителя — принять эти изменения, принять своего ребенка таким, какой он есть.

Тут все сильно зависит от того, способны ли родители замечать своего ребенка.

— Да. Могут ли они его принимать таким, какой он есть. Психологи называют это термином «безусловное принятие». Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он послушный, умный, и т.д., а просто за то, что он есть. Как поется в песне: «Полюби меня такой, какая я есть».

— Как часто вы сталкиваетесь с родителями, которые видят в своем ребенке потенциального гения и готовы приложить любые усилия и вложить любые средства, потому что «мой мальчик великолепно рисует» или еще что-то? Что вы с ними делаете, когда понимаете, что в принципе развитие ребенка нормальное, просто потенциал, который в нем видят, гораздо больше того, что он может осилить?

— Тут грань тонка. Я всегда говорю родителям, что давайте мы будем бояться гениальности, пусть у нас будут просто нормальные дети. А когда они войдут в подростковый возраст, они будут развивать свои возможности, опираясь на свой личностный опыт.

На мой взгляд, сейчас существует некий «бум» подготовки детей к школе. Многие родители желают как можно раньше научить ребенка писать, читать, считать. На мой взгляд, это совершенно неверно. Существуют определенные законы развития мозга, психики. В психологии существует понятие «ведущая деятельность». Ведущая деятельность — это та деятельность, в которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований.

На каждом возрастном этапе существует своя ведущая деятельность. Кроме того, энергетический потенциал мозга не бесконечен. Поэтому энергия должна расходоваться на приоритетную деятельность, а если же мы направляем основной поток энергии на несвоевременное развитие той или иной психической функции, то, естественно, мы сталкиваемся с нехваткой энергии там, куда она должна быть направлена. Последствия этого «неверного распределения энергии» чаще всего сказываются в 7 лет, когда ребенок начинает ходить в школу, количество нагрузок резко возрастает и психика ребенка зачастую не справляется с такими большими переменами. Обычно это проявляется в нарастании тревожности, появлении страхов, агрессивном поведении.

— Желание родителей как можно раньше заметить талант и начать его развивать – это всё от большой любви делается. Ну любит он рисовать больше всего, срочно отдадим его в художественную школу! Я так понимаю, что эти наклонности и проявления таланта до какого-то возраста не стоит форсировать?

— Да, я с вами соглашусь, не стоит форсировать. Нужно быть внимательным к ребенку, беседовать с ним о том, что его интересует, привлекает, поощрять интересы. Если ребенок любит сильно рисовать – пусть рисует. Но пусть это не мешает развитию и других его качеств, умений. Как мне кажется, в XXI веке есть масса возможностей, и стоит ребенку с ранних лет показывать широту мира, возможность выбора. Он любит рисовать? Попробуйте направить его и в другое русло, может, ему понравится и музыка.

В данном случае рисование очень часто может являться просто первым опытом успеха. У ребенка это закрепляется, ему нравится то, где он успешен. Быть может, у него есть, способности и в других областях. Задача родителя — показать их ребенку, поверить в его успех. И я действительно верю, что каждый ребенок талантлив, и нужно развивать таланты, но не слишком упорствовать в этом, важно дать ребенку широту, опыт многих деятельностей, чтобы впоследствии он имел возможность выбора.

— Вы не могли бы перечислить по возрасту, когда какая деятельность приоритетна? Мне кажется, у родителей часто есть иллюзия, что можно дать ребенку и паззлы, и раскраски, а это ему вообще сейчас не нужно. Или они хотят срочно начать его учить читать, чтобы похвастаться перед кем-то.

Да, мне приходилось сталкиваться с подобными вещами. Только я всегда понимаю, что родители стараются дать самое лучшее ребенку, но иногда, как и все люди, совершают ошибки, это нормально. Как я уже говорила, в психологии существует понятие «ведущая деятельность». В младенческом возрасте ведущая деятельность – это непосредственное общение со взрослым, особенно с матерью. В раннем детстве — предметно-манипулятивная деятельность. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. И до того момента, как ребенок пошел в школу, все его обучение должно происходить в игровой форме.

Уже в младшем школьном возрасте, с 7 лет, у ребенка начинается другая деятельность — учебная. В подростковом возрасте ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. Профессионально-учебная деятельность становится главной в юности.

Быть родителем, несомненно, непросто, нужно быть достаточно мудрым, чтобы в каждом возрасте направлять энергию ребенка в русле его ведущей деятельности, но я знаю, что это возможно. Ведь в конечном итоге задача родителя — быть проводником, другом и помощником для своего ребенка во время его освоения себя и окружающего мира. Именно родитель может помочь ребенку дойти до той точки, где он сможет самостоятельно мыслить, действовать, принимать решения, которые в конечном итоге будут определять его жизнь.

Беседовала Вероника Заец

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Lysska

спасибо за интервью, очень интересное! сразу вдохновило почитать, что же это за "синдром дефицита внимания и гиперактивности"

Эвита

О, какая "родная" статья. Тоже ж работаю в нейропсихологическом центре. От себя добавлю, что мозг пластичен до 12 лет, до этого периода, за счет двигательной коррекции (но я против домашних заданий по ней) можно убрать недоразвитие зон почти без следа. Сердце сжимается, когда вижу тяжело запущенных детей, молчавших до 4 лет и мучившихся два-три года в школе. Родители, никогда не откладывайте процесс коррекции! Не ждите, что ребенок "разговориться", "раз-учиться", "подрастёт и всё пройдет". На пару счастливых случаев приходятся десятки детей, которые могли бы не ходить годами в двоечниках (не будут в школе работать на дисграфией, не до этого), не уставать… Читать далее »

Nata.

А вот это интересно. Если можно поподробнее: в чем заключаются занятия, принцип действия?

Эвита

Двигательная коррекция имитирует моторное развитие ребенка. Кровь поочередно приливает к разным частям мозга, питая их и ломая синкинезии. Плюс, там есть задания на быстрое переключение, соблюдение двигательной инструкции. Такой пример: у ребенка была асфиксия при родах, наиболее пострадала теменная зона. Это будет видно на обследовании и коррекции. А значит, полетит математика, вечные проблем лево-право, понимание причинно-следственных связей, от предлогов до задач. Упражнения на темя будут "полировать его и разминать.
Или, поврежден был ствол, место, откуда растут все черепно-мозговые нервы. А это всё, ребенок будет утомляем и отстающим во всем понемногу.

Виктория

а почему против домашних заданий?
мне близок нейропсихологический подход по типу метода змещающего онтогенеза, согласно которому коррекция длиться не меньше 9 месяцев с обязательным ежедневным выполнением домашних заданий. Иначе это будет не коррекция, а развивашка. Проблема останется, нейронные связи не будут закреплены должным образом. И задания постоянно усложняются. Ну, там целая программа, одним словом.

Эвита

Не знаю, как Вы проводите занятия. Я тоже работаю с замещающим онтогенезом. Обычно два-три раза в неделю, по 40 минут на двигательную, с выездом на дом, достаточно в большинстве случаев. Длительность может быть разная, от двух месяцев до 1,5 лет. Родители могут что-то не так запомнить, не так повторить, слишком быстро автоматизировать. Перепутать, не доделывать. Лучше не рисковать.
Домашние задаю, но "застольные".

radistkcat

в каком центре Вы работаете?как к Вам попасть?сколько стоит прием?можно ли проверить детей 8 и 5 лет?

Эвита

Поищите в инете московский центр Норма-плюс. Ссылку не знаю, пустят ли. Занятия… недешевы. Созваниваетесь с центром, к Вам высылают сперва специалиста на обследование, потом другого — на коррекцию.

Виктория

Я только учусь, пока не провожу сама, смотрю, как проводят.

Так для этого есть практика снимать на видео все упражнения, чтобы дома делали упражнения без ошибок. Специалист же в свои приемы два раза в неделю контролирует правильность выполнения, вводя новые задания по мере освоения старых. В том методе, о котором я говорю, нет "застольных" заданий вообще — все двигательные: сначала лежа, потом сидя, потом стоя.

Разные подходы, видимо, совсем.

Нина

А как обратиться скажем , в регионах? Нужен контакт. Нет никаких сил, старшему 11 лет, никакой уже мотивации к учебе. Невнимателен, почерк ужасный, все теряет и забывает. При этом очень способен. Ну был, пока не усложнились предметы -лень впереди него бежит. Ни спорт, ни творчество, ничего…. ТВ смотреть не разрешаем (а то свалила бы на "врага человечества"), только по выходным, детские нормальные сказки и мульты. Тоже самое с компьютером -это наша "валюта". ЧТО ДЕЛАТЬ?

Эвита

Если всё теряет и забывает, невнимателен — подозреваю недоразвитие ствола, энергетического центра. Регионам, конечно, очень тяжело, в курсе. Ищите нейропсихолога. Ещё хорош курс массажа шейно-воротниковой зоны. Или хотя бы после душа растирать шею ворсистым полотенцем, главное — постоянно. Дыхательную гимнастику Стерльниковой посмотрите, и делайте в день по два — три упражнения (не переборщите с ней). Домашние делайте "перебежками", быстро чередуя математику-русский-рисование.

Ярослава Ш.

И моя тоже постоянно все теряет — забывает. Что только в школе не теряли за два года, а сменку и спортивную форму почти через день! В первом классе вообще уходила в школу без портфеля. Зато с математикой никаких проблем (если ручку во время написания работы не потеряет). Со стороны это может быть и весело, но я в состоянии вечного стресса: как адаптировать ребенка к внешнему миру. Очень нужен нейропсихолог (!!!), но у нас такого специалиста нет. Невролог назначает массаж шейно-воротниковой зоны 2 раза в год, хотя подозреваю, что этого недостаточно. Еще проходим курсы медикаментозного лечения, но результаты почти нулевые. Большие… Читать далее »

Эвита

Ярослава, насчет массажа: два курса в год — это нормально. Делайте, не запускайте. Лечитесь и дальше таблетками, но навыки, да, отрабатываются отдельно.
Путает буквы в третьем классе: дисграфия. Есть оптическая (а-о, б-д, п-т, и-у) и фонематическая (б-п, р-л, с-з, и по мягкости: лямпа — сол). Советую тетради Мазановой, так и зовутся: коррекция оптической/фонематической дисграфии.

Ярослава Ш.

Спасибо за совет! У нас оптическая дисграфия, занимаемся с логопедом второй год, но без тетрадей. Попробую заказать и позаниматься дома. Еще раз спасибо!

Похожие статьи