В конце октября в витринах некоторых магазинов появляются зубастые тыквы, метлы, ведьмы и тому подобные атрибуты праздника Хэллоуин. Благодаря глобализации, он приобретает поклонников далеко за границами страны своего происхождения и становится таким же коммерческим проектом, как Рождество или день св. Валентина. Российские религиозные организации не одобряют его как чуждый нашей культуре. Что же это такое?

Для начала разберемся со значением слова. «Хэллувин» — так в XVI в. шотландцы произносили английскую фразу AllHallowsEven, что означает Вечер всех святых, канун праздника Всех святых. В православии этот праздник отмечается в первое воскресение после дня Святой Троицы, в католицизме – 1 ноября. Христианизация Британии совершилась в VII в. Естественно, она происходила не сразу и не быстро; языческие верования и традиции долго играли значительную роль. Кельты имели собственные представления о мире, которые отражались в их календаре. Зимнее и летнее солнцестояние были приняты как центральные поворотные точки соответствующих сезонов. Следовательно, начало сезонов приходилось на 1 ноября (Самайн) и 1 мая (Белтейн). Самайн был связан с аграрным циклом: завершались жатва и выпас скота, на следующие полгода в свои права вступала зима, темная часть года. Именно это время считалось у британцев началом следующего года. Как и всякое новолетие, оно сопровождалось многодневным фестивалем.

Миссионерам, действовавшим на островах в VI в., дальновидный папа Григорий I Великий (Григорий Двоеслов) велел не разрушать языческие храмы, а превращать их в христианские только путем освящения и установки алтаря. Точно также все народные обычаи подвергались не запрету, а переработке. Таким образом, в VIII в. Самайн стал Днем всех святых. Тем не менее, спустя четыре века кельтские традиции все еще были сильны: в Ирландии на холме Тара (древняя столица и священное место) 1 ноября широко отмечали старинными обрядами.

«Раз в год собирались все улады* вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии».

Сага о Кухулине, отрывок из повести «Болезнь Кухулина».

*Улады – жители Улада, древней области в северной Ирландии.

На холмах разжигались костры. Вокруг них водили хороводы и проводили скот. Огнем обносили поля для их освящения. Молодежь прыгала через затухающее пламя. В конце этим огнем освящали жилище.

На Самайн пекли хлеб специальной формы, который кидали на пастбища для защиты стад от дикого зверя. Традиционным угощением праздника были яблоки и орехи, поскольку это время их созревания.

Следует отметить, что у германских племен существовал схожий праздник. Во Франции и Германии он был замещен днем св. Мартина Милостивого (11 ноября), епископа Турского, много сделавшего для распространения христианства. С начала ноября отсчитывался и финансовый год: в это время происходило назначение чиновников, подводились итоги и вносились церковные подати.

Хорошо, если это всего лишь новый год, то откуда берутся инфернальные загогулины современного Хэллоуина?

Дело в том, что Самайн — не светский новый год с шарами и елками, а мистическая смена одного сезона другим. На их границе, по древним верованиям, открываются врата в другие миры и возможна встреча с потусторонним. Считается, что в Самайн и Белтейн на поверхность выходят сиды – высокие, невероятно красивые и мудрые эльфы. Они не вредят людям, однако один взгляд на них сводит детей Адама с ума. Особенно опасна в этом смысле их королева – златовласая голубоглазая Мебд. Сиды живут под землей, в пещерах или на затерянных островах. Только герои с необычной судьбой решались соперничать с ними. Кто-то из них погибал, кто-то попадал в рабство, а в случае освобождения становился целителем.

В такие дни принято было гадать. Пытались увидеть будущее по сердцевине ореха, по капустным кочерыжкам, по воску, по яичному белку и так далее. Обычное стремление человека заглянуть в завтрашний день. Вспомните Татьяну, которой святочное гадание посулило жениха по имени Агафон!

Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит,
На месяц зеркало наводит;
Но в темном зеркале одна
Дрожит печальная луна…
Чу… снег хрустит… прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон.

Раз граница между мирами раскрыта, через нее могут пройти и предки с того света. Поэтому Самайн еще и время поминовения усопших. У каждого народа есть такие дни. В православии это Радоница и многочисленные родительские субботы. Однако надо понимать, что для средневекового сознания не все покойники упокоились, и не все возвращаются в мир живых с благими намерениями. Некоторые души не могут найти себе пристанища и шалят от неприкаянности; а некоторые вредят людям осознанно. Так что помимо молитвы о своих ушедших родственниках живые должны обезопасить себя от враждебных мертвецов. Для этого и зажигались священные костры. Для того, чтобы души нашли путь назад, ставились фонари.

Тем не менее, Самайн не равно Хэллоуин. Большинства атрибутов Хэллоуина у Самайна не было. Они появились в позднее средневековье и наше время в результате смешения языческой и христианской традиций. Вероятно, произошло распределение функций по дням: 1 ноября стал днем Всех святых, торжеством Церкви (в католицизме праздник имеет высший ранг), 2 ноября стал Днем всех усопших верных, а 31 октября как канун триумфа светлых сил стал периодом разгула всякой нечисти.

Устрашающие маски возникли как еще один способ отогнать злых духов. Заодно можно попугать односельчан и выпросить у них что-нибудь сладенькое. Колядки, да и только.

Если хэллоуинские маски вам кажутся страшными, посмотрите, чем провожают зиму в венгерском городе Мохач:

Сказать по правде, когда такое рогатое чудо (-вище?) идет прямо на тебя, забываешь, что это всего лишь ряженый человек. Автор видел это своими глазами и знает, о чем говорит.

У тыквы со свечой длинная история. Она возникла из тех фонарей, что ставили для блуждающих душ. Кто придумал вырезать фонарь из овоща, неизвестно. В Великобритании его делали из репы или брюквы. В США, где традиция распространилась от эмигрантов, репу заменили на тыкву как более дешевую и эффектную.

Такой фонарь называется Светильник Джека (Jack-o’-lantern — Джек-Фонарь). По легенде Джек – хитрец (ирландец, само собой), дважды обманувший дьявола. Как-то они выпивали вместе в кабачке, и Джек попросил нечистого превратиться в монету. Вместо того, чтобы оплатить счет, Джек сунул монету в карман, где лежал крестик. Дьявол оказался в ловушке. За освобождение он обещал не трогать человека целый год и не забирать к себе после смерти. Когда они встретились в следующий раз, ирландец предложил черту залезть на дерево за плодами. Нацарапав на стволе крест, Джек потребовал себе еще десять лет беззаботной жизни. К сожалению, он не учел божественные планы. Несчастный грешник вскоре умер, и, освобожденный от ада, но не принятый в рай, бродит по земле, освещая себе дорогу угольком.

Попав в США, Хэллоуин обогатился местными традициями почитания покойников. У индейцев Центральной Америки есть День мертвых, который также приходится на 1-2 ноября. Главные атрибуты праздника – череп и скелет, одетый в красивую женскую одежду (Катрина). В древности черепа предков хранились в домашних алтарях. Теперь пирожным и другим сластям придают такую форму, и ни у кого это не вызывает содрогания. Помимо традиции посещения могил, существует также традиция яркого карнавала, который должен символизировать в конечном итоге победу жизни над смертью.

Именно в таком, карнавальном, виде Хэллоуин приходит в другие, некельтские культуры. Чужд ли он русской культуре? Да, в том смысле, что у нас уже есть праздники с такими функциями, и в новых нет необходимости. Есть время для памяти об ушедших, есть день для нового года, есть даже период для шутовства и маскарада. Однако, и Коляда, и Масленица тесно сопряжены с православным календарем. Возможно, это делает их непривлекательными в глазах нерелигиозной публики. Трудно себе представить корпоратив с колядками; зато с тыквами и метлами – легко. Людям нужны повод для веселья и экзотика. Свои традиции кажутся отжившими, а вот чужие – очень привлекательными. Нужно ли с этим бороться, уже другой вопрос. Мы живем в стране, где человек волен выбирать, во что верить или не верить.

Песня канадской певицы Лорины МакКеннитт (Loreena McKennitt) Samhain Night («Ночь Самайна»):

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор путеводителя по Золотому кольцу для детей и их родителей. Выпускница исторического факультета МГУ.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гоблинище

Отлично написано. И в самом деле, в русской традиции тоже хватает элементов инфернальности, и ряженых, и гаданий. Думается, это не должно как-то пугать и отталкивать православных

Катерина Дупленская

Спасибо, друг!

Светла

Катерина, спасибо! Очень интересно и вразумительно, в который раз наслаждаюсь Вашим четким и ясным изложением. Исчерпывающе и, так сказать, нелицеприятно о Джеке и пирожных-черепах, а с другой стороны, без мракобесного "изыди!". Я просто обескуражена тем, как распетрушили наши русские сказки на предмет "нечисти". Да все горынычи с кащеями в нашем сознании не более "нечисть", чем Карлсон и говорящие зверюшки Сутеева! Все, созрела: срочно заказываю Ваш путеводитель, будем с внукой путешествовать в обозримом будущем (никому не скажу, что прежде всего мне самой хооочется!).

Катерина Дупленская

Спасибо, Светлана!
Особенно приятно про путеводитель 🙂

Ваниль
LottaSchwartz

Вы действительно считаете, что дети, загримированные под трупы — это веселье, экзотика и вообще карнавал?
Старая, но не отжившая поговорка: "Вольному-воля, спасенному-рай".
На эту тему: отец Андрей Ткачев pravmir.ru/xellouin-po-itogam/

Zeru

А Вы действительно считаете, что каждый ребёнок или хотя бы большинство детей непременно загримированны под трупы или там вурдалаков? Конечно, я давно осведомлена о привычках отечественных СМИ (и в особенности православных) демонизировать Хеллоуин и то, в каком виде его празднуют, но вынуждена Вас разочаровать: в Северной Америке, откуда пришёл этот праздник, больше половины всех доступных в продаже праздничных костюмов не имеют вообще ничего общего с темой смерти, покойников, ужасов. Вот _декорации_ да! Там преобладают скелеты, призраки, могильные камни, зомби. А вот что касается нарядов, то извините, Ваше представление неверное. Маленьких детей в основной своей массе наряжают в костюмы зверюшек, насекомых,… Читать далее »

LottaSchwartz

Поскольку я живу в России, а не в США, то наблюдаю, что происходит в Москве. Как минимум это пошлость и безвкусица. А как обстоят у нас дела с образованием и культурой, Вы,вероятно в курсе.

Zeru

Не спорю. Но это всего лишь говорит о неумении россиян пользоваться заимствованными из других культур вещами, что не есть повод обвинять сам источник их заимствования. Так же как и китайский гороскоп не виноват в том, что в России он превращается в сувенирное и суеверное безумие под каждый новый год.

Ваниль

я тоже живу в северной Америке, в магазинах вместе с костюмами зверюшек и фей ВСЕГДА продаются скелеты, зомби, демоны. И всю эту гадость можно купить в обычном супермаркете. Все развешивается задолго до праздника. И часто витрины магазинов разукрашиваются демонами, и всякой нечистью. Около своих домов люди ставят могильные плиты.

Zeru

Я нигде не сказала, что такие костюмы НЕ продаются. Или что они не предназначены для детей. И про могильные плиты у домов тоже специально упомянула.
Читайте внимательней сообщения на которые отвечаете, пожалуйста.

Ваниль

а я на Ваше сообщение не отвечала. Вы разве не заметили. Там стрелочка идет к другой собеседнице.

Zeru

Верно, но Вы его словно пытаетесь оспорить, будто бы я неправду какую пишу…

Ваниль

как *православная голубица*, предлагаю не ссориться))

Ваниль

да, это карнавал темных сил! ))))) Вы хорошее слово подобрали! Вот смеюсь, а самой даже как-то жутко. Если народу не нравится что говорит по этому поводу РПЦ, то уверяю вас! Другие поместные церкви говорят все тоже самое!!! Особенно, те, кто находится в США. В одной из греческих церквей для детей устраивают в этот день праздник всех святых.

Гоблинище

Данс макабр — пляска смерти — один из центральных мотивов народной культуры христианского средневековья. Это, натурально, карнавальная культура — почитайте Бахтина. Веселье или нет — решает каждый, кому что весело; только эта очень древняя символика, смех над смертью, профанация сакрального — так народная культура осмысляла для себя сложные и пугающие вещи. Ну, а если вспомнить, что хеллоуин теперь вобрал в себя и элементы культур американских индейцев с их данс макабр — тут удивляться в принципе странно. У этих символов очень народные корни. Кстати говоря, статья батюшки поставила меня буквально в тупик, когда я ее прочитала. Жаль, что нельзя у него… Читать далее »

Ваниль

прочитала статью о. Андрея Ткачева. Прекрасная статья. Батюшка — настоящий боец. Все сказал, вопросов не возникло.
А про американских индейцев могу сказать, что они живут в резервациях. Никто их не видит, не слышит. И никого не волнует чем они там занимаются. Влияние культур американских индейцев, я считаю преувеличено. Никаких карнавальных диких плясок я никогда здесь не видела. Все очень цивильно. Одели костюмчики, прошлись до домам , собрали конфеты, и домой спать.

Grusha_Jablonja

Вот здесь более спокойно, но тоже без восторга: http://istina-journal.ru/faith/discussion/806/ Согласна с автором статьи по этой ссылке, что есть вещи, с которыми не нужно шутить. Не нужно — вот и все. И ужасно, когда детям навязывается участие в этом действе, когда абсолютно по-советски спускаются "сверху" указания так-то и так-то отпраздновать сей день. И для верующих учеников, а то и учителей это превращается в настоящую духовную битву. И тем самым оказывается в центре внимания то, что внимания, в общем, не заслуживает. Ну дали бы потихоньку "откосить" от праздника тем, кому он не нужен… Но нет, как же — как же… А то,… Читать далее »

Маргарита

Друзья-католики из Мексики Хеллоуин спокойно празднуют и ничего плохого в этом празднике не видят. Я думаю, дело в отношении.

LottaSchwartz

Так то в Мексике! Тамошний народ вообще специалисты в этих вопросах;) И в Ирландии это выглядит красиво. Вопрос не традиций, верований и культуры других народов, а способности нашего населения питаться чужими об'едками, предварительно их опошлив, видимо для большей доступности. Примеры смотрите по TV.

Маргарита

Я уже около 10 лет не смотрю телевизор и вам не советую :))

LottaSchwartz

Спасибо за совет. Только он не по адресу. У меня уже больше 15 лет вообще нет телевизора.

Нюра

"способности нашего населения питаться чужими об'едками, предварительно их опошлив, видимо для большей доступности" — ВООООООТ ! +10000000! очень точно! в середине 90х (на которые пришлась моя юность) у меня была куча комплексов от того, что я не очень понимаю американские комедии и не падаю от восторга от их ужастиков и триллеров (хотя тогда это были цветочки), не участвую в соросовских тендерах (от которых мне было тошно), не отмечаю великий день св.валентина — все это делали мои ровесники, я думала — я ущербная, и не могла объяснить что все это не нужно — я и без них чувствую себя прекрасно, питаясь… Читать далее »

LottaSchwartz

Да,конечно. Спасибо за поддержку :).

Гоблинище

Наше население, следуя своим собственным культурным традициям, может нарядиться на Святки — и кстати в кого угодно рядились, можно почитать воспоминания Шмелева. Истоки этого — в точности те же. Ну а если говорить об опошлении — это неизбежная судьба всякого массового явления, никуда от этого не деться.

Катерина Дупленская

Собственно, поэтому большой разницы и не вижу.

Grusha_Jablonja

Идея насчет икон и пр. пришла от польских католиков

La vie

В Мексике часто бываю. Нищая страна, обслуживающая американских туристов, и в душе их при этом очень сильно недолюбливающая. Так вот что я вспомнила — Мексика приняла католичество относительно недавно 200-300 лет назад? А до этого они были язычниками. И видимо поэтому у них до сих пор навалом везде продаются страшенные демонические маски.

Алена

А для протестантов 31 октября — день Реформации, тоже никакой не Хэллоуин

Катерина Дупленская

Отвечу сразу всем критикам. Мы живем в свободной стране (ОК, ОК, но все же), и никого заставить что-то делать или не делать не можем, когда речь идет о традициях. Можно только просвещать и рассуждать. Что и сделал Сергей Худиев. Статья про несладкую тыкву более эмоциональная, чем содержательная; не знаю, какова ее целевая аудитория. В школах этот праздник бессмысленный именно в силу того, что он неродной. Ну, нарядились мумиями, и что дальше? Никто не объясняет, откуда это взялось. Нет памяти поколений, на которую ребенок может опереться и понять смысл происходящего. Точно также лишен смысла как общешкольный праздник день св. Валентина. Большое… Читать далее »

Нюра

да, мы живем в свободной стране,
но это же не повод 🙂
уподобляться непонятно кому и непонятно зачем, а тем более способствовать пропаганде глупости и пошлости.
вот если бы люди принимали решение участвовать в празднике, понимая его смысл (т.е. осознанно) — тогда вопросов нет. НО — 95% (а то и более) родителей мягко говоря не задумываются что это вообще. Т.е. даже не думают, что об этом (смысле праздника) надо думать. Самое обычное НЕВЕЖЕСТВО И БЕЗГРАМОТНОСТЬ.
Вы знаете, от героина и водки тоже бывает весело, но никто ж в самом деле не говорит "та ниче, пусть дети в школе попробуют, повеселятся! 🙂

Катерина Дупленская

"Самое обычное НЕВЕЖЕСТВО И БЕЗГРАМОТНОСТЬ". — "Можно только просвещать и рассуждать".

LottaSchwartz

Имелась в виду статья отца Андрея Ткачева "Хеллоуин: по итогам".

Катерина Дупленская

Она достойная.

Ваниль

Катя, а та что про несладкую тыкву написал — протоиерей. Да с любым священником поговорите — греческим, сербским, румынским , грузинским, антиохийским, американским. Все Вам расскажут * об опасности данной языческой оргии*. Вот еще одна замечательная статья. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/57069.htm

Нюра

вчера видела в супермаркете вечером две дамы разрисованные с дочками лет 8-9 — эти вообще страшные…… и с рожками на голове… Почему-то было не смешно. Они даже на детей не были похожи.

Нюра

у моей знакомой дочь 11 лет в прошлом году участвовала в этом действе в престижной школе.
Говорю: "Наташа, ну ты же знаешь, что это мягко говоря нехорошо", — "Ой, ну знаю наверное, но я же НЕ МОГУ ОТКАЗАТЬ ребенку, ей же весело…, ну все же участвуют…"
через месяц она от своей дочери услышала "слышишь, ты вообще кто здесь такая?" (11 лет, домашний ребенок, обласканный и не обделенный всеми излишествами типа кучи айпедов, навороченных игрушек и разного происхождения тряпок от сэконда до шикарных брендов)

Маргарита

Вставлю психологические пять копеек — любой карнавал — это способ психологической разгрузки. Праздник огней в самое темное время года — самое логичное, что могли изобрести люди древности. А переодевание помогает побыть не собой, отвлечься, разгрузиться. В данном случае еще и преодолеть таким образом экзистенциальный страх смерти, посмеяться над ней. Верующие сразу возразят мне, что преодолевать его надо, опираясь мысленно на Христа, спорить не буду, все так, но это не мешает немного пошалить, подергать за нос костлявую и все такое.

Нюра

при чем здесь верующие? даже когда мы были неверующие, нам не приходило в голову такое из себя делать.
и сейчас нарядиться в нечто ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ — ну как-то…. не вижу никакой связи

Ваниль

Нюра, все верно говорите. Но если люди не хотят прислушиваться к мудрым словам священников, то что сможем сделать мы с Вами? Как говорит один священник. Он давно уже не останавливает людей, *когда они переходят улицу на красный свет*. Он в молодости пытался, а потом понял, что это бесполезно.

LottaSchwartz

Карнавал, с точки зрения психологии, нужен, чтобы сбалансировать " высокое" и " низкое" (ну как-то так). После поста и Рождества гуляем на святках. Но если нет "высокого", то карнавал вырождается сами знаете во что. Грустно это.

Похожие статьи