Жили-были чудесные мальчик и девочка — брат и сестра. Вполне возможно, что дети вместе купались в реке, смотрели одни и те же книжки с картинками, поливали огород из одного колодца, кормили одних и тех же кур, гладили одного и того же помоечного щенка. Но это было задолго до того момента, который нам хорошо известен как начало сказки Корнея Чуковского. Вот всё переменилось: мальчик вырос, стал доктором Айболитом и занялся обширной медицинской практикой, а девочка превратилась в его злую домомучительницу Варвару. Но лишь на первый взгляд может показаться, что Варвара – исключительно отрицательный персонаж. Ведь, к сожалению и к счастью, чёткое деление на плохих и хороших возможно лишь в сказке. Мысленно поместив эту женщину в обычную жизнь, мы поймём, что она мало чем отличается от простой домохозяйки, замотанной и любящей порядок и чистоту в своём доме. Вчера с больными зубами пришёл крокодил из местного цирка. Полечил зубы, да так и остался у доброго доктора, а ночью хозяин цирка светил в окна фонариком и колотил ногами по воротам. Ко всему прочему оказалось, что крокодил в это время, волнуясь, сжевал зелёную юбку Варвары. Потом рано утром прибежала испуганная обезьяна и оставила грязные следы в прихожей и на кухне. Вообще-то брат принимал зверей под деревом в саду, но стоило ему замешкаться в столовой за завтраком, как то стадо телят, то стая волчат устремлялась топать по вычищенным половикам. Ведь запирать двери в светлое время суток Айболит запретил! А ещё бывало, то тюлень позвонит, то олень… Так и жила бедная Варвара. По сравнению с добрым доктором она выглядела очень нехорошей, а на самом деле вела себя как обычный человек. Кадр из м/ф «Доктор Айболит» Понятно, что образ Айболита – это отражение человеческой тоски по экологическому идеалу, по родственным отношениям между людьми и животными. В сказке и огромный бегемот, и нежный мотылёк, и ворона, и лисица – все могут рассчитывать на своевременную помощь человека. Чем не отрадная картинка? На ум сразу приходит Адам, дающий имена животным в Эдемском саду, преподобный Герасим Иорданский, вынимающий занозу из лапы льва, или Серафим Саровский, мирно прогуливающийся с медведем в лесу. Но, увы, вне сказки человек редко имеет расположение рачительного хозяина к окружающей его среде. С дикими животными мы давно разделили сферы обитания, а прирученных держим в основном для своей пользы. Если доктор Айболит не мог шагу ступить, не пообщавшись с меньшими братьями, то мы даже по лесу ходим как по городскому проспекту – вроде и походкой хозяина, но в одиночестве. А уж если и случится встретиться с лесным зверем, то единственным чувством, сопровождающим эту встречу, будет опасение, причём очень часто взаимное. С этим положением вещей уже ничего нельзя поделать. Но мы можем сохранить остатки доверия живой природы, которая ещё не вымерла и не скрылась с наших глаз. Мы можем научить наших детей бережному отношению ко всему летающему, ползающему, плавающему и бегающему. Тем более, кто знает, кем вырастет наш малыш, какой властью будет обладать? Может, он остановит браконьерский лов рыбы или варварскую вырубку леса в поселке? Или посодействует установке нового очистного сооружения на территории градообразующего предприятия? А пока нарисуем доброго доктора, плывущего на ките! Нам потребуются: – акварель и гуашь, – большая беличья кисть для акварели и маленькая жёсткая для гуаши, – лист бумаги А4, – стаканчик-непроливайка. Для начала изобразим беспокойное море в технике монотипии – оттиска с окрашенной поверхности. Нанесём акварель на любую полимерную плоскость. Для этого можно взять целлофановый пакет и положить в него для жёсткости папку с бумагой. Итак, берём кисть и покрываем полученную поверхность синими и фиолетовыми каплями краски, а для разнообразия добавляем небольшие включения красного, охристого и любых других цветов. Не жалеем воды, акварель любит растворяться! Затем прикладываем лист бумаги и старательно водим по нему руками. Отнимаем лист и любуемся бушующими волнами! После просушки изображения моря рисуем в волнах более плотной краской – гуашью – кита и доктора Айболита у него на спине. Кит отличается от рыбы более крупной головой и большим ртом, а также маленьким хвостом и отсутствием плавника на спине. Что неудивительно, потому что кит – не рыба. На Айболите всегда надеты белые халат и шапочка с красным крестом. «…И сел на кита Айболит И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» Эх, нелегко быть всему хозяином! Нелегко, но отрадно. Благо, не только в сказке встречаются умилительные примеры дружбы человека и животного. Мы ещё можем рассчитывать на ласковое урчание кошки и радостный лай дворового пса. А к доброму человеку, бывает, привязывается какое-нибудь чадо дикой природы. Хоть и в виде исключения. Наши дети начинают догадываться уже в песочнице, что человек — венец творения и старший брат всему живому. Когда ребёнок впервые перегораживает лопаткой дорогу муравью или строит на пляже бассейн для улиток, он уже хозяин положения. И в этот момент важно провести параллель между его жизнью и жизнью букашки. Сказать, что всё живое может испытывать и боль, и тепло, и радость. Совсем как ты, малыш. Именно в этот момент можно воспитать в ребёнке потребительское отношение к природе или любовь к ней. Любовь маленького сердца, которое когда-нибудь станет большим.