Многие из нас, сами того не подозревая, живут в отрыве от реальности. Одни следуют за «снежной королевой», другие пытаются познать это странное чувство быть пойманным. Мы плутаем во Вселенной в порыве догнать нашу судьбу, обуздать ее, решить, что джокер уже в руке, миг неопределенности пройден и настоящее теперь целиком и полностью принадлежит нам. И только Богу ясны наши истинные деяния и помыслы. Десять фильмов на тему ухода от действительности демонстрируют слабые и сильные стороны героев, предпочитающих выдуманный мир неумолимому ужасу бытия. «Бульвар Сансет» (США, 1950, режиссер – Билли Уайлдер) Задолжавший кредиторам сценарист Гиллис (Уильям Холден) случайно попадает в дом стареющей голливудской дивы Нормы Десмонд (Глория Свенсон), великой звезды немого кино, ныне живущей отшельницей и постепенно сходящей с ума от одиночества. Актриса предлагает Гиллису работу над сценарием, и трясина безумия засасывает героя в губительные объятья. Великий фильм Билли Уайлдера, разоблачающий Голливуд, адскую фабрику грез. Героиня Свенсон предпочитает выдуманный мир наступившей и непонятной ей эре звукового кинематографа. Смириться с ролью выброшенной старой игрушки ей не позволяет собственное тщеславие. Тонкий, мудрый, глубокий фильм о том, что такое иллюзия. «Ох уж эта Настя!» (СССР, 1971, режиссер – Юрий Победоносцев) Маленькая школьница Настя Рябинина рассказывает всем про дружбу с черной пантерой, про невероятный город Эолис и про похищения людей загадочными пришельцами. Реальный мир старается отвлечь девочку от странных для советского ребенка фантазий. В конце концов Настю принимают в пионеры у монумента памяти погибших воинов. Все мы помним прекрасную песню «Лесной олень» из этой ленты, говорящую о сути происходящего больше, чем сам сюжет. Очень часто мир не столько выдуманный, сколько приукрашенный, становится для детей более обитаемым, чем серый фон школьных будней, не отличающихся особым разнообразием. И счастливы те, кто не перестает мечтать, даже окончательно повзрослев. «Бегство мистера Мак-Кинли» (СССР, 1975, режиссер – Михаил Швейцер) Маленький человек, клерк, мистер Мак-Кинли (Донатас Банионис) испытывает сильнейший страх перед будущим – разгар холодной войны, во время которой происходит действие – вовсю грозит миру ядерной катастрофой. В стремительной попытке убежать от окружающей действительности герой решает отправиться в будущее, в те далекие времена, когда мир на планете будет налажен. Этот фильм режиссера Михаила Швейцера, классика советского кино, знаменит еще и благодаря песням Владимира Высоцкого, но главный его смысл заключается в размышлении о том, готов ли человек ради пропуска в мнимый рай рискнуть собственной душой. Насколько ужас перед настоящим способен завести человека за крайнюю черту? В этом смысле картина остается всегда актуальной. «Ф… как Фербенкс» (Франция, 1976, режиссер – Морис Дюговсон) Инженер Андре Фрагман (Патрик Дэваэр) возвращается в Париж после военной службы и никак не может найти работу. Постепенно герой впадает в тотальное отчаяние, осложняющее его отношения с друзьями и любимой девушкой (Миу Миу). Он тоскует по идеальной эпохе черно-белого кино, по тем временам, когда на экране царили Дуглас Фербенкс и Мэри Пикфорд, и доходит в своих иллюзиях до полнейшего душевного краха. Прекрасный, но очень грустный фильм о поколении 70-х, проникнутый чувством потерянности и ненужности, часто свойственным молодым людям с тонкой душевной организацией, которые просто не способны выжить в жестком мире реальности. В главной роли снялся один из самых трагичных актеров Патрик Дэваэр, покончивший жизнь самоубийством в возрасте 35-ти лет. «Король-рыбак» (США, 1991, режиссер – Терри Гиллиам) Радиоведущий Джек (Джефф Бриджес) как-то раз доигрался в эфире и стал косвенным виновником гибели нескольких человек. С тех пор он ушел в запой, стал одинок и потерян. Но встреча со странным бомжом, бывшим профессором Пэрри (Робин Уильямс) не просто меняет жизнь героя, но и увлекает его в чужой «дом грез», где подлинным чудом оживает мир средневековых рыцарей, прекрасных дам и страшных драконов. А главной целью становится поиск священного Грааля в самом центре Манхеттена. «Король-рыбак» — удивительный фильм о том, что даже в самом страшном аду следует бороться и искать, найти и не сдаваться. О поиске прекрасного как цели, как сути, как способа исцелиться. И о том, что иллюзия иногда способна перевернуть мир. «Бойцовский клуб» (США, 1999, режиссер – Дэвид Финчер) Главный герой (Эдвард Нортон) – клерк, попавший в зависимость от навязываемого современным миром быта, круто меняет свою жизнь, когда случайно встречает свободомыслящего и бесстрашного Тайлера Дердена (Брэд Питт). Известная экранизация романа Чака Паланика, которую не видел только очень ленивый. В наш список фильм попадает в качестве наглядной иллюстрации того, как мир потребления давит на сознание человека, вынуждая его эмигрировать на темную половину своей личности. Более радикальный взгляд на ту же проблему выражен в гениальном романе Брета Истона Эллиса «Американский психопат», экранизированном в 2000-м году. И в том, и в другом случае побег от реальности совершается вне воли героя под воздействием жутковатой рутины сложившегося образа жизни. «Донни Дарко» (США, 2001, режиссер – Ричард Келли) Шестнадцатилетний Донни Дарко (Джейк Джилленхолл) испытывает груз проблем, связанных с переходным возрастом. Окружающие считают его психически ненормальным. Но однажды к парню является гигантский кролик, который говорит ему о том, что скоро начнется конец света. Тончайший, как паутина на ветру, режиссерский дебют Ричарда Келли не просто стал фильмом для воспитания очередного потерянного поколения. Помимо целого ряда философских, психологических и культурных пластов, эта картина как нельзя ощутимее дает представление о том, как хрупок, эфемерен мир юного существа, способного «видеть дальше, чем окна дома напротив». В такой ситуации все вопросы о перемещении во времени – одной из основных тем ленты — обретают привкус утраченных иллюзий и неумолимо уходящего детства. «Вечное сияние чистого разума» (США, 2004, режиссер – Мишель Гондри) Они встретились, полюбили друг друга, но отношения не сложились. Тогда она (Кейт Уинслет) пошла в корпорацию по очистке памяти и стерла любимого из своей жизни. Он (Джим Керри) в отместку поступил также. Но они встретились вновь, и пружина опять раскрутилась. Необыкновенное и очень визионерское кино на вечную тему «я пытался уйти от любви». Но именно любовь становится той реальностью, за которую пытается ухватиться герой Джима Керри, чтобы исправить содеянное. Попытка сбежать за край – даже не света – а памяти, оборачивается для героя невыносимым кошмаром потери близкого человека. И всепоглощающего желания вернуть мир к исходному материалу. Пример идеального фильма о любви, выживающей в запутанных джунглях городского одиночества. «Лабиринт фавна» (Испания, Мексика, США, 2006, режиссер – Гильермо дель Торо) Испания времен второй мировой войны. Десятилетняя мечтательница Офелия (Ивана Бакуэро) оказывается в военном лагере своего отчима, офицера армии Франко. Пока взрослые пытаются разделить мир, девочка становится жертвой страшных сказок, обнаруживает в лесу загадочный лабиринт, где жуткий фавн рассказывает ей правду об ее происхождении. Несмотря на то, что Гильермо дель Торо настаивал на том, что волшебство в фильме не является фантазией его героини, грань между грезами и действительностью здесь весьма ощутима. Главным критерием становится сама смерть, она же и есть побег от реальности, венчающий в том числе и великолепную повесть Артура Мейчена «Белые люди», легшую в основу сценария «Лабиринта». «Ангел» (Великобритания, Бельгия, Франция, 2007, режиссер – Франсуа Озон) Живущая на рубеже 19-го и 20 –го веков англичанка Энжел Деверелл (Ромула Гарай) – успешная писательница, сумевшая, несмотря на графоманский подход к профессии, стать главной фигурой на поприще женского романа. Романтический розовый флер – мечта каждой домохозяйки — удушающее царил не только в опусах Энжел, но и сокрушал все вокруг в ее реальной жизни. Ибо героиня поместила себя в ту самую золотую клетку классических любовных мелодрам, кои в изобилии породило ее бойкое, не слишком щепетильное перо. Оградившись от всего мира сочинительством слащавых историй, Энжел прочно выпала из реальности, не пожелав ни на миг изменить в своей истории ни слова. Крушение идеалов не замедлило проявить себя. Жизнь все-таки не пикник на веранде.