Святая Анастасия Узорешительница – еще одна девица из сонма христианок-мучениц 3-4 веков. Знатная римлянка, умница-красавица, девственница и олицетворение кротости и стойкости одновременно. Однако есть в ее житии нечто, что не просто выделило ее из количества похожих святых, но и дало свое особое прозвание: Узорешительница. Как несложно догадаться, речь идет о тюрьмах. Что же делала Анастасия, что прославило ее память именно таким словом?.. *** Отец Анастасии был богатым римским язычником, мать – тайной христианкой. Она приставила к дочери надежного учителя по имени Хрисогон, который обучил девушку многим премудростям и вере во Христа. Это привело к тому, что Анастасия страстно желала сохранить девство и быть невестой Христовой, а потому, когда после смерти матери отец насильно выдал ее замуж за язычника Помплия, всеми правдами и неправдами отказывала мужу в супружеской близости, выдумав себе неизлечимую женскую болезнь. Естественно, это сильно раздражало ее супруга, так что он ждал только подходящего повода, чтобы расправиться со своей непокорной женой. Очень часто Анастасия переодевалась в скромное платье и, в сопровождении одной служанки, отправлялась в городские тюрьмы, где томились преимущественно христиане – впрочем, девушка не делала различий. Она подкупала стражников, чтобы те пропускали ее в темницу, а потом служила заключенным, как могла: приносила им купленный на свои средства хлеб, омывала их грязные тела, перевязывала раны, подавала питье. Долго так продолжаться не могло, подобные отлучки из дома не могли пройти незамеченными, да и служанка рассказала своему хозяину, что они с Анастасией ходят в тюрьмы и помогают узникам. Помплий пришел в ярость, избил жену и запер ее под домашний арест. Больше всего девушка скорбела о том, что теперь больше не может облегчать участь заключенных – и, в первую очередь, своего наставника Хрисогона, который к тому моменту уже долго томился в темнице как христианин. Известно, что учитель и ученица смогли обменяться несколькими письмами, в которых Анастасия изливает свои переживания о невозможности оказывать помощь узникам и рассуждает о своем нечестивым муже, его кознях и своих возможных страданиях за Христа, а так же просит молитв Хрисогона. На это он отвечает подробно и обстоятельно, поддерживаю девушку словами из псалмов, а так же пророчествует о скорой гибели Помплия. Так и случилось – отправившись в очередную деловую поездку, муж Анастасии утонул, а она обрела свободу и право распоряжаться своим огромным состоянием. Девушка возобновила свои походы в тюрьмы, только теперь ей не надо было прятаться, она могла делать свое дело открыто. В это время царь Диоклетиан в очередной раз зверствовал в своих гонениях на христиан. Он велел казнить всех заключенных, исповедующих Христа, кроме одного – учителя Анастасии Хрисогона. Царь знал, что этот человек пользуется огромным авторитетом, а потому надеялся добиться его отречения и таким образом пошатнуть веру прочих. Несмотря на все убеждения и угрозы, будущий мученик оставался тверд и спорил с царем, приводя в подтверждение своих слов не только цитаты из Писания, но и выдержки из авторов-язычников. В конце концов, Хрисогону отрубили голову, а тело его бросили на берегу моря, где его подобрал живший неподалеку пресвитер Зоил. Спустя некоторое время Хрисогон явился ему во сне и поведал о скором мучении живущих рядом трех сестер, велел найти Анастасию и попросить ее наставить девушек в вере и укрепить перед страданиями. Такое же видение было и самой Анастасии, так что она пришла в эти места, и Зоил отвел ее к своим соседкам. Святая утешала и помогала им не только дома, но и навещала сестер в тюрьме, куда отправили их пришедшие воины царя Диоклетиана. Вскоре все три девушки были казнены, а Анастасия отправилась из родных мест бродить по миру, везде посещая тюрьмы и помогая заключенным, тратя на них все свои средства. Она изучила медицину и стала оказывать нуждающимся профессиональную врачебную помощь. Анастасия сильно облегчала страдания узников, а потому и получила свое прозвание: Узорешительница. Вскоре темницы многих городов снова оказались переполнены христианами, и Диоклетиан решил снова «вычистить» их, казнив всех узников. Это было проделано в одну из ночей – и утром, явившись к воротам тюрьма, потрясенная Анастасия узнала, что ей не о ком заботиться, все ее подопечные мертвы. Она стала так горько рыдать и стенать, так что стражники были вынуждена спросить, что случилось. «Ищу рабов Бога моего, которые вчера были тут!» — отвечала девушка. Воины схватили ее и отвели к игемону как исповедующую христианство. Расспросив Анастасию, правитель понял, что не может ничего решить в ее судьбе без распоряжения Диоклетиана, так как стоящая перед ним узница была знатного римского рода. Он послал царю донесение, и святую отправили в его дворец, потому что Диоклетиан захотел сам увидеть девушку, ведь когда-то он хорошо знал ее родителей. Первый вопрос, который он задал, касался того огромного состояния, которое осталось Анастасии в наследство от отца и мужа. — Если бы у меня оставалось хоть что-то из моих богатств, то я не дала бы воинам меня схватить, — отвечала девица, — но я уже раздала все мое имущество, так что могу смело сама отправиться в заключение и претерпеть страдания за Христа, ведь больше мне нечем помочь заключенным и страждущим. Диоклетиан отправил будущую мученицу к начальнику области, предоставив тому право решить судьбу девушки. Тот стал просить ее вернуться к языческой вере отцов, но Анастасия отвечала так: «У меня в доме были разные статуи богов и богинь, золотые, серебряные и медные. Они стояли без дела, только делались прибежищем для мух и пауков. Я бросила их в огонь, чтобы переплавить в монеты, которые потом раздала нищим. И они не смогли противостоять этому, потому что были простыми статуями, а не настоящими богами». После этих слов правитель понял, что не сможет переубедить девицу, и ее отправили к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот лаской, хитростью или жестокостью переубедил святую. Поначалу жрец был вежлив и предложил ей на выбор несколько подарков. В этих дарах, тем не менее, был скрытый смысл: с одной стороны стола лежали драгоценные камни, украшения, золото, изумительные платья и зеркала – а с другие орудия пыток: железные гребни, острые мечи, рогатины, битое стекло и раскаленные угли. Ульпиан надеялся и прельстить, и устрашить Анастасию таким явным противопоставлением земных благ и мучений, но девушка безбоязненно выбрала инструменты для пыток, сказав: «Окруженная этими предметами я стану прекраснее и угоднее Жениху моему Христу. Это я выбираю, а земную суету отвергаю». Жрец, пожалев молодую красавицу, дал ей три дня на размышление, но она просила не откладывать мучения, чтобы быстрее соединиться с Христом. Тогда Ульпиан отправил ее к давно знакомым с ее семейством женщинам, которые знали Анастасию с детства, чтобы те уговорили ее отказаться от христианской веры, однако и здесь язычники потерпели неудачу. Жрец разгневался и осудил ее на муки, но прежде хотел удовлетворить свою похоть. Однако когда он только прикоснулся к ней, то моментально ослеп, и никакие языческие идолы, к которым Ульпиан побежал, взывая о помощи, не исцелили его. От страшной головной боли жрец умер в мучениях, а Анастасия ненадолго обрела свободу, но вскоре снова была схвачена слугами игемона. Тот заключил девушку под стражу и велел не кормить ее тридцать дней, однако святая оставалась бодра и весела, утешаясь в молитвах ко Христу. Игемон заподозрил стражников, что они помогают Анастасии, так что заточил ее в неприступную и высокую башню еще на месяц, но и по прошествии этого времени девица была светла лицом и полна сил. Увидев это, правитель велел утопить ее вместе с другими, приговоренными к смерти. Их погрузили на корабль и, выведя в открытое море, оставили тонуть, пробив палубу в нескольких местах. Тут на корабле внезапно появилась святая подруга Анастасии Феодотия, замученная некоторое время назад. Она повела тонущий корабль к берегу, и все были спасены таким чудесным образом. На берегу все те, кто был на корабле, просили Анастасию крестить их, потому что увидели истинную веру. О чудесном спасении корабля и крещении преступников стало известно игемону. Он повелел мучить всех новых христиан, а Анастасию сжечь. Святая мученица отошла ко Господу, но тело ее не было повреждено огнем, так что потом мощи Узорешительницы неоднократно прославились. *** Мало кто способен принимать страдания других людей как свои собственные – особенно, если это люди, заключенные в тюрьму. Можно подходить к этому вопросу с лекалом сурового законничества, можно – с рассуждениями о справедливости наказания. На самом деле, все гораздо проще: для того, чтобы понять подвиг святой Анастасии Узорешительницы, необходимо обладать одним удивительным даром: милосердием. Эту святую, вне всякого сомнения, Господь этим даром наградил – а потому она всегда и во все времена будет любима народом, а ее имя будет поминаться как образец одной из самых высших добродетелей.