Вниманию читателя предлагается рассказ петербургского поэта и писателя Юлии Дмитриевой, который открывает серию рассказов о жизни Организации Российских Юных Разведчиков, в которой Юлия вначале была сторонним наблюдателем, а потом стала полноправным руководителем. Я рассматриваю фотографии последних лет – сборы, походы, встречи, паломничества… Первое на чем останавливается взгляд, прежде, чем перейти на лица, флаги, пути-дороги — это форма. Темно-синие береты и свитера, бермуды, футболки, форменные рубашки. Кто-то сказал, что по форменным нашивкам, ленточкам и эмблемам можно «прочитать» разведческий путь – должности, специальности, лагеря, награды. Но это – сейчас. А в 90-ых годах, когда так бережно сохраненное в недрах русской эмиграции, русских православных общинах, скаутское движение или иначе разведчество только начинало восстанавливаться и главным было не «одеть» в форму отряды и дружины, а восстановить и сохранить дух Организации, ее суть, какой её задумывали более 80 лет назад основатель скаутинга сэр Роберт Баден-Пауэлл и основатель российского разведчества полковник Олег Иванович Пантюхов. И вот он, мой первый лагерь – час езды по городу, два часа до Владимирской бухты, сорок минут на катере по Ладоге и, пересекая о. Коневец, к нашей стоянке на песчаном берегу. Еще не знаешь, что эти несколько километров – это путь к самому себе. — А кто же вы такие? – спрашивает проходящий мимо паломник. — Мы – скауты-разведчики! — А что же вы разведываете? Несколько голосов начинают в разнобой: — Родину.. Людей… — Религию, веру. Историю! — Друзей! Кто-то робко: — Себя… — Ну что ж… Бог в помощь! Но такая благосклонность будет не всегда. Чего только порой не придется услышать – и «иноверцы», и «неформалы»… Нет, не «неформалы». Детская христианская организация. Цель – практика христианской жизни. От игр – до молитвы. От будничных повседневных проблем до романтики дальних походов. Так вот, Коневец. Рождества-Богородичный монастырь. Лагерь отрядный. Пока что я ровным счетом ничего не понимаю, но прислушиваюсь и приглядываюсь (ведь «скаут» в переводе еще и «внимательно слушающий»)… Я знаю только одно – что я не боюсь тяжелого рюкзака, скудной пищи, с легкостью прохожу непроходимыми лесными путями, ведь я – бывалый походник! Но дело, как оказалось, не в «бывалости». Зарядил трехдневный дождь… Кто бывал в тех краях, тот знает, что ладожский песок, такой белый, такой рассыпчатый в жару становится таким коварно-налипающим на подошвы и мгновенно превращающим обувь в неподъемную платформу. Но, как выяснилось, это делу не мешает. Тук-тук, тук-тук – доносится звук топориков сквозь завесу дождя. — Что ж вы детей-то мучаете? – пытается докричаться с тропинки еще один доброхот, — возьмите у строителей электропилу! Девочки хихикают, стряхивая струи с капюшонов… — Нам надо так. — Ну раз так, то — другое дело. Сквозь шум дождевых капель доносится песня: У задумчивого леса За притихшею рекой Под ветвями, как навесом, Мы разбили лагерь свой! Тюкают.. Тюкают, пока не сделают дрова, не благоустроят лагерь, не разведут огонь и уже к вечеру приготовят на костре горячую пищу. Какой же вкусный этот лесной чай в котелке! С листьями брусники, малины, черники и принесенной ветром сосновой хвои… А сегодня что мы ищем полдня? – не выдерживаю я (хочется в монастырь, на службу!). — Надо основу найти для мачты, для флага. — Так вон, сколько тонких сосен! — Нет, нужно определенной высоты и сухая, чтобы дерево не ломать. — А нельзя немного короче, на несколько сантиметров? Вон, подходящая! — Нет, это важно. Такие мачты были у первых отрядов, такие они и теперь. И опять щебет из-за кустов: — А медицину будем сдавать? — А поход-разведкак когда? — Ты сдавала на «Три орлиных пера»? — А что это? — Это испытания такие. Может показаться на первый взгляд, что это сплошная такая лесная романтика, ожившие традиции, возогреваемое в трудностях желание думать не только о себе, неизвестные края, песни костры, приключения. Всё это так. Но главное в том, что каждый из детей этих наполнен простыми, очень простыми вещами – когда вдруг тебе отчего-то хочется отдать свои теплые носки озябшему другу или достать из рюкзака припрятанные конфеты или помыть в холодной воде рано утром котелок из-под каши. Не потому что тебя попросили… Или свернуть с тропинки в лес и впервые от души помолиться… В свете заходящего солнца звучит вечерняя песня: Гаснет день, пала тень, Уже солнце зашло За поля, за леса, за моря, И тускнеет заря, Тьма пришла, тьма пришла. Ночь спустилась на нас, В небе звезды зажглись Своим тихим огнем. Помолясь, мы заснем Тихим сном, тихим сном… «И тускнеет заря…» — вторят голоса из подлагеря мальчиков. Он расположен намного дальше, но тишина на острове такая, что слышно, как птица летит. И оттого, что понимаешь, — не только эти голоса вторят тебе, но множество их в разных точках географической карты заканчивают день этой незатейливой песней и старой разведческой молитвой, в которой такие слова «Боже дай, чтобы мы завтра были лучше, чем сегодня» — становится радостно на душе. Юлия Дмитриева Историческая справка Организация Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) имеет долгую и сложную историю развития в России. Первый отряд юных разведчиков появился в России по инициативе императора Николая II в 1909 году. К 1917 году в России насчитывалось уже более 50 000 скаутов. После запрета скаутской организации в России большевиками, дальнейшая история движения протекала в эмиграции. Несмотря на сложные условия эмигрантской жизни, руководители ОРЮР смогли сохранить организацию и возродить ее в 1990 году уже в новой России. Стать скаутом-разведчиком можно с 6 лет. Узнать больше и записаться в Организацию можно по тел.: 999-40-45, на сайте www.orur-spb.ru и www.vkontakte.ru/orurspb.