Особый праздник, которое иначе называется «теофания» (от греч. Θεος «Бог» и φαινω «являю»), присутствует практически во всех религиях. Он описывает событие, когда божество предстает перед людьми либо в телесном виде (человека или иного живого существа), либо в форме природных явлений. Первое было особенно свойственно эллинистическим культам (хотя и там Зевс принимал вид золотого дождя или облака), второе – иудаизму. Христианство вобрало в себя обе традиции. Первое время, когда в общинах преобладали евреи, всё внимание уделялось искупительной жертве Христа, а не событиям Его земной жизни. В этой связи рождение Иисуса никак не отмечалось. Для эллинов же само воплощение Бога в человеческом теле было знакомым и важным явлением. Жители Балканского полуострова издревле поклонялись Аполлону, проводя в честь его рождения – теофании – пышные церемонии в Дельфах. Под их влиянием Рождество Христово постепенно приобрело значимость. Эти представления возникли во II в. н.э. в среде гностиков. Первоначально праздник объединял несколько событий: рождение, поклонение волхвов, крещение, первое чудо в Кане Галилейской, — и праздновался 6 января. В 451 г. Халкидонский собор постановил отмечать Рождество и Богоявление отдельно. Рождество обрело новую дату — 25 декабря, заместив языческие празднования в честь Солнца. В день Богоявления вспоминали Крещение и поклонение волхвов. Однако, несмотря на многовековое разделение, у многих народов, в том числе и на Руси, эти два праздника воспринимались родственными. Многие обычаи Крещенского сочельника повторяют рождественские. Рождество и Богоявление связаны 12-дневными святками, история которых уходит корнями, пожалуй, в еще дописьменную эпоху. Каждый народ, воспринимавший эту традицию, осмыслял ее по-своему, но мы легко можем проследить общие моменты. Если для католиков Богоявление – это поклонение волхвов, то в православии Богоявление стало тождественно Крещению и знаменует событие, когда Господь явился во всей полноте: Бог Сын крестился телесно, Бог Дух Святой спустился в виде голубя, Бог Отец говорил с небес. Войдя в Иордан, Христос освятил само естество вод, превратив их из простой пищи в инструмент духовного очищения. Многие обряды и традиции этого дня связаны с водой. Крещение Господне; Византия. XIV в В наши дни Великое водосвятие совершается дважды – накануне и в сам день Крещения. Весь приход идет крестным ходом на «иордань», ближайший источник. На Руси, известной холодной погодой вообще, и крещенскими морозами в частности, во льду вырезалась прорубь в виде креста. Иногда над прорубью устанавливали сень, которая обычно возвышалась над алтарем или троном. Единственная сохранившаяся Иорданская сень конца XVII в. хранится в суздальском музее. Иорданская сень в праздник Крещения на реке Каменка в Суздале. Здесь следует заметить, что так было не всегда. «Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII века и затем под влиянием Иерусалимского устава, уступил двукратному водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и накануне, и в самый день Богоявления» (С.В. Булгаков, Из «Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники»). Патриарх Никон в попытке унифицировать обряды постановил освящать воду однократно, однако буквально через пару лет Большой Московский собор вменил его постановление «в ничтоже». С тех пор обряд совершается дважды: вечером в церкви, утром на реке. В Болгарии этот праздник называется Йордановден. После освящения источника священник бросает крест в воду, и десятки молодцов устремляются туда, чтобы выловить крест первым – это принесет герою почет и здоровье на весь год. В Румынии и Греции есть схожая традиция. В приморских городах крест бросают прямо в море. Некоторые пловцы уже подготовлены и похожи больше на водолазов, чем на простых ныряльщиков. Заплыв на Крещение в Болгарии. Источник фото: http://boshsoz.com/foto/6086-rozhdestvo-kreshhene-i-prazdnik-trex-korolej Языческие поверья были и до сих пор крепко переплетены с христианскими представлениями. Считалось, что в иорданские воды прогоняют всю нечисть, которая разгуливала по земле с Рождества. В крещенский вечер молодежь в последний раз за святки рядилась в маски и шкуры, отпугивая злых духов. Праздничный ужин в сочельник назывался «голодной кутьей» в отличие от «богатой кутьи» рождественского сочельника и «щедрой» в новолетие (память святителя Василия Великого). Перед Рождеством подавали хоть и постную, но сытную трапезу из двенадцати блюд. Помните, у Гоголя Вакула посещает казака Пацюка как раз в рождественский сочельник: «Поклонюсь ему еще, пусть растолкует хорошенько… Однако что за черт! ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь! Назад!» И набожный кузнец опрометью выбежал из хаты. (Н.В. Гоголь, Вечера на хуторе близ Диканьки) Художник Кость Лавро Щедрая кутья была скоромной – с поросенком, гусем в яблоках и прочими излишествами праздничного стола. Крещенская трапеза была постной и скромной. На столе стояли кутья, блины, кисель, блюда из бобов, «козули» или «коровки» (пряники или булочки в виде домашнего скота). Все это поминальные блюда. Переломный момент года не только провоцировал нечисть нарушать границы человеческих владений, но и позволял душам покойных свободно посещать потомков. Неспроста на столе так много поминальных блюд. Часть их оставлялась нетронутой, чтобы предки могли «поесть». Ряженые, помимо прочего, изображали и пришельцев из иного мира. Их следовало хорошо принять еще и для того, чтобы недовольные души не навредили живым. Покойника ведь хоронят в землю, а земля родит зерно. Благословение предков очень важно для хорошего урожая, а значит и для процветания всего рода. Неудивительно, что все сельскохозяйственные праздники у земледельческих народов были связаны с культом мертвых. Для католиков Богоявление – это приход волхвов для поклонения Богомладенцу, и называется иначе День трех королей. На торжественной мессе благословляются вода, ладан и мел, которым после на дверях пишут инициалы волхвов (по самой распространенной традиции их имена Бальтазар, Каспар и Мельхиор). Затем устраивается костюмированное шествие, во главе которого идут три мудреца со своими дарами. Дети исполняют праздничные песнопения вроде колядок и собирают сладкие пожертвования. На площадях в последний раз зажигают костры, а в каминах догорает рождественское полено. Полено может также появиться на праздничном столе – сладкий рулет украшают шоколадным кремом так, чтобы тот походил на кусок бревна. Карнавал заканчивается, гаснут огни на ёлках, начинаются будни, которые уже очень скоро подведут нас к Неделе о мытаре и фарисее, а затем и к Великому посту. Провожая зимние праздники, будем помнить, ради чего Бог воплотился и пришел в этот мир.