Особый праздник, которое иначе называется «теофания» (от греч. Θεος «Бог» и φαινω «являю»), присутствует практически во всех религиях. Он описывает событие, когда божество предстает перед людьми либо в телесном виде (человека или иного живого существа), либо в форме природных явлений. Первое было особенно свойственно эллинистическим культам (хотя и там Зевс принимал вид золотого дождя или облака), второе – иудаизму.

Христианство вобрало в себя обе традиции. Первое время, когда в общинах преобладали евреи, всё внимание уделялось искупительной жертве Христа, а не событиям Его земной жизни. В этой связи рождение Иисуса никак не отмечалось. Для эллинов же само воплощение Бога в человеческом теле было знакомым и важным явлением. Жители Балканского полуострова издревле поклонялись Аполлону, проводя в честь его рождения – теофании – пышные церемонии в Дельфах. Под их влиянием Рождество Христово постепенно приобрело значимость. Эти представления возникли во II в. н.э. в среде гностиков. Первоначально праздник объединял несколько событий: рождение, поклонение волхвов, крещение, первое чудо в Кане Галилейской, — и праздновался 6 января.

В 451 г. Халкидонский собор постановил отмечать Рождество и Богоявление отдельно. Рождество обрело новую дату — 25 декабря, заместив языческие празднования в честь Солнца. В день Богоявления вспоминали Крещение и поклонение волхвов. Однако, несмотря на многовековое разделение, у многих народов, в том числе и на Руси, эти два праздника воспринимались родственными. Многие обычаи Крещенского сочельника повторяют рождественские.

Рождество и Богоявление связаны 12-дневными святками, история которых уходит корнями, пожалуй, в еще дописьменную эпоху. Каждый народ, воспринимавший эту традицию, осмыслял ее по-своему, но мы легко можем проследить общие моменты.

Если для католиков Богоявление – это поклонение волхвов, то в православии Богоявление стало тождественно Крещению и знаменует событие, когда Господь явился во всей полноте: Бог Сын крестился телесно, Бог Дух Святой спустился в виде голубя, Бог Отец говорил с небес. Войдя в Иордан, Христос освятил само естество вод, превратив их из простой пищи в инструмент духовного очищения. Многие обряды и традиции этого дня связаны с водой.

Крещение Господне; Византия. XIV в

В наши дни Великое водосвятие совершается дважды – накануне и в сам день Крещения. Весь приход идет крестным ходом на «иордань», ближайший источник. На Руси, известной холодной погодой вообще, и крещенскими морозами в частности, во льду вырезалась прорубь в виде креста. Иногда над прорубью устанавливали сень, которая обычно возвышалась над алтарем или троном. Единственная сохранившаяся Иорданская сень конца XVII в. хранится в суздальском музее.

Иорданская сень в праздник Крещения на реке Каменка в Суздале.

Здесь следует заметить, что так было не всегда. «Обряд великого водоосвящения возник из обычая крестить накануне Богоявления оглашенных. Самая молитва богоявленского водоосвящения взята из обряда крещения и есть не что иное, как позднейшая ее переработка. Поэтому древнейшие известия приурочивают обряд богоявленского водоосвящения к вечеру и ночи накануне этого праздника, а не к самому дню Богоявления. Этот обычай однократного освящения воды накануне Богоявления держался до XI-XII века и затем под влиянием Иерусалимского устава, уступил двукратному водоосвящению, в силу которого освящение воды совершалось и накануне, и в самый день Богоявления» (С.В. Булгаков, Из «Настольной книги для священнослужителей. Неперемещаемые Праздники»). Патриарх Никон в попытке унифицировать обряды постановил освящать воду однократно, однако буквально через пару лет Большой Московский собор вменил его постановление «в ничтоже». С тех пор обряд совершается дважды: вечером в церкви, утром на реке.

В Болгарии этот праздник называется Йордановден. После освящения источника священник бросает крест в воду, и десятки молодцов устремляются туда, чтобы выловить крест первым – это принесет герою почет и здоровье на весь год. В Румынии и Греции есть схожая традиция. В приморских городах крест бросают прямо в море. Некоторые пловцы уже подготовлены и похожи больше на водолазов, чем на простых ныряльщиков.

Заплыв на Крещение в Болгарии. Источник фото: http://boshsoz.com/foto/6086-rozhdestvo-kreshhene-i-prazdnik-trex-korolej

Языческие поверья были и до сих пор крепко переплетены с христианскими представлениями. Считалось, что в иорданские воды прогоняют всю нечисть, которая разгуливала по земле с Рождества. В крещенский вечер молодежь в последний раз за святки рядилась в маски и шкуры, отпугивая злых духов. Праздничный ужин в сочельник назывался «голодной кутьей» в отличие от «богатой кутьи» рождественского сочельника и «щедрой» в новолетие (память святителя Василия Великого). Перед Рождеством подавали хоть и постную, но сытную трапезу из двенадцати блюд.

Помните, у Гоголя Вакула посещает казака Пацюка как раз в рождественский сочельник:

«Поклонюсь ему еще, пусть растолкует хорошенько… Однако что за черт! ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле, за дурак, стою тут и греха набираюсь! Назад!» И набожный кузнец опрометью выбежал из хаты. (Н.В. Гоголь, Вечера на хуторе близ Диканьки)

Художник Кость Лавро

Щедрая кутья была скоромной – с поросенком, гусем в яблоках и прочими излишествами праздничного стола. Крещенская трапеза была постной и скромной. На столе стояли кутья, блины, кисель, блюда из бобов, «козули» или «коровки» (пряники или булочки в виде домашнего скота). Все это поминальные блюда.

Переломный момент года не только провоцировал нечисть нарушать границы человеческих владений, но и позволял душам покойных свободно посещать потомков. Неспроста на столе так много поминальных блюд. Часть их оставлялась нетронутой, чтобы предки могли «поесть». Ряженые, помимо прочего, изображали и пришельцев из иного мира. Их следовало хорошо принять еще и для того, чтобы недовольные души не навредили живым. Покойника ведь хоронят в землю, а земля родит зерно. Благословение предков очень важно для хорошего урожая, а значит и для процветания всего рода. Неудивительно, что все сельскохозяйственные праздники у земледельческих народов были связаны с культом мертвых.

Для католиков Богоявление – это приход волхвов для поклонения Богомладенцу, и называется иначе День трех королей. На торжественной мессе благословляются вода, ладан и мел, которым после на дверях пишут инициалы волхвов (по самой распространенной традиции их имена Бальтазар, Каспар и Мельхиор). Затем устраивается костюмированное шествие, во главе которого идут три мудреца со своими дарами. Дети исполняют праздничные песнопения вроде колядок и собирают сладкие пожертвования. На площадях в последний раз зажигают костры, а в каминах догорает рождественское полено. Полено может также появиться на праздничном столе – сладкий рулет украшают шоколадным кремом так, чтобы тот походил на кусок бревна.

Карнавал заканчивается, гаснут огни на ёлках, начинаются будни, которые уже очень скоро подведут нас к Неделе о мытаре и фарисее, а затем и к Великому посту. Провожая зимние праздники, будем помнить, ради чего Бог воплотился и пришел в этот мир.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор путеводителя по Золотому кольцу для детей и их родителей. Выпускница исторического факультета МГУ.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ксения

Немного не в тему, но мне кажется или действительно статьи стали пропадать?..

В смысле пропадать?

Ксения

Например, недавно были статьи про первое свидание с посылом "не ожидайте от него ничего" и про воспитание детей от лица какой-то пожилой женщины — мол, проводите с ними время, открывайте вместе мир, но ни в коем случае не стиснув зубы (хотела прочитать, но так и не удалось, поэтому даже имени не помню). Не могу найти их, и все тут.

Первый раз о таком слышу… Чтоб пропадали. И даже не соображу, что там за тексты.

elleni7

Эти? https://www.matrony.ru/novye-znakomstva-bez-straxahttps://www.matrony.ru/yuliya-gippenrejter-kogda-v
Вроде не пропали, здесь, на второй странице.

Ксения

Да, это именно они, спасибо! Но я их в упор не видела, хотя три раза пролистала последние три страницы. %)

Juliett

Я тоже не могу найти одну недавнюю статью.

монахиня Екатерина

И я тоже. Про уход из Церкви из-за скандалов. Может, вирус какой появился?

radistkacat

я про первые свидания тоже потеряла, но потом догадалась посмотреть в закладке "отношения", там не было, но в закладке "одна" — обнаружилась. Они правда пропадают. Я думала, редакция время от времени убирает некоторые статьи умышленно ( подправить там что-нибудь, понадобилось, мало ли что) но если это не так, то это необходимо принять к сведению.

Катерина

а мне понравилось! спасибо, информативная статья. Было интересно узнать о традициях празднования Богоявления другими народами.

Похожие статьи