Наверное, ни для кого не секрет, что до появления «Евгения Онегина» имя Татьяна на Руси было «не то что бы в чести». Им называли исключительно крестьянских детей, а дворяне считали его неблагозвучным, похожим на слово «тать», то есть вор – и это при том, что 25 января и Москва, и Петербург были полны веселыми толпами студентов и профессоров, празднующих день святой покровительницы студенчества! Пушкин сломал систему и здесь: мода на Татьян в одночасье захлестнула аристократическое общество. Кто же такая была Татьяна – и почему именно она стала покровительницей учащейся молодежи? На самом деле, общая канва жития довольно типична: молодая красавица, не пожелавшая выходить замуж, чтобы оставаться невестой Христовой. Нечестивые гонители христиан, мученический венец, причисление к лику святых, многовековая народная любовь. Однако есть несколько особых вещей и в самой ее жизни, и в посмертном почитании. Отец Татьяны (Татианы) был не просто знатным человеком, но трижды избирался на должность консула. При этом он тайно исповедовал христианство, так же воспитал и дочь. Неудивительно, что Татьяне было несложно уговорить отца не выдавать ее замуж, дабы она смогла сохранить свое девство ради Христа. Добродетельная жизнь девушки сподобила ее послужить Церкви во всей полноте, доступной на тот момент (III век) женщине: она была поставлена диакониссой. Диакониссой называлась особая категория женщин в Церкви, начиная с самых апостольских времен и вплоть до VIII веков. Как следует из названия, служение диаконисс было похоже на диаконское, но было обращено только к женщинам и не несло сакральной нагрузки, хотя и существовал целый обряд посвящения. Особенно сильно надобность в диакониссах возросла в период гонений на христиан, когда мужчина-проповедник не мог спокойно посетить дом и во избежание кривотолков туда отправлялась женщина. Диакониссы помогали женщинам готовиться к таинству Крещения и помогали при его проведении, распределяли пожертвования между нуждающимися прихожанками и даже посещали больных и беременных женщин на дому со Святыми Дарами! Этот чин упоминается в постановлениях Апостолов и Вселенских соборов и делится на два вида: диакониссы рукоположенные, которые прислуживали при богослужениях, и диакониссы по одеянию, в обязанности которых входили дела милосердия. Интересно, что перед самой Октябрьской революцией в Российской Империи поднимался вопрос восстановления этого института служения. Татьяна, судя по всему, относилась скорее ко второму варианту диаконисс, не проходивших чин рукоположения, – но в конце концов, так ли это принципиально? Важно, как обычно, другое: вера и верность. Когда очередной нечестивый градоправитель издал указ, по которому все жители города должны были принести жертву языческим богам, Татьяна отказалась. Девушку схватили и привели в храм Аполлона, где хотели принудить всех поклониться идолу. Татьяна стала молиться Христу, после чего произошло землетрясение: статуя Аполлона упала и разбилась, из нее с воем выскочил бес и улетел, а у здания обрушилась крыша, придавив многих жрецов. Тогда Татьяну подвергли суду и мучениям, причем за время ее страданий ангелы Господни не раз исцеляли девушку, так что она снова становилась здорова и полна жизни после самых страшных мук. Видя такое, многие из ее палачей приняли христианство и тут же были сами казнены. Девушку несколько раз подвешивали и строгали ее тело разными острыми инструментами. Из ран вместо крови текло молоко, а ангелы, стоявшие вокруг Татьяны, наносили удары ее мучителям, так что те падали мертвыми. Перепробовав множество истязаний, гонители привели Татьяну в цирк, чтобы там ее растерзали звери, но голодный лев не набросился на святую, а кротко стал лизать ей руки. Когда льва собирались снова запереть в клетке, он внезапно бросился на одного из знатных сановников, пришедших посмотреть на казнь, и растерзал его. Мучители решили, что Татьяна владеет магией, а сила этой магии содержится в ее длинных красивых волосах. Девушку подстригли и оставили в запертом храме Зевса: язычники думали, что теперь святая лишена своей чудесной силы, так что Зевс расправится с ней, отомстив и за Аполлона, и за так же низвергнутую Татьяной статую богини охоты. Однако гонителей ждало разочарование: когда спустя два дня они открыли свой храм при большом скоплении народа, то увидели, что идол лежит разбитый, а девушка цела, невредима и возносит хвалу своему Богу. Отчаявшись победить ее, судья велел просто-напросто отрубить Татьяне голову. Вместе с ней казнили и ее отца, узнав, что он тоже христианин. Церковное предание говорит, что ни один из мучителей Татьяны не умер своей смертью, все страшно погибли, каждый по-своему. Память святой стали отмечать буквально через десять лет после ее мученической кончины. *** Как можно заметить, житие святой Татьяны, во-первых, было трагическим, а во-вторых, не имело никакого отдельного отношения ни к учащимся, ни к молодежи. Почему же в России именно она стала покровительницей студенчества, а в ее день устраивается шумный и веселый праздник? Все мы знаем, что 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об открытии в Москве первого российского университета. Идею об устроении такого учебного заведения придумал и разработал Ломоносов, а подал на подпись царице ее любимец граф Шувалов, взявший начинание Михаила Васильевича под свое попечение. Граф не случайно выбрал для подачи на высочайшую подпись именно эту дату: 25 января. В этот день справляла именины его матушка, Татьяна Ростиславская. «Дарю тебе университет», – произнес почтительный сын, и эта фраза стала крылатой. Спустя всего несколько месяцев после подписания указа в университете начались занятия, а спустя несколько десятилетий Николай I официально закрепил день подписания акта об его учреждении – день святой Татьяны – как студенческий праздник. Так Татьяна-мученица стала Татьяной Университетской. Интересно, что несколькими десятилетиями ранее описываемых событий Петр I в Санкт-Петербурге 25 января 1724 года основал Российскую Академию наук, при которой через год был открыт университет. Как ни крути, выходит, что у святой Татьяны не было другого выбора, кроме как стать покровительницей российского студенчества! Хочется, конечно, чтобы учащаяся молодежь вспоминала об этой святой не только раз в год в качестве повода безнаказанно выпить пива в компании с собственным деканом, как издавна повелось в этот день, а регулярно прибегала в своих молитвах к ее помощи и заступничеству. Дай Бог, так и будет!