Чем занимаются итальянцы в свободное от работы время? В Италии молодежь запросто может увлекаться как футболом, так и… дизайном тортов; старушки играют в азартные игры, пока старички разводят зелень и овощи на собственных балконах. По результатам опроса общественного мнения по итогам года, среди главных увлечений современных итальянцев прочно обосновались телевидение и смартфоны. Целых 97,4% жителей Апеннин не представляют жизнь без «голубых экранов»: по сравнению с данными 2013 года, на 8,7% вырос спрос на спутниковое телевидение, на 3,1% — по отношению к веб-каналам и на 4,3% — к мобильному ТВ. Кстати, о мобильной связи: две трети итальянской молодежи буквально «живут» виртуальной жизнью, запечатляя чуть ли не каждый свой шаг в социальных сетях. И как бы ни запугивали итальянцев кризисом, более трети населения страны выходят в сеть с дорогих смартфонов. И хотя жителей Апеннин и нельзя отнести к читающей нации, возможно, с распространением технологичных планшетов и ростом продаж электронных книг возрастет и интерес к чтению. Если верить скучной статистике, можно однозначно констатировать неизменный интерес итальянцев к техническим новинкам. Еще лет 15 назад, когда я первый раз вступила на итальянскую землю, была поражена тем, как любят местные жители баловаться с телефоном от нечего делать – трещать с друзьями на весь вагон в поезде, сплетничать с подружкой в очереди на кассу, жаловаться маме на лживых коллег на остановке трамвая, строчить смс-ки и самозабвенно «рубиться» в тогдашние, примитивные еще игры в метро по дороге на работу… Теперь итальянцы даже радио слушают на мобильном телефоне! Еще одно распространенное среди итальянцев всех возрастов хобби (если это времяпрепровождение можно так назвать) – это азартные игры. Лотерейный бизнес на Апеннинах процветает: как справедливо замечают сами же местные жители, лотерея – это самый действенный способ заставить итальянца платить налоги в государственную казну. Наряду с традиционными слот-машинами и лотерейными билетиками в современной Италии огромную популярность набрали онлайн-казино и всевозможные игровые интернет-порталы. В виртуальном пространстве азарта нет разницы между мужчинами и женщинами, рабочими и служащими, начальниками и подчиненными, молодыми и старыми – нет здесь и победителей: стоит только включить телевизор, как снова в новостях расскажут об очередной покончившей самоубийством жертве азартных игр, мечтающей сорвать банк и поправить свое шаткое финансовое положение. Порой итальянцы расплачиваются собственной жизнью за эту свою пагубную страсть. Но не будем о грустном. Давайте лучше поговорим о… сладком! Из последних, навеянных вечно задающими всему мир тон Соединенными Штатами увлечений, дошел и до страны Данте интерес к дизайну тортов. Итальянцы всегда знали толк в хорошей кухне и славились своим аппетитом, а местные деликатесы действительно поражают воображение. Ну уж а о мировой славе итальянских кулинаров и говорить нечего: вместе с пиццей и пастой Италия уже давно и успешно экспортирует в лучшие рестораны мира шеф-поваров, зачастую удостоенных многих мишленовских звезд. Однако и простые итальянцы вовсе не чураются готовки – даже наоборот: в моем родном Милане очередь на запись в иные кулинарные школы (и это несмотря на кризис) растянулась на месяцы вперед, и их с одинаковым интересом и энтузиазмом посещают как мужчины, так и женщины. Сейчас ни один уважающий себя миланский книжный магазин не обойдется без богато иллюстрированного приторно-сладкими фотографиями альбома по cake design, как и не найдется ни единого магазина кухонной утвари, в чьем ассортименте не было бы разноцветных формочек для маффинов и американских сахарных капкейков. И хоть sugarcraft — искусство декорировать торты и пирожные — на самом деле английского происхождения, Италию оно покорило с легкой «руки» ТВ-шоу об одном американском кондитере итальянского происхождения, который прославился в родных Штатах тортами самых причудливых форм на самые невообразимые сюжеты! Дизайн тортов на Апеннинах с недавних пор перестал считаться исключительно увлечением, которому можно беззаботно предаваться в свободное время, а превратился для некоторых предприимчивых и преуспевших в кулинарии итальянцев в главный источник заработка. К примеру, у моей подруги есть знакомая, которая оборудовала у себя на дому настоящую кондитерскую: ее контакты довольные клиенты передают из уст в уста, а предприимчивая дама, только до недавнего времени просто безработная молодая мама, по сходной цене (и все в обход налогов) печет в свободное от возни с малышом время тортики в форме сказочных персонажей, мультяшных героев, страшных монстров и прочее, прочее, прочее. Модная нынче роль дизайнера тортов – неотъемлемая фигура во многих кондитерских, которые желают идти в ногу со временем и не отставать от модных мировых тенденций. Клиенты таких кондитерских, насмотревшись уже упомянутых ТВ-шоу, иллюстрированных журналов или фотографий в соцсетях, становятся все более искушенными и требовательными: торт на детский день рождения – это уже не стилизованное сердечко со свечками, как было ещё недавно, а самый настоящий замок, с флагами, башнями и фейерверком из бенгальских огней! Но оставим в стороне новые модные тенденции, поговорим о более традиционных способах проведения времени. Вот, к примеру, итальянцы всегда были страстными путешественниками, не пропала у них охота к перемещениям и сегодня. Эмиграция, характеризующая добрую часть истории страны, превратила ее население в вечных кочевников: здесь совершенно нормально родиться в одном городе, проучиться в университете в другом и поехать работать – в третий. Вот в Милане по пятничным вечерам – вечные пробки: люди, работающие в бизнес-столице страны, возвращаются к родным, домой в провинцию на уикэнд. Праздники в Италии – прекрасный повод слетать за океан и увидеть собственными глазами «американскую мечту», полюбоваться достопримечательностями какой-нибудь из европейских столиц или красотами родной Bel Paese, но подальше от родного дома. Еще одно увлечение итальянцев, что из традиционных, — это садоводчество. Если женщины больше предпочитают разводить цветочки и декоративные растения, то мужчины хотят видеть вполне конкретные плоды своих усилий: например, один мой коллега, родом с юга, выращивает в своей миланской квартире… лимоны и всевозможную зелень. Другой мой знакомый разводит помидоры и при этом клянется, что они чрезвычайно неприхотливы и растут с фантастической скоростью! И это в Милане, городе, по мнению самих же его жителей, задушенном собственным смогом! Что уж тут говорить об остальной Италии! Моя приятельница из Флоренции рассказывала мне о своем отце: как только его с почетом проводили на пенсию (а, надо заметить, он занимал высокий пост в банковской сфере), он тут же купил домик с участком среди живописных холмов Кьянти и перебрался туда с супругой, а по выходным их приезжают навестить дети с внуками. Нам посчастливилось побывать у них в гостях: гордый хозяин с видимым удовольствием показывал нам собственные угодья, на которых он чего только не выращивает! Все те же помидоры, кабачки, цуккини, баклажаны, яблоки, сладкий перец, виноград – на память о поездке нас ждал съедобный сувенир, целый ящик вкуснейших овощей и фруктов, выращенных собственными усилиями и без всяких пестицидов! Типично мужское хобби? В Италии – это, конечно же, футбол: если сами не играют, то наверняка становятся отъявленными болельщиками! Местные мужчины лучше именитых тренеров знают, на какие позиции следует ставить ключевых игроков, а на матчах любимой команды переживают больше, чем присутствуя на родах первенца… Исключительно женские развлечения? Встречи с подружками на аперитив или ужин, традиционные вылазки на выходные в СПА-центр, мода и шоппинг. Может, не каждая итальянка готова признаться в этом и себе, и окружающим, но новая сумочка, пусть даже купленная онлайн в тайком урванные 10 минут на работе, или перспектива вечерних посиделок с подружками за бокалом вина поднимают настроение не хуже (если не лучше) разговора с психологом. А вот желание поддерживать себя в форме и регулярные занятия в спортзале объединяют и женскую, и мужскую половину населения Италии. И если мужчины, в основном, незатейливо качают пресс, то более разборчивые дамы предпочитают беговой дорожке пилатес, латиноамериканские танцы и, почему бы и нет, боевые искусства. В вечно спешащем Милане служащие и офисные работники нередко ходят на занятия в обеденный перерыв, довольствуясь затем лишь легким салатиком. Зато к лету «трудоголики от спорта» предстают во всей красе! Иной раз в парке увидишь старушек, занимающихся гимнастикой на свежем возрасте, или пожилого синьора, ловко карабкающегося по специально «оборудованным» скалам… Неудивительно, что итальянцы – нация долгожителей! Чем не пример для подражания? А как вы проводите свое свободное время, если не считать, конечно же, чтения статей на портале Матроны.РУ?