Есть святые суровые, даже грозные. Громоподобные. А есть спокойные, радостные и даже уютные. К ним хочется прижаться, как в детстве — к теплому бабушкину боку. Ткнуться носом и застыть, зная, что больше ничего никогда не случится. К таким святым, несомненно, относится и Ксения Блаженная Петербургская. Нет-нет, это не значит, что она не может быть жесткой или обличающей, но ведь недаром народ ласково зовет ее Ксеньюшка – как добрую, родную, любимую заступницу. *** Нет никаких точных данных ни о дне и даже годе рождения Ксении, ни о ее происхождении. Историки и исследователи склоняются к тому, что она родилась в 1731 или 1732 году в обеспеченной благородной семье: по крайней мере, ее супруг, Андрей Федорович Петров, был полковником и придворным певчим. Так же про него известно, что он купил дом на приданое своей жены, после чего вся улица стала называться по фамилии домовладельца (кстати, эта версия тоже имеет два прочтения: некоторые говорят, что улицей Андрея Петрова это место стало называться уже после того, как этим именем стала называться Ксения). Супруги (интересно, что на момент замужества девушке, скорее всего, было уже за 20 лет, то есть, по тем меркам, она была невестой в возрасте) прожили вместе недолго, меньше 4-х лет. У них не было детей, но очевидно, что они очень любили друг друга. Внезапно и скоропостижно Андрей Федорович умирает, вероятнее всего, от тифа. Молодая вдова совершенно раздавлена смертью супруга. Все то земное благополучие и обеспеченность, которые давали повод считать жизнь состоявшейся и полной радостей, оказались без любимого человека лишенными смысла. Но больше всего Ксению Григорьевну смущает и пугает тот факт, что ее муж умер, не успев исповедоваться и причаститься. После этого потрясения молодая женщина уже не может спокойно продолжать благополучную и комфортную земную жизнь, она встает на путь отказа от всех земных благ и служения Богу юродством. Первым делом Ксения раздает бедным все свое имущество, оставив себе лишь костюм мужа, в который она и облачается, откликаясь с этой минуты лишь на обращение «Андрей Федорович». В ответ на недоумение, она поясняет: «Это не я, Андрей Федорович, умер. Это Ксения умерла». Конечно, родные молодой вдовы были обеспокоены ее состоянием и даже обратились с просьбой к начальству ее умершего супруга. Они просили вмешательства и, по необходимости, медицинского освидетельствования и признания женщины безумной. Поговорив с Ксенией, начальники пришли к выводу, что она полностью вменяема, а потому имеет право распоряжаться своим имуществом и жизнью так, как сама пожелает. Постепенно одежда супруга износилась, и тогда святая стала носить самые простые кофту и юбку, обязательно красного и зеленого цветов, в память о расцветке военного костюма своего мужа. И в мороз, и в жару она была одета одинаково, словно не замечая тягот окружающей погоды. У нее не было постоянного места жительства в городе, но чаще всего ее можно было найти на Петербургской стороне, где когда-то так счастливо и безоблачно начиналась ее супружеская жизнь. Она целыми днями бродила по улицам, изредка заходя к своим знакомым и соглашаясь слегка утолить голод. Все, что ей жертвовали из одежды, она раздавала беднякам, а денежную милостыню и вовсе не принимала, соглашаясь взять лишь «царя на коне», то есть копейку, на которой был изображен св. Георгий Победоносец. Впрочем, и эти деньги она сразу же, без промедления, раздавала прочим нуждающимся. Бродяжничество Ксении привлекло внимание полиции, которая решила обязательно установить, где ночует святая. За женщиной установили настоящую слежку, в ходе которой было выяснено, что она на всю ночь уходит в поле и там, от заката до рассвета, читает молитвы и бьет земные поклоны на все четыре стороны света. Это открытие вынудило даже самых любопытных горожан поумерить свое любопытство. «Когда же ты спишь, Андрей Федорович?» — спрашивали святую, на что получали один и тот же ответ: «В земле выспаться успеем». Конечно же, многие, особенно уличные мальчишки, часто дразнили Ксению. Она кротко и терпеливо сносила все обиды, но однажды, когда вместе с бранными словами и грязью в нее полетели камни, женщина не выдержала. Потрясая своей палкой, на которую опиралась во время своих хождений по улицам, Ксения бросилась на обидчиков в самом настоящем гневе. Этот случай настолько поразил всех, кто его видел, что весть о нем моментально облетела весь город и привела к тому, что горожане смогли объяснить своим детям, что нельзя дразнить юродивую. Одним из главных мест Санкт-Петербурга, связанных со святой еще при ее жизни, стало Смоленское кладбище. В те годы там велась постройка храма, и рабочие вдруг с удивлением заметили, что по ночам кто-то неведомый оказывает им помощь: затаскивает на самый верх необходимые кирпичи, тяжелые и многочисленные. Они решили разузнать, кто же так хорошо помогает им каждую ночь, и с удивлением узнали, что это была Ксения, которая на своих плечах заносила камни на верхние ярусы строительных лесов. Святая очень заботилась о строящейся церкви, особенно внимательно она следила за тем, чтобы фундамент был сделан крепко-накрепко, приговаривая, что этому зданию придется пережить многое, но оно устоит. Когда наводнение 1824 года практически смыло с лица земли кладбище, отступив перед стенами храма, эти слова вспомнили с благодарностью. С кладбищем же связана и одна из прижизненных историй с пророчествами святой Ксении. Однажды она была в гостях у своей приятельницы Параскевы Антоновой, к которой обратилась с такими словами: «Ты вот тут сидишь, да чулки штопаешь, а тебе Господь сына послал! Иди скорее за ним на Смоленское». Почитавшая Ксению Антонова тут же отправилась на кладбище, невдалеке от которого увидела толпу народа. Подойдя ближе, женщина узнала, что извозчик сбил беременную женщину, которая тут же родила мальчика, а сама умерла на месте. Никакие попытки узнать, кто был отцом ребенка, есть ли у него родственники, не принесли результатов. Параскева усыновила младенца, вырастила его и дала блестящее образование. Впоследствии он стал важным чиновником и всю жизнь почитал память святой Ксении. Известно множество чудес и пророчеств блаженной, от предсказаний замужества до провиденья смерти императрицы Елизаветы. В самом простом и мелком бытовом варианте это выражалось в том, что стоило ей покачать в люльке больного младенца, как тот выздоравливал. Если святая заходила в лавку и брала там хоть что-нибудь, торговля шла бойко весь день. Извозчики и подавно наперегонки бросались к Ксении, стоило им только завидеть ее фигуру, ведь если женщина проезжала в коляске хотя бы несколько шагов, все оставшееся время от клиентов не было отбоя. Несмотря на то, что слава блаженной росла, она продолжала ходить в старой одежде и рваных башмаках, ночуя буквально в чистом поле. Такая жизнь, полная земных лишений, продолжалась больше сорока лет! Опять же, ведутся споры о времени и обстоятельствах смерти святой Ксении, но на ее могильной плите написано, что Господь отмерил ей жизни 71 год. Ничего неизвестно и об обстоятельствах ее погребения, но совершенно точно можно сказать одно: буквально сразу же после ее смерти народ стал почитать Ксению как святую. С ее могилки все время разбирали землю, приходилось делать новую насыпь и даже покрыть могилу каменной плитой, но и это не останавливало людей, которые и саму плиту разбили на мелкие кусочки и разобрали по домам. Могилу обнесли оградой и поставили кружку для сбора пожертвований на строительство часовни. Необходимая сумма набралась молниеносно, и была построена малюсенькая часовня. В 1901 году ее реконструировали, перестроив в большую. Советское время сделало из этого здания склад тары из-под горюче-смазочных материалов, но не смогла остановить волну народной любви и почитания, люди все равно шли «к Ксеньюшке» с молитвой. В 1987 году часовня снова была открыта и вновь наполнилась народом, хранящим память о святой блаженной Ксении. *** Наш век нередко называют безумным, хотя главные ценности сегодня — это прагматичность, здоровье и успех. Безумие пугает, его вытесняют из современного мира. Хотя сейчас нам не помешало бы вспомнить про детскую непосредственность и старческую мудрость, которые никуда не спешат и ни за что не воюют. Подвиг юродства кажется одним из самых странных. Добровольно отказаться от богатства, спокойствия и даже ума? Выставлять себя посмешищем? Но если хорошенько подумать, то это еще большой вопрос, кто по-настоящему умен… Возможно, именно поэтому Ксения Петербургская стала одной из любимых святых. Рядом с ней можно забыть о тисках долженствований мира сего и быть искренними и настоящими.