В наше время расцвета социальных сетей и сайтов знакомств старые добрые брачные агентства, как ни странно, живы. Интересно, почему? Сегодня ведь можно знакомиться с потенциальными спутниками жизни напрямую, бесплатно и ни в чем себя не ограничивая, но некоторые женихи и невесты все равно предпочитают пользоваться услугами посредников в лице традиционных свах и неумирающих брачных контор. Как раз сегодня отмечается интересный профессиональный празник — Международный день брачных агентств. Первое в мире брачное агентство открылось в Лондоне 29 сентября 1650 года. Открыл это необычное по тем временам предприятие некий господин Генри Робинсон на Триднидл-стрит. Называлось оно «Бюро встреч и адресов». Клиентам за плату предоставлялись сведения о конкретных особах на выданье и их приданом. Бюро было предназначено для тех, кто желал жениться сам или женить кого-либо из друзей и родственников. Свахи — незаменимые помощницы в традиционных обществах, где брак был в первую очередь эффективным экономическим предприятием для выживания, и только во вторую и вовсе не обязательную — союзом любящих сердец. Почему же они оказываются востребованы и сегодня свободными от условностей жителями больших городов, где, по словам героини одного старого фильма, «в одном метро народу сколько», а уж в интернете-то народу — и вовсе тьма? Среди клиентов свах и брачных агентств — немало состоятельных мужчин. Во-первых, люди они занятые и не располагают избытком времени для матримониальных знакомств. Во-вторых, жених с кругленькими банковскими счетами — лакомая цель для всякого рода аферисток и любительниц погреться у чужого полного кармана. Задача свахи в этом случае — выяснить репутацию потенциальной невесты, гарантировать ее порядочность и серьезность намерений. Многие свахи в наше время имеют психологическое образование и оказывают своим клиентам не только информационные услуги из серии: «Желаешь познакомиться с высокой стройной брюнеткой без домашних животных? Вот, пожалуйста тебе десять анкет с фото и контактами», а помогают разобраться с запросом. Ведь довольно часто прибегающие к помощи свах и брачных агентств одинокие люди до сих пор одни не только потому, что у них много работы и мало свободного времени, а потому, что они не очень-то ясно себе представляют, кто им подходит и с кем они хотели бы создать семью. В наше время тотального нарциссизма одной и главнейших задач спутника жизни считается не просто удовлетворять самые разные потребности своего партнера и дарить ему любовь, но символизировать собой его завидный жизненный успех. Если рядом мужчина, то обязательно высокий, стройный, ухоженный и в дорогих брендовых ботинках. Если женщина, то непременно с модельной внешностью и без следов времени на лице и теле. Но в погоне за социально-стереотипным обеспеченным мужчиной в дорогом костюме или прекрасной леди с обложки зачастую игнорируются наши настоящие, глубоко личные потребности. Например, к одной современной городской свахе, назовем ее Мария, обратился клиент — успешный деловой мужчина с высокой планкой требований к женской внешности. В каталоге свахи он сразу выбрал себе роскошную блондинку с формами и начал искать с ней встреч. Но свахе-то было хорошо известно, что дама, выбранная им по фото, вряд ли способна обеспечить домашний уют, к которому клиент на самом деле стремился. Мария знала, что модельная внешность на фото — результат многочисленных пластических операций, на которых ее клиентка просто зациклена. И что есть там еще немало особенностей и проблем, делающих прекрасную блондинку очень и очень тяжелым для совместной жизни человеком. Клиент два раза сходил на свидания с «фотомоделью», но, не без прозрачных намеков свахи, решил не прекращать поиск и не отдавать все своем время и силы борьбе за сердце прекрасной блондинки, а встретиться еще и с другими кандидатурами. В итоге ему очень понравилась женщина самая обычная: в возрасте за тридцать, разведенная, с ребенком-школьником, не достигшая карьерных высот и не шикарно одетая, но зато очень теплая, домашняя, способная дарить любовь. Несколько месяцев его терзали сомнения: его тщеславно-эстетская часть жаждала видеть рядом с собой фотомодель на пятнадцатисантиметровых шпильках, а часть заземленно-телесная хотела хорошего борща, оладушек и понежиться на теплой пышной груди. В итоге борщ и оладушки с сильным материнским компонентом все-таки победили. Правда, для этого свахе-психологу пришлось проделать с клиентом большую работу: помочь ему разрешить себе быть с женщиной, с которой по-настоящему хорошо во всем, кроме того, что ее голова не увенчана короной «Мисс Вселенная» и ее мужчине по этому поводу не завидуют. Всем, кто имеет опыт общения на сайтах знакомств, хорошо известно, как много там водится неадекватного контингента. Дяденька за 50, школьный учитель истории, который мечтает познакомиться исключительно с девственницей не старше 25-ти. Молодой человек 32-х лет, который сразу с порога предупреждает, что не поведет девушку во время свидания ни в кафе, ни в театр, потому что он таким образом отсекает меркантильных и корыстных особ. «Только романтические прогулки в парке под снегопадом — достойный способ получше узнать друг друга», — гласит его анкета. Домоседка: «Я девушка из позапрошлого века, шумные тусовки не для меня, сижу дома у окошка, вышиваю рушник, жду принца». Похоже, девушка при всех ее попытках бегства от реальной жизни в исторические реконструкции просто ни в курсе, что в позапрошлом веке ни в одном из сословий шансов сидеть дома у нее бы не было. Родись она дворянкой, в ее обязанность входило бы выезжать на балы — хочешь-не хочешь, а изволь танцевать по расписанию. А в крестьянском мире ее ждали бы гулянья и посиделки, а если бы она изъявила хоть малейшее желание остаться дома, то родная мать съела бы ее живьем — еще чего удумала, сиднем сидеть! Тут всех женихов разберут. Наверное, задача по-настоящему хорошего брачного агентства, в штат которого входят и психологи — деликатно завернуть часть клиентуры с порога, помочь им понять, что их главная жизненная задача сейчас — это не отхватить себе немедленно кого-то в мужья или в жены, а решить совсем иные личные проблемы. При этом, желательно, не выгнать клиента в никуда, а перенаправить его в руки надежных дружественных коллег и деловых партнеров. Те, кто ищет себе пару с помощью брачных агентств, свах или сайтов знакомств, обычно объясняют такой свой выбор большой загруженностью, занятостью на работе или с детьми от первого брака, нехваткой времени для более естественных форм общения с новыми людьми. Но, если начать «раскапывать» причины одиночества, что чаще всего оказывается, что крепостные стены из работы или детей были возведены очень даже целенаправленно — потому что перспектива новых отношений пугает. А тут можно честно поставить в блокноте галочку: «Обращалась в агентство, деньги большие заплатила, сходила на пятнадцать свиданий и еще раз убедилась, что все мужики — козлы». И жить дальше, в привычном, но теперь еще раз оправданном одиночестве.