Клара Цеткин, Роза Люксембург… Мало кто помнит, что еще сделали эти женщины, но в одном мы уверены точно: «они придумали праздник 8 марта». Обычно здесь же вспоминают, будто он приурочен к Пуриму, дню, когда царица Эсфирь спасла свой народ от истребления. Эта дата досталась нам в наследство от Советского Союза, утратила свое политическое звучание и отмечается как праздник весны и женщин. Кто-то из православных отмечает по привычке, кто-то предлагает взамен день жен-мироносиц. Зачем нам этот день? Напомню, что праздник этот все-таки международный. ООН объявила 1975 год не просто годом женщин, но началом десятилетия женщин. В этой связи государствам было рекомендовано назначить любую дату в качестве дня борьбы за права женщин. Борьба эта началась отнюдь не с Клары Цеткин, хотя общая революционность того периода способствовала раскрепощению женского сознания. Здесь мы опустим те страницы истории, где выдающиеся дамы древности наравне с мужчинами участвовали в политических играх и выигрывали. Талантливые женщины были всегда, но при патриархальном строе им было довольно-таки трудно реализовать свои способности, выходящие за рамки традиционных женских занятий. Впервые за равноправие высказались американские женщины во время войны за независимость. Абигейл Смит Адамс (1744—1818), жена второго и мать шестого президентов США, была одной из самых эрудированных и политически подкованных первых леди. Ее активное участие в делах мужа снискало ей прозвище «Миссис Президент». Ее интересовал широкий круг проблем, включая женский вопрос и рабство. Задолго до президентства Джона Адамса, будучи разлученной с мужем во время войны, она вынуждена была нести на своих плечах большое хозяйство подобно литературной героине Скарлетт О’Хара. Этот опыт показал ей, как многое могут вынести женщины и как унизительно их положение в обществе на фоне их вклада в общее дело. Всю сознательную жизнь миссис Адамс выступала за равноправие полов, понимая это как исполнение Божией заповеди. Абигейл была воспитана пуританами и воспринимала семью как высшую ценность. Брак, по ее мнению, это «союз двух личностей, чьи таланты, стремления и тела дополняют друг друга», поэтому «ни один мужчина не может преуспеть в мире без согласия и сотрудничества со своей женой». Таким образом, положение женщин было напрямую связано с гармонией в обществе и государстве. Абигейл Смит Адамс Одновременно Великая французская революция 1789 года пробудила женское движение на континенте. Писательница Олимпия де Гуж восторженно приняла революцию, однако всего через четыре года была казнена как роялистка за то, что не одобряла кровопролитие вообще и умерщвление короля в частности, не поддерживала политику Робеспьера. В революционных документах тех лет отсутствовали какие-либо гарантии прав женщин. Тогда о них заявила Олимпия в «Декларации прав женщины и гражданки» (1791 г.). В своем манифесте она также ссылалась на установления Творца и законы природы. Десятый пункт Декларации гласил: «Никто не должен быть наказан за собственные взгляды. Женщина может взойти на эшафот, следовательно, она может взойти и на трибуну — при условии, что в ее выступлении не содержатся призывы к свержению законного режима». Она взошла на эшафот за свои взгляды, а вскоре Наполеон подтвердил подчиненное положение женщин и отсутствие у них гражданских прав. Следующий этап борьбы пришелся на тревожный 1848 год, хотя в США, где все началось, было спокойно. В тот год в городе Сенека-Фоллс прошел Первый конгресс по правам женщин (при участии 68 женщин и 32 мужчин), принявший «Декларацию чувств». Ее автором стала Элизабет Стэнтон (1815—1902), дочь адвоката. Образованная, умная, она хотела заменить своим родителям умерших в детстве сыновей, но поняла, что ничем не в состоянии помочь. Замужние не владели собственностью, не имели своего дохода, даже над собственными детьми они не могли осуществлять опеку. Выйдя замуж и рожая детей, она обнаружила себя на грани депрессия из-за интеллектуального вакуума, и посвятила себя борьбе за женские права, в том числе за избирательное право. Женщин, требовавших себе право голоса, называли суфражистками (от фр. suffrage — избирательное право). Они добивались распространения своих идей различными методами — от раздачи листовок до битья стекол, поджогов и взрывов, за что часто попадали за решетку. Самым ярким их представителем и лидером в Великобритании была Эммелин Панкхёрст (1858—1928). Основанная ей организация «Женский социально-политический союз» (ЖСПС) печально прославился своими эпатажными акциями. С началом Первой мировой войны Панкхёрст отошла от воинственной тактики. К тому времени женщины получили право голоса на местных выборах (1894 г.). В 1918 году женщинам старше 30 лет было предоставлено такое право и на общих выборах. Эммелин Панкхёрст Первыми избирательных прав добились женщины Новой Зеландии (1893 г.). В Европе «первопроходцем» стала Финляндия (1906 г.), входившая тогда в состав Российской империи. Женщины в остальных частях России получили такие права в 1917 году, в США — в 1920 году, в Великобритании — в 1928 году. В Саудовской Аравии женщины не участвуют в выборах до сих пор (в условиях монархии речь может идти лишь о выборах в органы местного самоуправления). Со второй половины XIX века женщины были не только женами и матерями, но и работницами заводов и фабрик. Они стали пролетариями и вошли в сферу интересов Интернационала, международной организации рабочего класса. Многие женские организации примкнули к этой организации для борьбы за права трудящихся. В конце века очень много для этого было сделано в Германии. Социал-демократическая партия (СДПГ) в 1891 году включила пункт об избирательном праве для женщин в свою программу. Тогда же Клара Цеткин стала редактором журнала для работающих женщин Gleichheit (нем. — равенство). За 26 лет работы на этом посту она стала экспертом; не зря она возглавляла женский отдел в СДПГ. Поэтому ничего удивительного в том, что в 1910 году именно она предложила отмечать ежегодно Международный женский день. Идея состояла в том, чтобы в этот день повсеместно проходили митинги и марши, привлекавшие внимание к проблемам слабого пола. Первоначально не было фиксированной даты: в 1911 году его отмечали 19 марта, в 1912 году – 12 мая, в 1913 году – 2/9/12 марта в различных странах. Когда в 1914 году одно из воскресений марта выпало на 8 число и праздник одновременно отмечали в шести странах, дату решено было оставить. К иудейскому Пуриму это не имеет никакого отношения. Клара Цеткин была немкой. Ее первый муж действительно был евреем, но он умер задолго до 1910 года. Второй муж был немцем, еврейская культура им была чуждой. Если посмотреть на соответствие дат Пурима с григорианским календарем, то ни в 1910, ни в последующие годы еврейский праздник не выпадал на 8 марта. В советское время праздник широко культивировался властями. Различным учреждениям следовало отчитаться о своей работе по улучшению условий труда и быта своих сотрудниц. С 1960-х политический пафос постепенно пошел на спад. Символом 8 марта стала мимоза, которую специально к этому времени выращивали на черноморском побережье Кавказа. Плох ли этот праздник? По-моему, нет. Идея действительно была предложена революционеркой, но ее не было бы без тысяч женщин, которые убеждением, собственным примером (и даже ценой жизни) показали мужчинам, что им нужно больше, чем «киндер-кюхе-кирхе».Едва ли найдутся женщины, которые захотели бы расстаться с правами, завоеванными их предшественницами. Нам нравится водить машину, работать и выбирать себе работу по душе, совершать сделки, участвовать в общественной жизни, отдыхать с семьей и заниматься детьми сколько хочется, а не сколько велит общественное мнение. И день жен-мироносиц, на мой взгляд, не охватывает эти аспекты жизни современных дам, он вообще о другом. 3 марта в Японии отмечается Праздник девочек Хинамацури. В этот день девочки обычно надевают традиционные костюмы, ходят друг к другу в гости и демонстрируют знание правил хорошего тона. Иначе день называется Праздник цветения персика. Цветы и женщины. Что может быть прекраснее? Раз уж есть повод, почему бы нам не одеться красиво и, получая цветы и комплименты, не дарить окружающим тепло и радость в этот мартовский денек?