Читайте также: Я решила — буду мамой!

Вы решили стать приемными родителями, а сотрудник опеки отказывается принять ваши документы без каких-либо аргументированных объяснений? Или, наоборот, просит принести еще и письменное согласие от всех соседей по подъезду на то, что в доме появится новый жилец? (Кстати, это не шутка: хотя данное требование звучит абсурдно и грубейшим образом нарушает положения Семейного кодекса, подобные случаи «самодеятельности» на местах были).

Ваш пакет документов уже в который раз теряется при загадочных обстоятельствах, а начальница органа опеки никак не может найти время на встречу с вами? Вы на протяжении нескольких месяцев не можете получить направление на посещение ребенка? И при этом выслушиваете пространные рассуждения о том, что вот именно этот ребенок вам ну никак не подходит: «У меня многолетний опыт работы по устройству детей-сирот в приемные семьи, и я отчетливо вижу, что это — не ваш ребенок! Ну и что, что вам он понравился, что вы хотите, чтобы он стал вашим сыном — я же говорю, что этот ребенок вам не подходит, что тут непонятного?».

Все эти и многие другие ситуации, связанные с превышением сотрудниками органов опеки своих полномочий или явным нарушением ими закона, требуют соответствующего и правильного реагирования — для защиты интересов ваших и вашего будущего ребенка, а опосредованно — и всех других детей, находящихся в системе сиротских учреждений России. Ведь чем чаще «вершители судеб» от опеки будут встречать грамотное противодействие со стороны приемных родителей; чем больше жалоб будет направлено в вышестоящие инстанции, контролирующие работу органов опеки; чем чаще в СМИ будут появляться статьи обо всех нарушениях сотрудников опек с указанием конкретных имен и места действия, — тем быстрее в конечном итоге станут решаться вопросы устройства детей-сирот в приемные семьи. Не бойтесь, что ваши действия окажутся борьбой Дона Кихота с ветряными мельницами — вовсе нет: правильно выстроенная тактика поведения обязательно принесет свои плоды.

Об основных правилах общения с чиновниками опеки и стратегии защиты своих прав вы сможете узнать из специальной памятки, приложенной к этой статье. Предваряя ее, немного расскажу о нескольких нарушениях, с которыми столкнулась сама в процессе общения с представителями органов опеки по разным вопросам и в различных обстоятельствах.

Правда, о самых серьезных нарушениях я уже поведала в предыдущих статьях, но и без них набралась достаточно солидная коллекция «ляпсусов и опусов» сотрудников опеки. Сразу оговорюсь, что, слава Богу, я знаю много достойных, всей душой болеющих за детские судьбы сотрудников опеки, но очень часто «средняя температура по больнице» такова, как в произошедшей со мной уже после того, как я стала приемной мамой, истории.

Я поехала в Тулу в однодневную командировку. Все текущие рабочие вопросы удалось решить неожиданно быстро, буквально за пару часов, и я решила, несмотря на неприемный день, сходить в местный отдел опеки и попечительства. Дверь одного из кабинетов опеки была полуоткрыта, поэтому я сочла возможным заглянуть внутрь, предварительно постучав.

— Что вы хотели, девушка, мы сегодня не работаем! — хозяйка кабинета вопросительно посмотрела на меня.

— Добрый день! Я бы хотела зарегистрироваться у вас как кандидат в опекуны и посмотреть анкеты детей.

— Мы вас, конечно, на учет поставим, но покажем анкеты лишь тех детей, которые могут быть устроены в семью только на опеку (это детки с так называемым «неполным статусом» — их родители не лишены родительских прав, поэтому в любой момент времени могут заявить свои права на ребенка и забрать его у опекуна; закон при этом на их стороне. Разумеется, далеко не все кандидаты готовы принимать «неполного» ребенка в семью с учетом подобных перспектив).

— А почему я не могу посмотреть анкеты тех детей, у которых полный статус (то есть, помимо опеки, возможны такие формы устройства как усыновление и приемная семья)? Если их никто не усыновляет, то хотя бы под опеку в семью можно будет устроить? Тем более, что я потом все равно намерена усыновлять.

— Ну а почему тогда у вас заключение выдано на опеку, а не сразу на усыновление?

— Ой, это просто чтобы потом уже не ехать на суд к вам, а усыновлять по месту жительства. Только поэтому.

— Девушка, вот все вы так, — в голосе женщины зазвучало возмущение, — норовите у нас ребенка взять и усыновлять его у себя! А нам вот ЧЕМ ТОГДА ОТЧИТЫВАТЬСЯ О РАБОТЕ?!

Вот такая незатейливая чиновничья логика: главное — отчетность, а то, что дети из-за подобной «палочной системы» в органах опеки оказываются в семьях значительно позже (если вообще оказываются), — так это пустяки, дело житейское! Посидят, подождут, зато вышестоящее начальство будет довольно. Очень напоминает позицию собаки на сене: сам не гам и другим не дам.

Другая весьма характерная история случилась со мной в процессе сбора пакета документов.

— У вас почти все документы собраны, но необходимо еще и заключение психолога, — сообщила мне сотрудница «моего» отдела опеки.

— Но ведь его нет в перечне обязательных к представлению документов, — попыталась возразить я.

— Нет, конечно, вы можете отказаться от психологической экспертизы, но наличие этого документа дополнительно положительным образом вас характеризует и учитывается при принятии окончательного решения!

Мне очень хотелось, чтобы мне выдали положительное заключение, поэтому я согласилась, тем более, что у меня было несколько вопросов, которые считала полезным обсудить с психологом.

Оказалось, что для получения заключения мне надо ехать в другой город, расположенный в часе езды от нас на электричке, и кроме того, надо ждать приема психолога около двух недель! Хорошо, что у меня не было на руках еще готовой медицинской справки, на тот момент имевшей срок действия всего три месяца: по сути из-за какой-то филькиной грамоты быстро терял свою годность действительно требуемый законом документ, получение которого к тому же само по себе весьма хлопотно.

Наконец, день психологической консультации настал. По указанному адресу меня встретили две молоденькие девчонки, одна из которых к тому же была не замужем. Все-таки, как-то странно, что по вопросам семьи и воспитания детей меня будет консультировать человек, который на практике сам, так сказать, «не в теме»…

Однако действительность превзошла все мои ожидания.

— Настраивайтесь, что проведете у нас как минимум часа три, а скорее всего, даже больше, — оптимистично заявила одна из девушек, хлопнув передо мной на стол увесистую пачку бумаг.

— Это что?

— А это — психологические тесты, на вопросы которых вам предстоит ответить.

Тестов было много, и вопросы во многих из них повторялись. Особенно мне запомнился тест из 190 (!) вопросов.

— Девушки, а как мне отвечать — здесь вопрос обращен к тем, у кого уже есть дети, и ситуации на этом строятся в тесте? Может, я тогда не буду отвечать?

— Нет, вы отвечайте, как бы поступили в том или ином случае!

С гордостью скажу, что минут через 40 с тестами было покончено.

— Я все сделала.

— Теперь будет тестирование на компьютере!

Перед глазами замелькали бесконечные колонки с вопросами и ответами. Неожиданно дело застопорилось: меня «выбило» из очередного теста аккурат где-то на его середине.

— Девушки, подскажите, пожалуйста: почему-то тестирование прервалось — что мне делать?

— Ничего страшного, на этом тесте почти все «вылетают»: программа фиксирует высокий уровень шкалы лжи. Вы попробуйте по-другому на вопросы ответить: вместо «нет» поставьте «да».

Хороший совет — особенно с учетом того, на какие вопросы мне надо было отвечать: «иногда я слышу голоса в своей голове», «мне кажется, что окружающие меня люди что-то замышляют против меня», «я испытываю страх и неприязнь к людям», «иногда у меня бывают суицидальные настроения». Ну что, потенциальный усыновитель, что ты выберешь: перспективу прослыть лжецом и обманщиком или диагноз параноидальной мании в период обострения?

Наконец я в изнеможении отвалилась от компьютера. Слава Богу, мои мучения закончились, сейчас девушки быстренько расшифруют результаты, выдадут мне заключение, и скорее отсюда, пока ум за разум совсем не зашел от психологической «консультации»!

— Так, вот по этому номеру будете звонить примерно через неделю, узнавать, готово заключение или нет, — голос псевдопсихолога вывел меня из приятных раздумий.

— Как это — через неделю?! Почему только через неделю?!

— Так у нас печать, которую надо ставить на заключении, в другом месте находится. Мы ездим туда, чтобы ее поставить сразу на всех документах, раз в неделю.

No comment…

И еще одна история — под занавес, так сказать. Знаете, сколько раз посещали нас сотрудники опеки после появления в семье сына? «Всего один лишь только раз, один лишь раз»! Нет, я этим обстоятельством очень даже довольна, но если предположить, что, например, с ребенком жестоко обращаются или его права как-то ущемляются, — кто вообще об этом узнает?! Опека, отдав ребенка на «руки», фактически забыла об его существовании.

Когда все определенные законом и мыслимые сроки ожидаемого визита прошли, я решила сама сходить с приемным сыном в опеку. Вдруг меня проверяют таким образом — насколько ответственно я подхожу к исполнению возложенных на меня обязанностей приемного родителя?

Мой визит в опеку больше всего напоминал картину Ильи Репина «Не ждали».

— Ой, а это вы?! А мы про вас помним-помним!

— А что же не приходите к нам?

— Ну мы ведь и так знаем, что у вас все хорошо, но в ближайшее время зайдем обязательно!

Прошла осень, закончилась зима, наступили погожие весенние деньки. Ждем-с!

***

Конечно, приведенные выше истории – это далеко не самые серьезные нарушения, с которыми могут столкнуться будущие приемные родители, но и они, на мой взгляд, достаточно ярко иллюстрируют общее положение дел в системе органов опеки. Уровень эффективности деятельности этой структуры, к сожалению, весьма низок, но, тем не менее, именно ваше хорошее знание законов и настойчивое отстаивание своих прав может стать одним из способов пусть даже не окончательного исчезновения проблемы, но хотя бы значительного оздоровления ситуации.

Очень прошу тех, кто готовится стать приемными родителями – как человек, столкнувшийся в полной мере с чиновничьим произволом – пожалуйста, не отступайте, не опускайте руки и не сдавайтесь в подобных случаях. Ради всех тех детей, которые отчаянно ждут своих мам и пап, и отчаянно нуждаются в любящих семьях! В наших силах сделать так, чтобы день аиста наступил для многих из них гораздо быстрее.

Люди, мы сделаем это, ведь правда?!..

Основные правила общения с чиновниками и отстаивания своих прав

(в органах опеки и попечительства, региональном банке данных, в детском учреждении, в милиции, в органах ЖКХ…)

Собрал и обработал Рудов А.Г.
Наша огромная благодарность за помощь: Александре Александровой и Антону Жарову. Отдельная благодарность Ирине Михайловне Кузнецовой, кандидату юридических наук, руководителю Аппарата Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей (2008 г.).

Как известно, наше отношение к человеку во многом зависит от первого впечатления, которое он произвел на нас в первые минуты общения.

Хорошо, если у специалиста органов опеки, директора детского дома или чиновника другого учреждения, с которым вам необходимо будет общаться, сразу сложится ощущение, что ваше решение взять ребенка в семью обдуманно, вы подготовились к встрече и точно знаете, чего хотите.

Спокойный, уверенный, грамотно говорящий человек всегда производит положительное впечатление, а главное, не дает чиновнику возможности отмахнуться от его просьбы или манипулировать им. В этой памятке мы дадим несколько советов о том, как подготовиться к важным встречам и как разрешать конфликты в общениях с чиновниками.

Готовимся к общению

— Прежде всего, настраивайтесь на то, что чиновник отнесется к вам внимательно и уважительно и вопрос будет решен.

— Учтите: для того, чтобы реализовать свое право на внимательное и уважительное отношение к вам, следует самому проявить уважение к тому, к кому вы обращаетесь: поздороваться, представиться, кратко внятно изложить цель обращения и так далее.

— Стоит заранее почитать Семейный кодекс, возможно, даже выучить пару важных[1] статей; также ознакомьтесь с содержанием перечисленных ниже законов, внимательно почитайте информацию в Интернете, проконсультируйтесь по беспокоящим вас вопросам со специалистом.

— Выберите время, удобное специалисту, чтобы к нему не было «километровой» очереди и он не спешил. Возможно, лучше прийти в неприемный день, однако об этом следует договориться заранее по телефону. Если договориться невозможно или в коридоре всегда большая очередь, идите на приём и решайте свой вопрос, не обращая внимания на очередь. Вам не должно быть «неудобно», что «люди ждут», — не вы виноваты в том, что приходится долго объяснять и требовать то, на что вы и так имеете право.

— Четко, кратко и ясно излагайте суть дела и свою просьбу: отсутствие конкретики или  изобилие деталей могут очень раздражать.

— Потренируйтесь говорить достаточно громко, спокойно и уверенно, например, перед подругой, супругом, включенным телевизором, наконец — это очень помогает.

— Если Вам нужно кого-то в чем-то убедить или расположить к себе — возьмите необходимые подтверждающие документы, квитанции, письма, фотографии.

— Всегда берите с собой Семейный кодекс РФ, распечатки Федерального закона по опеке и Постановления, а если требуется — и других законодательных и нормативных документов. Сделайте пометки и закладки в важных для разговора местах. При посещении чиновников держите их в руках — пусть видят, что вы готовились и знаете законодательство!

— Во время встречи всегда договаривайтесь о следующих шагах. Добивайтесь, чтобы вам четко сказали, что конкретно от вас требуется, какие нужны документы, когда, где их можно получить, когда состоится следующая ваша встреча.

— Если вы не уверены в своих силах, возьмите с собой группу поддержки — родственника, подругу, мужа, специалиста (в зависимости от ситуации и вопроса — учителя, воспитателя, врача), адвоката, в конце концов. Называйте этого человека своим представителем — вы имеете на это право. Одновременно кричать на несколько человек, хамить или обманывать гораздо сложнее.

— Не вступайте в конфликты по мелочам — это никому не полезно!

Если дело дошло до конфликта — никогда не ходите на приём в одиночку. Дело не только в вашей психологической уверенности, но и в обеспечении свидетельской базы возможного незаконного поведения чиновника.

Оптимально, если у вас есть возможность потренироваться в общении, чтобы необходимые навыки закрепились и автоматически срабатывали при возникновении психологически напряжённых ситуаций. Попробуйте дома разыграть простую сценку: предположите, что чиновник сразу же говорит вам, что это «не его вопрос» и вам нужно идти куда-то ещё, а вы точно знаете, что за решение данной ситуации отвечает именно этот чиновник. Как правило, если удаётся сразу избежать «отфутболивания», дальнейшая встреча уже складывается лучше: чиновник чувствует, что с вами придётся работать.

Разрешаем напряженную ситуацию

Если всё же у вас возникла напряженная ситуация или вы чувствуете, что конфликт назревает, вот несколько полезных советов.

— Прежде всего, следует сделать небольшую паузу в общении и попытаться понять, что именно послужило причиной возникновения напряженности. Проанализировать, какие слова и действия спровоцировали конфликт, разобраться в своих ошибках. Не вы ли виновны в начале конфликта? Помните, что в конфликте всегда есть две стороны, и вы можете быть частью этой проблемы. Старайтесь взглянуть на проблему со стороны чиновника, отвечающего за семейное устройство детей, — возможно, его поведение может быть объяснено какими-то опасениями?

— Не следует пытаться вести переговоры по телефону в назревающей конфликтной или сложной ситуации, в этом случае по телефону нужно договориться только о встрече.

Еще раз: если дело дошло до конфликта — никогда не ходите на приём в одиночку.

— Не перебивайте. Позвольте говорящему высказаться, даже если вам крайне неприятно его слушать и хочется поспорить. Дождитесь, пока «пар» будет выпущен, и спокойно продолжайте беседу.

Ведите разговор по существу и не позволяйте уводить беседу в сторону!

— Не давайте втягивать себя в мелкие споры и доказательства собственной невиновности. Спорьте только по существу. Оправдывается только тот, кто виноват. В спорах будьте корректны, не торопитесь, будьте спокойны, а главное — не переходите на личности.

— Ни в коем случае не следует запугивать, не нужно никакой агрессивности, лучше показать осведомленность в вопросе, решения которого вы добиваетесь. У человека, спокойно сидящего на стуле, — «я отсюда не уйду, пока вопрос не решу» — позиция гораздо эффективнее, чем у стоящего и размахивающего руками — «я на вас в суд подам»!

— Оцените действия чиновников или выдвигаемые ими ограничения на соответствие интересам ребенка. Вспомните какие интересы ребенка приоритетны, что говорится с 123 статье Семейного кодекса РФ и других статьях, и поймете — это в интересах ребенка или нет. Если это не в интересах ребенка, оспаривайте действия специалиста с этой точки зрения.

— Не обращайте внимания на то, что вам говорят на словах, особенно по телефону, поскольку письменно — в документах или переписке — может быть отражена иная информация. Вспомните любимое выражение сотрудников милиции: «Телефонный разговор к протоколу не подошьёшь».

— Возьмите с собой диктофон и незаметно запишите «перлы» чиновников. Диктофонная запись, к сожалению, не может быть доказательством в суде, но вышестоящее начальство её как правило соглашается прослушать — и сделать соответствующие выводы. Кроме того, специалист, адвокат или психолог по этой записи сможет более точно диагностировать ситуацию и дать более действенный совет.

Помните: после драки кулаками не машут, и к следующей встрече следует хорошо подготовиться.

Использование письменных обращений

— При всех значимых обращениях используйте письменную форму — то есть заявления, жалобы, обращения, запросы и так далее. Если вы чувствуете, что назревает проблема, или вы с чем-то не согласны, обязательно потребуйте ответить вам и разъяснить всё в письменном виде (см. памятку о правилах составления и подачи обращений).

— Приходите на прием с готовым заявлением и копиями. Оставите вы его или нет, зависит от обстоятельств, но поверьте: сам факт готовности его подать уже многое значит для чиновника. Работа чиновника такова, что «слова — ничто, бумажка — всё».

— Подача бумаги ни в коем случае не заменяет личного общения, бумага помогает дать ход делу, но личное общение привносит эмоциональную составляющую, способствует убеждению чиновника в вашей правоте и показывает вашу заинтересованность ходом дела.

— Когда в основе действий чиновника лежит решение, принятое другим лицом или органом, не теряйте времени — всегда работайте на опережение. Посетите все значимые инстанции, которые может привлечь противная сторона, раньше, чем это сделают сами чиновники. Пишите, говорите — убедите их в своей правоте. Ни в коем случае не рассчитывайте на то, что за вас это будет делать чиновник. Помните: первоначально сложившееся мнение сложнее поменять, потребуется гораздо больше усилий, чтобы изменить уже сформировавшееся представление о ситуации, нежели первым изложить свою позицию по поводу происходящего.

— В случае спора по требованиям законодательства или устных отказов — ничего не принимайте на веру! Требуйте показать текст и реквизиты закона, приказа, инструкции и любые другие документы, на которые ссылается чиновник. Обязательно запишите: полное название документа, часть текста, номер, дату, кем принят документ, иначе все разговоры — «ни о чем». Часто чиновник отвечает «не положено», «невозможно», «нельзя» только потому, что он так думает или некомпетентен в данном вопросе, а может, просто не хочет лишний раз утруждать себя.

— Утверждения о том, что у них «есть инструкции» или «так сказано в законодательстве», несерьезны! Вы тут же можете парировать, что где-то там, «в законодательстве», все написано как раз с точностью до наоборот.

— Не бойтесь уточнять, спрашивать и требовать письменное обоснование любого отказа — с такой бумагой вы можете обращаться в вышестоящие органы или суд и оспаривать решение. Без такой бумаги все ваши слова будут неубедительны, а в суде фраза «мне так сказали» не является доказательством.

— Если местный акт, приказ или инструкция противоречат федеральному закону, то преимущество всегда имеет федеральный акт. Если, тем не менее, чиновник действует наперекор федеральному законодательству — его можно «поправить» через прокуратуру или суд, и чиновник это знает. Однако за нарушение местной инструкции накажет ближайший начальник. И поэтому такие ситуации — всегда подразумевают внутреннюю борьбу чиновника с самим собой, и это надо учитывать.

— Если по вашему устному запросу чиновник отказывается давать письменное обоснование какого-либо решения, пишите заявление с просьбой письменно обосновать отказ. Если и такое заявление не принимают, придите на приём не один или отправьте запрос по почте[2].

— Помните, что подача жалобы вышестоящему лицу или, тем более, в суд — это объявление войны. С вами будут воевать. И надо быть до конца уверенным, что «развязывание военных действий» — это действительно ultima ratio, ваш последний довод, оставшийся после того, как все остальные попытки достучаться до здравого смысла оппонента исчерпаны. Всегда пробуйте договариваться на «нижнем уровне», не доводя до официальных жалоб до самого последнего момента.

— Получив в ответ на жалобу отписку от вышестоящих органов, не расстраивайтесь — это обычная реакция чиновничьего аппарата: вам едва ли когда-нибудь сообщат, каким образом на самом деле они «прорабатывали» виновника. Разговор ни к чему не обязывает, а бумага создаёт прецедент обращения, требует движения и остаётся в деле, а в случае её игнорирования может сослужить плохую службу нерадивому чиновнику. Если жалоб будет много, значит рано или поздно такому «специалисту» руководство само укажет на дверь.

— Идите до конца, не опускайте руки при первой неудаче. Опыт показывает: побеждает только настойчивый. Бюрократия чиновничьего аппарата такова, что любая жалоба, любое заявление могут оказаться решающими и повернуть дело в вашу пользу.

Судебная защита своих прав

Суд — последняя инстанция, куда вы можете обратиться за решением вашего вопроса по существу.

Обжаловать действия чиновников надлежит по правилам Главы 25 ГПК РФ «Производство по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лиц, государственных и муниципальных служащих».

Если суд первой инстанции примет решение в пользу чиновника, дальнейшее обжалование будет долгим и существенно более сложным. Кроме того, «многосерийный» судебный процесс часто вынуждает чиновников сплотиться и защищать «честь мундира» до последнего. Поэтому в суд, по нашему мнению, стоит идти, лишь когда остальные, менее трудоёмкие, способы воздействия на ситуацию исчерпаны.

Обратите внимание, что обратиться в суд можно лишь в том случае, когда нарушены ваши права и законные интересы или вашего подопечного ребёнка, но не другого лица.

— Обращаться с жалобой или иском необходимо в районный суд по месту нахождения должностного лица или органа, действия или решения которого вы обжалуете, либо по месту вашего жительства. Если это разные суды — выбирайте суд по месту жительства, он хотя бы не будет связан с чиновниками, на которых вы жалуетесь, многолетними отношениями и, вероятно, будет более объективен.

— При любой возможности дайте отредактировать текст вашей жалобы юристу. Не стоит описывать все перипетии, ограничьтесь одним или максимум тремя основаниями, по которым ваша жалоба должна быть удовлетворена. Требуйте конкретного действия: отменить решение, установить опеку, обязать выдать документ, и так далее.

— Постарайтесь подать жалобу на личном приёме у судьи, а не по почте или через канцелярию. Ваш, пусть сбивчивый, но искренний рассказ возможно, подтолкнет суд рассмотреть вашу жалобу внимательней.

— Жалоба на действия или решения должностного лица или органа, в общем случае, облагается госпошлиной[3] в размере 100 рублей — не забывайте об этом.

— Если вы обращаетесь с защитой своих прав в суд, возьмите адвоката в судебное заседание. Как в операционной нечего делать без хирурга, так в судебном процессе — без адвоката или хотя бы юриста. Один ответ на какой-нибудь простой вопрос, значение которого вы не совсем поняли, может перечеркнуть весь ваш труд.

Куда ещё можно обратиться

Региональные органы власти (справочник);

— Общественные организации района, города. Надо понимать, что в общественных организациях вам окажут лишь моральную, методическую поддержку; возможно, помогут составить заявление, подключить экспертов и СМИ. Не рассчитывайте ни в коем случае, что некоммерческая организация возьмёт на себя весь процесс обжалования и сможет выступить вашим представителем: рассчитывайте прежде всего на свои силы.

— Прокуратура — её можно рассматривать как дополнительный путь для решения сложной ситуации. Можно обращаться в районную, областную, Генеральную прокуратуры — к заместителю прокурора, курирующему вопросы несовершеннолетних. Помните, что прокуратура — надзорный орган, она не может отменить решение чиновника, а лишь опротестовать его. Прокуратура может и не найти в вашем случае повода вмешиваться в ситуацию. Старайтесь подавать все заявления в прокуратуру во время личного прима, а не посредством почты — так больше вероятность быть услышанным. В прокуратуру никогда не стоит идти без письменного заявления.

Уполномоченный по правам ребенка. К сожалению, такие уполномоченные есть не во всех регионах страны. Если в вашем регионе как раз такой случай, можно обращаться в службы уполномоченного по правам человека, тем более, что часто там есть отделы защиты прав детей. Учите, что данное должностное лицо может лишь привлечь внимание к вашей проблеме, от себя лично обратиться, скажем, в орган опеки, либо ходатайствовать перед прокуратурой. Отменить полученное вами решение данная инстанция не может, но обращение уполномоченного точно будет рассмотрено с большим вниманием.

— Можно обращаться в приемную представителя президента в федеральных округах, ведь развитие семейных форм устройства — это задача, поставленная президентом РФ, и курируют её исполнение представители президента. Данная инстанция — дополнение к основному «маршруту» обращений в вышестоящие органы или суд. Представители президента есть в каждом федеральном округе, а на уровне региона функции проверки конкретных ситуаций и контроля за исполнением поручений президента выполняют главные федеральные инспектора в регионах.

— В каждом регионе есть свой местный депутатский корпус, а у многих депутатов Госдумы есть и общественные приемные в регионах. Депутаты, как и простые граждане, вправе обращаться в любой орган или к любому должностному лицу. Но ответы на депутатские запросы должны быть даны в более короткий срок, чем на обращения простых граждан, и такие запросы как правило рассматривает лично руководитель органа. Кроме того, депутаты часто могут привлечь внимание СМИ, что в данном вопросе — всегда полезно.

Вместо заключения

— Если очевидно, что правота на вашей стороне, а чиновники отчаянно мешают, — привлекайте СМИ; лучше и оперативнее всего работают новостные программы, например, «Вести».

— В случае удачного поворота событий или первой победы не расслабляйтесь! Будьте морально готовы, что противоборствующая сторона или чиновник могут попробовать отыграться. Покажите им «зубы» ещё раз — в ответ на любое ущемление ваших прав действуйте максимально оперативно и жестко, это быстро отобьет желание вам навредить. При попытке давления, угроз будьте морально готовы ответить: чиновники чувствуют, с кем лучше не связываться; поверьте, им тоже не нужны проблемы.

— Если вам удалось успешно довести дело до конца и вы считаете, что такому чиновнику не место в системе защиты прав детей, после окончания всех перипетий обязательно напишите жалобу на его действия вышестоящим органам — только так можно избавить общество от нерадивых, неумных, неграмотных и бессердечных «бюрократов от детства» и обеспечить реальную защиту прав детей. Мы также будем благодарны, если вы поделитесь полезными советами, которые мы обязательно включим в эту памятку.

Важно помнить (некоторые принципы российского законодательства)

  1. Разрешено всё, что не запрещено. Отсюда следует, что не стоит искать в законодательстве явного дозволения на те или иные действия.
  2. Гражданин вправе обращаться с любой просьбой к любому чиновнику. В любом случае он имеет право на письменный ответ с мотивировкой того или иного решения. Срок ответа — 30 дней, если в конкретном случае законом не оговорен иной срок.
  3. Сторона-инициатор доказывает возможность или невозможность того или иного действия только в гражданском судебном процессе[4]. Однако, обращаясь к чиновникам, гражданин не обязан сопровождать свои просьбы ссылками на конкретные статьи законов (если только необходимость мотивации не указана прямо в законодательстве). Но зато, отказывая в вашей просьбе, чиновник обязан обосновывать свой отказ. Если орган опеки выдает отрицательное решение, оно также должно быть мотивировано, и даны ссылки на конкретные статьи закона, который применим в данном случае.
  4. Ограничительные требования не подлежат расширительной трактовке (Конституция РФ, ст. 55, часть 3), например, список требований к усыновителю является закрытым, и требовать чего-либо дополнительно чиновник не имеет права.

Важные законодательные акты

  1. Семейный кодекс РФ.
  2. Гражданский процессуальный кодекс РФ. Глава 25. «Производство по делам об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»  и Глава 29. «Усыновление ребенка».
  3. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Статьи 26, 28, 31—36.
  4. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ст. 17.
  5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление…» (с изменениями).
  6. Федеральный закон от 02 мая 2006 г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». 

[1] Рекомендуем изучить следующие статьи Семейного кодекса РФ: 121, 123, 124—133; 145—155; для иностранных граждан, усыновляющих ребенка супруга, имеющего гражданство РФ, — статью 165.

[2] См. рекомендации по отправке заявлений  и других бумаг в памятке о правилах составления и подачи обращений.

[4] Например, усыновители в заявлении в суд указывают обстоятельства, позволяющие им усыновить ребенка и, ссылаясь на статьи Семейного кодекса, просят поменять имя или изменить дату рождения ребенка.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Катерина

вот всегда недоумевала, почему так: стоит человеку столкнуться с чем-то, что его не устроило, так он целую статью обличительную напишет, а про положительные примеры — почему-то одно едва заметное предложение… наверное, где-то и есть плохие специалисты, но они есть в каждой профессии. у меня скорее положительный пример есть про сотрудников опеки. я с ними по работе часто пересекаюсь и вижу, как они душой болеют за каждого ребёнка и каждую семью. у них в отделе вместо положенных 8 сотрудников есть всего 3+руководитель, и получается, что объём работы, рассчитанный на 8х, ложится на плечи 3х. причём без всякой дополнительной материальной стимуляции. в… Читать далее »

Автор

Катерина, отвечу Вам словами своей же статьи: "Сразу оговорюсь, что, слава Богу, я знаю много достойных, всей душой болеющих за детские судьбы сотрудников опеки, но очень часто «средняя температура по больнице» такова, как в произошедшей со мной уже после того, как я стала приемной мамой, истории" И где Вы увидели грязь- я описываю РЕАЛЬНЫЕ ситуации и по сути РЕАЛЬНЫЕ нарушения действующего законодательства. В первой из моих историй — как мне сказал знакомый юрист, вообще можно писать заявление, чтобы проводилась проверка. Вторая история — пример "местного творчества", когда дополнительный сбор бумажной макулатуры, имеющей мало практической полезности, затягивает процесс устройства ребенка в… Читать далее »

Олеся

Согласна с Катериной во всем. У автора очень узкий взгляд на мир и людей. Бог ей судья. А по поводу психологов — вам попались именно психологи. В психологии есть целый раздел — психодиагностика. Эта наука занимается разработкой и апробацией тестов. Ни один психолог не будет писать заключение на основе беседы (это очень субъективно), когда есть объективный инструмент. Психологи не читают ваши ответы на вопросы — они обрабатывают тесты и смотрят показатели и соотношение разных шкал, на выявление которых направлен тест. Исходя из этого, пишут заключение. Большинство вопросов, которые вы описали не являются показателем наличия у вас параноидальной мании, а действительно… Читать далее »

Автор

Олеся, в отличие от Вас, Катерина на личности не переходит — за что ей огромное спасибо! Вас, к сожалению, за это поблагодарить не смогу.

Вашу эмоциональную характеристику моего взгляда на мир и людей отношу к обиде за психологов, "собратьев по цеху" — судя по владению Вами материалом. Так вот еще раз повторяю: девушки имели весьма отдаленное отношение к психологии — расшифровываются результаты тестов не ими и в другом месте.

Олеся

Уважаемая, Надежда, простите, если Вас что-то оскорбило вас в моем комментарии. Я не увидела, где у меня может быть переход на личности. Я с большим вниманием следила за всеми Вашими преградами по усыновлению и переживала Вашу боль, как свою. Некоторые моменты даже вызвали у меня слезы. А вот последняя заметка оставила неприятный осадок из-за ярко выраженного (на мой взгляд) в ней осуждения. Я понимаю, вы с толкнулись со многими препятствиями, но в этом виноваты по большей части не люди, а сама система опеки и попечительства. С людей требуют всю эту отчетность и бумажную волокиту. И причем требуют те, кому пишут… Читать далее »

Автор

Олеся, спасибо за Ваш ответ: потому что сначала задело насчет узкого взгляда на мир и людей. Эта статья была написана по просьбам ряда читателей — в комментах к предыдущим статьям просили именно своего рода руководство/ инструкцию по борьбе с злоупотреблениями чиновников опеки. Как и Катерине напишу — что мне очень жаль, что Вы видите осуждение: я честно стараюсь быть максимально политкорректной, но окунувшись во все это с головой (а я вернулась к волонтерству — об этом может, еще напишу тоже) — я вижу к КАКИМ тяжелым последствиям приводит даже мельчайшее из вот этих нарушений. И КАК это отражается на детях.… Читать далее »

Автор

Продолжение ответа: А третий пример — смешно, потому что грустно: как раз та самая "средняя температура" по больнице — я поддерживаю общение с многими приемными мамами — и ни к одной из них не приходила опека столько раз, сколько положено. Наметанный взгляд — тоже может ошибаться. Да, хорошо, ребенку повезло — он попал в благополучную семью. Но ведь и в благополучных семьях возможны кризисы — может, и малыш, и родители нуждается в помощи? Кроме того, а если — не дай Бог — попадется такой вот волк в овечьей шкуре — будет или вымещать на ребенке какие-то свои скрытые комплексы и… Читать далее »

Катерина

так я ведь не опровергаю истинность Ваших слов. я очень даже верю, что бюрократия на местах может быть просто бесчеловечной. меня ведь удивил тот факт, что о хорошем отношении написано одно (ладно — длинное) предложение, а о произволе — целая статья. в ЭТОМ я вижу некую несправедливость. в Вашей статье я увидела ещё одну идею, которая мне очень близка: "Прежде всего, следует сделать небольшую паузу в общении и попытаться понять, что именно послужило причиной возникновения напряженности. Проанализировать, какие слова и действия спровоцировали конфликт, разобраться в своих ошибках. Не вы ли виновны в начале конфликта? Помните, что в конфликте всегда есть… Читать далее »

Катерина

продолжение ответа
просто мне кажется, что люди, прочитав статью в подобного рода ключе, действительно будут воспринимать сотрудников органов опеки как врагов, с которыми нужно бороться, а не как людей, у которых общая с ними цель: защита прав ребёнка. а если человек воспринимает данных сотрудников. как своих помощников, то он сам придёт и попросит помощи во время кризисов. в противном случае, если во время кризиса опека и придёт, то её визит покажется семье дополнительной помехой.

Автор

Катерина, так у меня же тема статьи такая — как бороться с произволом чиновников! =)

Катерина

Вы знаете, Надежда, просто мне, как-то не по душе настрой на всякого рода БОРЬБУ. я думаю, что в каждом чиновнике есть ЧЕЛОВЕК, и лучше его к себе этой человеческой стороной разворачивать. "избушка, избушка, повернись ко мне передом." ну, по крайней мере, у меня такой подход в общении с разного рода службами. пока он работает, слава Богу.
может, и я подумаю-подумаю, да и напишу об этом статью тоже. вдруг опубликуют=))))

Автор

Катерина, спасибо Вам за доброжелательный тон диалога! я охотно верю, что Ваш подход работает и слава Богу. Насчет "не по душе настрой на борьбу" — как православные христиане мы, как минимум, должны бороться со своими грехами и страстями. И, знаете, честно скажу — мне лично очень близок принцип, который выразил святитель Филарет Московский "люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими". И в моих глазах чиновники, ущемляющие права детей-сирот, — вот как раз те самые враги Отечества. Буквально вчера поздно вечером — я слушала диктофонную запись разговора потенциальной усыновительницы и чиновника опеки. Женщина рыдает в голос, умоляет решить вопрос… Читать далее »

Катерина, эта проблема вас обошла, а многих коснулась очень сильно. Но почему все судят по себе? Вас миновало? У вас все хорошо? Прекрасно. У других по другому, это надо принять. Это статью очень ждали и просили. У меня просто мега тонны знакомых, которые столкнулись с проблемами с чиновниками при усыновлении, при этом всего 1 семья, которым попалась внимательная девушка из опеки. Вам статистику привести что ли? Я и с волонтерами общаюсь часто — актуальная статья и проблема!

Катерина

правда Ваша, я общаюсь с чиновниками не по вопросам усыновления. но по другим-то общаюсь. и да, они не ждут меня с распростёртыми объятиями, мечтая решить все мои проблемы. у них просто тоже есть профессиональное эмоциональное выгорание. и как-то удавалось их к себе расположить, слава Богу. всегда помогали. и причём без всяких там подарков и связей. но хотя, может быть, действительно, в моём районе просто прекрасные специалисты, и я зря вижу в этом какую-то и свою заслугу…

скорее всего второе… Это как когда женщина рожает одного спокойного ребенка и думает, что все, у кого неспокойный — просто не умеют их воспитывать))) А потом появляется второй с другим характером и мама понимает, что она отнюдь не идеальный воспитатель))) Была статья тут на эту тему.. Вы общались с конкретными людьми из конкретной опеки, вам повезло…а если посмотреть на общую картину…
мрачновато получается… к сожалению…

Екатерина (другая)

Очень хорошая статья, толковая и полезная. Читая эти три истории хочется спросить: "И это правда???", но тут же я с горечью понимаю, что конечно же, да, и к сожалению, подобная дикость во многих госучреждениях встречается, от миграционной службы до школ и больниц.
Я, к сожалению, в ближайшее время никак не смогу взять приемного ребенка, по закону такого права даже не имею, надеюсь когда-нибудь, с Божьей помощью, это будет иначе… Но те советы, которые здесь даются — они, на мой взгляд, могут очень полезны оказаться в общении с любыми чиновниками! Спасибо.

Луша

Заключение психолога нам давали в ШПР. После взятия ребенка рекомендуют заключить договор со службой сопровождения замещающих семей-они и будут наведываться к вам , проверять ребенка, разрешать конфликтные ситуации, предлагать психологическую помощь. У нас в крае такая система. можно отказаться от этой системы поддержки, но тоже дополнительный плюсик для опеки будет.

Eлена

Я не люблю опеку, всегда и всячески подозреваю их в во всех смертных грехах (и не только), всячески продумывала механизм защиты от них (благо это моя профессия), НО, кроме откровенной людской глупости, я вреда от них не видела. Все они делали по закону и в срок, визиты как положено раз в год, но протокол я им не подписывала… но у нас вменяемая и тактичная зав опекой.

Eлена

(2) ИМХО, но это как участковый терапевт гинеколог в жк учитель в школе начальник и прочее в советские времена: хороший — повезло, дурак — надо упражняться в христианском человеколюбии…

Автор

Елена, почти полностью согласна с Вами! За исключением только одного момента: нам нужно упражняться в христианском человеколюбии, да, но тем сиротам, которые в системе находятся, и зависят от такого вот "дурака" (как Вы их назвали) — им в чем упражняться?!

Офф: буду признательна Вам как юристу — может, еще какие-то замечания и дополнения по теме статьи у Вас возникнут — поделитесь, пожалуйста!

Eлена

Эти дети зависят прежде всего от малого числа усыновителей и дурной системы в целом, а кто там сидит в кабинете — дело десятое.
Ваши сложности были связаны, ИМХО, прежде всего с конкретизацией ребенка (именно этот)… если бы это было не так — столкновения бы не было.
С их точки зрения вы не меньшая сумасшедшая, даже большая… а те, кто берет больше 2х или сильно больных, требуют психиатрического наблюдения… 🙂

Автор

Елена, а вот здесь не могу согласиться.
Дурная система в целом — вещь абстрактная, а вот сидящие в кабинете — вполне реальные люди, с которыми как раз и будет общаться потенциальный приемный родитель.

Елена

Эти люди не могут ничего сделать вне системы… их свобода в применениии того или иного регламента.+ часто люди малообразованные или не очень умные… А вы к ним с энтузиазмом и вилкой поведения: опека под усыновление.ИМХО, но запрос должен оставлять чиновнику только один выход (без многоходовых комбинаций).

tim_vika

Да уж, судя по этому циклу статей непросто в нашей стране ребенка усыновить, ой как непросто.

Катерина

а родить своего просто? выносить его 9 месяцев, хорошо, если без осложнений, роды пережить? и тут-то как раз и проверяется, насколько человек действительно хочет ребёнка. что он готов вложить, чтобы в его семье появился ребёнок. и у него есть возможность свои силы оценить. во Франции, по-моему, вообще 2 года подготовка длится.

tim_vika

Своего родить, конечно, непросто. У меня, например, не получается.
Но мой комментарий о другом.
Хорошо, если ведется грамотная серьезная подготовка приемных родителей, и уровень их готовности оценивается профессионалами (психологами, социальными работниками, юристами).
И разве можно назвать проверкой и доверять суждению в таких вопросах чиновнице из опеки, которая делает выводы на основании того, как ей будет удобнее отчитаться? Это не проверка, это издевательство, нарушение законодательства и человеческая глупость.

Ксания

Автор с обидой и возмущением писала в предыдущих статьях об иностранных усыновителях. А ведь, если отключитсья от эмоций, что они лично Автору дорожку перебежали, то причина возникшей проблемы как раз в том, что их там (по месту выдачи документов, разрешающих усыновление) НЕ проверили достаточно.

Автор

Ксания, с возмущением и гневом я писала в предыдущих статьях о действиях чиновников, спровоцировавших подобную ситуацию, связанную с ущемлением прав ребенка.
Эмоции же у меня вызывает не факт "перебегания дорожки", а то обстоятельство, что мой сын провел в системе значительно большее время, чем могло бы быть.

Думаю, что "наших" иностранных усыновителей проверяли исключительно по одному критерию — платежеспособность =(

А вообще, как определить, по какому критерию, что проверили достаточно?

Ксания

Надежда, теоретически, "достаточно" — это если человек прошел все проверки, предусмотренные законом. А критерии…. человек — существо, которое трудно загнать в рамки точных наук.
В Германии, например, потенциальные усыновители проходят эти самые тесты, которые Вас так возмутили. А также и неоднократные собеседования с психологами, и с социальными педагогами. И, само собой, никаких результатов "по-быстренькому" никто не выдает. Сначала все собеседования и тесты, потом кто-то где-то их оценивает и расшифровывает, а потом только выдают бумаги.

Автор

Ксания, а Вы считаете, что есть польза в тестах, ответы на которые заранее будут не презентативными?! Вопрос касаются ситуаций, связанных с опытом родительства — у меня того опыта не было, теоретически я ответила на вопросы, но кто знает как на самом бы деле повела себя на практике.

У меня от тестирования осталось ощущение некой надуманности/искусственности + для галочки.

Ксания

Я не могу судить о результативности этой методики, потому что у меня образование не психологическое, и сами тесты я не проходила. Я знаю, что они есть, и что они обязательны. Насколько они репрезентативны, насколько эффективна методика оценки по ним, насколько они нужны или не нужны — эти вопросы к разработчикам.
Насколько они удобны для "пользователя" я, даст Бог, проверю. Но это будет не объективная оценка, а только мое мнение. Тем более, что Ваше мнение — это тоже только Ваше мнение, мнение человека, на момент прохожения тестов уже раздраженного всевозможными задержками и настроеного негативно.

Ксания

Австрийские усыновители писали на форуме, что в Польше семейный психолог и представители опеки присутствовали при встрече и оценивали, насколько потенциальные родители установили контакт с детьми. Это ДО того, как им деток отдали. До этого они только смогли несколько раз посетить детей да погулять с ними по паре часов.
Так что сложно с критериями.

Автор

Вот мне бы как раз был интереснее и полезнее такой вариант + беседы с психологами.

Ксания

Они из-за такого "имнтересного" варианта как раз сильно перенервничали. Дети их знают "без году неделю", имеет место языковой барьер, а им предлагается в не очень знакомой детям обстановке, в присутствии нескольких совершенно посторонних людей общаться с детьми. И эти, совершенно посторонние люди, которые впервые в жизни видят и детей, и потенциальных родителей, будут оценивать, насколько Вы или Ваш муж поладили с ребенком. Вы-то младенчика усыновляли. А теперь представьте, что это ребенок пяти лет, со своим опытом (в т.ч. и негативным), со своим характером, со своими преджпочтениями, которые он, к тому же, вполне в состоянии высказать, и довольно громко. И при… Читать далее »

Елена

Ситуация тупее: они не оценивают, не проверяют, они ставят "галки в тесте" и если галки сошлись — то не отдать ребенка они не могут, вне зависимости от сути увиденного. Заключание на усыновление-опеку дают одни, а ребенка — другие, учат третьи, сопровождают-проверяют — пятые…У них конвеер.

tim_vika

На мой взгляд, нельзя оценивать готовность стать родителями ребенку по способности противостоять чиновничьему произволу.

Ежик

Может,это дополнительный скрытый тест,на самом деле? На стрессоустойчивость?

Катерина

просто, возможно, это о том, что не может ребёнок даваться совсем уж легко… не знаю, зачем. может, для того, чтобы ценили больше. или зачем-то ещё. правда, не знаю. и в случае рождения своего — это беременность и роды, а в случае приёма — особенности бумажной волокиты. всё-таки, что нас не убивает, то нас закаляет. и для ребёнка, возможно, это тоже закалка…. для меня это пока вопрос, на который я не могу дать однозначного ответа…

Ксания

Да нет. Это просто о том, что начальники всех уровней стараются прикрыть себя со всех сторон. Потому что если ребенок родился в асоциальной семье, то ничего не поделаешь, судьба. А вот если получит резонанс случай, что ребенка отдали в такую семью…. Вот и пытается каждый сохнанить свою шкурку, заложив в личное дело как можно больше отчетов о контролях, тестах и проверках. А дальше каждый выкручивается в меру своих способностей. Это как неоднократно приводимый мною пример с гинекологами. Если человека на месте лишают премии за "превышение среднестатистического показателя" по неудачным беременностям, то есть два выхода. Одна врач пытается бороться за каждую… Читать далее »

Елена

ну заповеданно же нам "рожать в муках"…

Автор

Ежик, да — из серии "остаться в живых" или "последний герой"! =)))

Белка

"""Может,это дополнительный скрытый тест,на самом деле? На стрессоустойчивостть? """""""беременной женщине, как мы все знаем рекомендуют не трепать нервы. Представьте себе ситуацию, если бы беременных женщин проверяли бы на стрессоустойчивость. Это звучит дико. И приемной маме лучше нервы не трепать. Потом все это вспоминаешь с ужасом несколько лет.

Екатерина (другая)

Сравнили… Трудности беременности и родов сам Господь посылает женщине, не знаю как Вы, я как-то не дерзаю спорить со справедливостью Божьих решений…
А тут все зависит от настроения, характера, желания и я не знаю еще чего у каких-то дам. Для меня разница очевидна.

Елена

Я отнеслась к процедуре усыновления как к вынашиванию… и ИМХО это необходимая составляющая… любого рбенка надо выстрадать. Все приемные мамы ощущают детей сердца как окончатлеьно своих после какого-то боя (болезнь ли, бой с опекой или что-то иное, но виртуальные роды должны иметь место).

Екатерина (другая)

"Невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят". С точки зрения некой высшей целесообразности и справедливости я уверена в том, что нужны и такие испытания, и даже гораздо более тяжкие… Но халатность, черствость и безразличие конкретных людей это разве оправдывает?

Белка

есть правда в ваших словах, но чиновники перегибают палку часто. Я за то, чтобы проверяли усыновителей конечно, но не превращали это в издевательство. Они унижают людей. А какая польза от унижений?? А приемной матери потом нужно отдавать добро и любовь приемному ребенку. А из нее за время усыновления всю душу вынули. Потом в страшном сне снятся все эти чиновники несколько лет. Мамы родившие своих спокойненько порхают вокруг своих детей, а мы раны в это время зализываем и воспитываем приемного.

Автор

Непросто, но отнюдь не значит, что невозможно.

tim_vika

Конечно, у Вас же получилось! Это дарит надежду

Луша

Я уже 10 мес. борюсь за ребенка, скоро 2й суд будет и дальше готова идти) Затянулась немного моя "беременность") Зато опыт преодоления какой.

Автор

Луша, а почему так долго не отдают ребенка?

К.Ф.

мне нужно одну строчку в законе поменять, чтоб дали.
Помогает мне одна общественная правозащитная организация и говорит, что шанс есть. Через неделю аппеляция, если проиграю, тогда пойду в верховный суд

тамара

Все прошли !Самый не защищённый слой в России это дети Где Астахов где правовые органы??? Ребёнок хватает милиционера за руки ,,дяденька не отдавайте меня маме ,, А инспектору пытается потихоньку донести мне дают порошки от них болит голова и не могу учить уроки .Отмахнулись как от мухи Я тоже покупаю в аптеке витаминки ,, ПОМОГЛИ!!! А ребёнка снова наказали САЕНТОЛОГИ что бы молчала В опеке сказали не пьют ,не колятся ЧТО вам надо и от Астахова так же ответили!!! Ребёнка два года из состояния суицида выводили ,,Жить страшно , людей на земле не будет .Саентологи к 17 году все порешают… Читать далее »

Похожие статьи