В марте 415 года трагически оборвалась жизнь выдающейся женщины, ученого и философа Гипатии (ок. 370–415).

Серапеум, большой языческий храм в честь синкретического божества Сераписа, был построен в Александрии при Птолемеях в III веке до нашей эры. В нем находились не только культовые помещения, но и дополнительное хранилище для знаменитой Александрийской библиотеки, также детища Птолемеев. Библиотека представляла собой не просто собрание книг — это была академия со своими исследователями и преподавателями. Люди науки не могли представить себе более благоприятных условий для плодотворной работы. Помимо библиотеки там был Мусейон, ставший со временем подобием современного университета. Правители выделили для него часть дворцовых построек, не поскупились на помещения для занятий и просто красивые аллеи. В этом храме науки изучали астрономию, биологию, медицину, философию, поэзию, математику.

Можно сказать, что Гипатия взросла на ступенях Мусейона. За 60 лет до ее рождения христианство из гонимой религии стало господствующей. Первые христианские императоры ограничивали наиболее одиозные языческие обычаи. Так, смертной казнью карались попытки выведать будущее у прорицателей. В конце IV века Феодосий I Великий повел полномасштабное наступление на языческие культы, а с ними заодно и на возникающие ереси. По указам 381–385 годов запрещались жертвоприношения, а храмы (даже храм Артемиды в Эфесе, одно из Семи чудес света) подлежали разрушению.

Эдиктом 391 года император запретил любое поклонение языческим богам, карая нарушителей крупными штрафами. Из зала сената в Риме вынесли статую Ники. Погас священный огонь в храме Весты. Олимпийские игры, проводившиеся к тому времени уже 11 веков, больше не возобновлялись.

Под руководством патриарха Феофила в Александрии сровняли с землей Серапеум. Возможно, вместе с ним пропала и та часть Александрийской библиотеки, что хранилась там, если только она не погибла раньше или не была вывезена в Константинополь. Это привело к открытому столкновению христиан и язычников и к кровопролитию.

Все это происходило на глазах молодой Гипатии, дочери Теона Александрийского, последнего хранителя Александрийской библиотеки. Невозможно было безучастно относиться к происходящему. С детства она жила в окружении ученых, слушала их разговоры о науке, видела свитки, дощечки для доказывания теорем, приборы для наблюдения за небесными телами. Она проявляла ко всему живой интерес. Отец, обнаружив в ней талант, не дал ему погибнуть, но сам обучил дочь, привлек ее к преподаванию, передал ей свои дела. Теперь ей приходилось наблюдать, как гибнут не только здания и манускрипты, ни и сама античная наука.

Рафаэль Санти. Гипатия (деталь Афинской школы).

Теон и Гипатия всю жизнь посвятили математике. Император Феодосий запретил ее изучение и преподавание. Математика считалась связанной с магией и колдовством. И неудивительно: древние использовали ее либо для элементарных бытовых вычислений, либо в астрологии и нумерологии в целях выяснения воли богов, и только греки подошли к ней как к чистой науке. Более того, они сделали ее мерилом практически всего материального: «Миром правят числа», — сказал Пифагор.

Вершиной античной математической мысли стали «Начала» Евклида, оказавшие огромное влияние на развитие науки вплоть до начала ХХ века. Много сил потратил Теон, издавая и комментируя этот труд. В том, что творения великого грека дошли до наших дней, есть немалая заслуга и Гипатии. Совместно с отцом и самостоятельно она написала комментарии ко многим работам греческих математиков и астрономов.

Она проявила себя не только в математике, но и в других областях. На ее счету изобретение или усовершенствования таких инструментов как ареометр, дистиллятор, планисфера (плоская подвижная карта неба). Она также имела отношение к улучшению конструкции астролябии. Известно, что ее отец написал трактат по астролябии, а ее ученик Синезий, позднее ставший епископом Птолемаиды, преуспел в создании прибора и ссылался на Гипатию как на своего вдохновителя. Вместе со своим братом Синезий учился у нее в 393–397 годах, то есть когда ей предположительно было 23-27 лет, и отзывался о ней восторженно. Позднее в Афинах он не нашел учителя даже приблизительно равного ей по статусу.

Он был не единственным христианином из обучавшихся у Гипатии. С 400 года она читала лекции в Александрийской школе, и к ней шли за знаниями юноши со всей ойкумены. Ей одинаково легко и интересно удавалось говорить о математике и о поэзии. Ученые мужи с восхищением признавали в ней сильного философа. Вот что сообщил о ней современник Сократ Схоластик, автор «Церковной Истории»:

«Она приобрела такую учёность, что превзошла современных себе философов; была преемницей платонической школы, происходившей от Платона, и желающим преподавала все философские науки. Поэтому хотевшие изучить философию стекались к ней со всех сторон. По своему образованию, имея достойную уважения самоуверенность, она со скромностью представала даже пред лицом правителей; да и в том не поставляла никакого стыда, что являлась среди мужчин, ибо за необыкновенную её скромность все уважали её и дивились ей».

В 412 году епископа Феофила сменил его племянник Кирилл, названный впоследствии Отцом Церкви. Сократ Схоластик свидетельствовал, что новый епископ стремился распространить свое влияние и на светскую власть: «Кирилл … вступил на епископство с большей властью, чем Феофил, ибо с его времени александрийское епископство выступило за пределы священнического сана и начало самовластно распоряжаться делами».

Гипатия вызывала у главы города Ореста большое уважение. Возможно, он просто признавал ее научные заслуги, а может быть, прислушивался к советам по управлению полисом. Не исключено, что она поддерживала его протест против расширения церковной власти, и это стало причиной ее трагического конца. Сократ Схоластик так описал это жуткое событие:

«Так как она очень часто беседовала с Орестом, её обращение с ним подало повод к клевете [в церковном народе], будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом. Посему люди с горячими головами, под начальством некоего [чтеца] Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и привлекли к церкви, называемой Кесарион, потом, обнажив её, умертвили черепками, [разорвали на части], и тело снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало скорби [позора] и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящими по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

К сожалению, о Гипатии осталось слишком мало свидетельств, а ее собственные произведения не дошли до нас, и нам не понять, чем была спровоцирована столь яростная расправа над ученой женщиной, и имел ли Отец Церкви к этому отношение. Учитывая его политические амбиции и методы борьбы с противниками (Орест был избит сторонниками епископа), вполне мог иметь. Гипатия была настолько яркой фигурой, что эпизод с ее гибелью нашел отражение в официальном житии Кирилла Александрийского. Только там она неожиданно стала любомудрой христианкой, желавшей примирить префекта с архиереем и убитой за то приспешниками Ореста.

В начале IV века язычники преследовали христиан; в начале V века они поменялись местами. Античная философия, особенно неоплатонизм, подготовили почву для прихода христианства. Через века запрета и забвения античной науки христианская Европа пришла к Возрождению. Пришла к тому, что в парадных залах Ватиканского дворца появилась грандиозная фреска Рафаэля Санти «Афинская школа» с изображением важнейших философов древности, среди которых легко отыскать единственную женщину — Гипатию Александрийскую.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор путеводителя по Золотому кольцу для детей и их родителей. Выпускница исторического факультета МГУ.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Маргарита

Да, когда проходили в институте Кирилла Александрийского, очень зацепила эта история.

tim_vika

Вот тебе и братья-христиане!

midsummer

Спасибо за интересную стататью! Грустно узнавать такое о христианах. Хотя, экстремисты, фанатики и просто не правильно понимающие суть веры были всегда. Есть ещё худ.фильм о Гипатии , называется "Агора". Кто не видел, всем рекомендую посмотреть.

MaryNightingale

"Есть ещё худ.фильм о Гипатии , называется "Агора". Кто не видел, всем рекомендую посмотреть"
Его гомосек снимал.)

Neta

Тогда и Чайковского не слушать, и Уальда не читать?

MaryNightingale

Чайковский осознавал свою склонность как болезнь, да и Уайльд тоже. А данный товарищ не стыдится своей ориентации и в каждом фильме делает выпады против Христианства — думаю, только потому, что оно таким как он колет глаза. Ну все, я до конца явила свою мракобесную сущность.))).

Дария

http://korolevnews.ru/news/?id=857 — Российские психиатры доказали, что Чайковский не был геем

Кати

Чайковский, мне кажется, вошел в века не зависимо от своей ориентации. По крайней мере музыка его ни лучше , ни хуже не станет от исследований психиатров.

midsummer

Честно, не знала, что режиссер гей. Некоторая антихристианская направленность все же ощущается, но меня лично в фильме поразила и зацепила сама личность Гипатии, также то, как не надо проповедовать христианство. Показалось, что если бы Гипатия встретила на своем пути достойного проповедника, то стала бы христианкой.

MaryNightingale

"нам не понять, чем была спровоцирована столь яростная расправа над ученой женщиной, и имел ли Отец Церкви к этому отношение. Учитывая его политические амбиции и методы борьбы с противниками (Орест был избит сторонниками епископа), вполне мог иметь."
Я за презумпцию невиновности, тем более для Отца Церкви. А придурков и фанатиков в худшем смысле слова хватало всегда.

MaryNightingale

Очередное доказательство тому, что не стоит идеализировать даже первых христиан.

MaryNightingale

Не надо идеализировать, согласна. Но не надо и голословно обвинять человека (не важно, святого или нет) в причастности к преступлению, если она не доказана. Я лично не обижаюсь, что на комментарии других пользователей больше плюсов, чем на мои (а я заметила, кто-то даже умудрился заминусить сообщение о презумпции невиносности). Но мне обидно — не за себя.

MaryNightingale

Выше моя ссылка почему-то не работает, видимо, на Азбуке проблемы. Вот копия: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?fmode=inject&amp
Всем любителям фильма Агора рекомендую почитать.

Нет, я прочла текст по этой ссылке. Честно говоря, ужаснули комментарии к ней(

MaryNightingale

Что именно Вас ужаснуло?
Вот с этим, например, я полностью согласна:
"Суеверие людей безграмотных — дело одно. Но доверчивость без рассуждения современных образованных людей удивляет, особенно когда это касается аргументов против Церкви.
Объяснить могу только одним — Церковь заставляет работать над собой, идти супротив своим слабостям. Это трудно. Проще отвергнуть, не разобравшись.
Часто, когда дело касается какого-то мирского скандала люди перечитывают уйму информации и формируют своё мнение, но когда дело касается Церкви они верят самой жирной газетной утке."

MaryNightingale

Вот еще оттуда же хороший комментарий: "Уверен, что автор фильма про Ипатию, не минуты не мыслил правдиво отразить исторические факты. Просто был найден хороший способ заработать славу и деньги. Людям которые ищут для сценаристов и продюсеров что-то яркое, способное привлечь платят очень большие деньги. И предмет увлечения совершенно не важен. Чем грязнее, чем страшнее, чем более извращенно и изощренно — тем больше аудитория. А понятие "вовлеченность аудитории" ставится во главу угла. На мой взгляд, практически бесполезно взывать не снимать, не создавать, не публиковать грязь. Для многих грязь – источник денег, они не услышат. Борьба с ересью – крайне необходима. Но… Читать далее »

olgayeriomenko

Мэри, неоднозначно все. Многим священнослужителям свойственно искусственно обелять ситуацию.
В любом случае, факт был.

MaryNightingale

Но он приводит ссылку на источники. А уже как интерпретировать…Я еще раз повторяю — презумпция невиновности должна быть, и не только для Святых Отцов. Лучше утверждать, что человек не виноват — в конце концов, если он окажется виноват, ничего страшного с твоей душей не случиться. А вот когда наоборот — это гораздо хуже.

MaryNightingale

Ведь никто не может предоставить видеозаписи, на которой св. Кирилл отдает распоряжение убить Гипатию. А письменно он вряд ли бы отдал такой указ, так что археологам в этом направлении тоже делать нечего. Нет вещественных доказательств — вина не доказана — человек считается невиновен.

MaryNightingale

Например, я считаю Пушкинского "Бориса Годунова" великим произведением, но исторически причастность Бориса к убийству (убийству ли?) Димитрия не доказана, поэтому я считаю более правильным считать его невиновным. Но это все-таки более близкое к нам время, и источников побольше, может быть, еще найдутся подтверждения той или иной точки зрения.

MaryNightingale
MaryNightingale

Минусуйте, минусуйте, господа (слово "госопода" в русском языке не имеет гендреных различий, и включает в себя и господ, и госпожей). А я тем временем цитатку о. Константина Пархоменко: "Открыв Интернет, я убедился в том, что многие люди, действительно, по-видимому, не будучи знакомыми с методологией исторического исследования, дают себя одурачить и программируются на определенное отношение к той или иной теме. Взять эту же Ипатию… Интерес к ней был подстегнут недавним испанским фильмом Алехандро Аменабара, человека, который в 2004 году публично заявил о своей гомосексуальности и в каждом своем фильме делает выпады против идей и ценностей христианства. После просмотра фильма на свет… Читать далее »

MaryNightingale

"Комментарии читателей этих постов предсказуемы: Читательница Вера пишет: «Такое невозможно читать без слез. Сколько таких кровавых историй можно прочесть, как про Ипатию!!! Их великое множество. Сначала растерзают, а потом в святые возводят и молятся на растерзанного!!! Почему христианство взрастает на крови?!! Сначала распяли Христа, а теперь уже, более двух тысяч лет, держат его на кресте и молятся на его кровавые муки!!! …Что же завоевало Христианство? Власть над душами людей, основанную на страхе?» Оксана: «Только пару дней назад посмотрела фильм про Ипатию. Называется "Агора"… Спасибо за статью, теперь понятно, что к чему». Бедные наши люди, доверяющие антихристианским фильмам и проверяющие полученную… Читать далее »

Похожие статьи