Моя бабуля не дожила до лихих и разгульных 90-х. Умерла незадолго до появления на свет всякой «нечисти» — «целителей» и «экстрасенсов» типа Кашпировского, Чумака и иже с ними. Наверное, она бы пришла в ужас то того, как слепо люди вверяют свою судьбу этим страшным, неведомым и чёрным силам.

Она не раз предостерегала меня и моих подружек от общения с гадалками и цыганками. «Не давай ладошку цыганке или другой какой ворожее! Такого туману наведёт, так тя окружит, так голову-то задурит, што и не заметишь, как ей последнее отдашь. Ну, деньги там или золоты серёжки и колечко. А ещё они счастье воруют, гадая по руке».

Жизнь подтвердила правоту её слов. Одна из моих сокурсниц, Вера Машукова, в конце 70-х на иркутском рынке нарвалась на назойливую и цепкую цыганку. Вера только что получила из дома пятидесятирублёвый перевод, и цыганка (учуяла она эти деньги, что ли?) каким-то образом выманила у неё всё до последней копеечки. Позднее я прочла о том, что многие цыганки обладают своеобразным гипнозом. Очевидно, это и имела бабушка в виду, говоря о способности каждой цыганки «окружить» (задурить, обмануть) любого человека.

Зная мою любовь ко всякого рода страшилкам и историям «на ночь», бабушка с придыханием, шёпотом (чтобы не слышали родители) рассказывала мне бесчисленные истории про колдунов, ничуть не хуже тех, что вывел пером Николай Гоголь.

«Раньше-то, девка, колдунов шибко уж много было. Да и щас, поди, есть. Куды, однако, оне денутся-то? Вот слушай теперича, што я тебе расскажу!

Жила у нас одна така ведьма со своей девкой, стало быть, на самой окраине деревни. Страшны оне обои были, чёрны, грязны. Всё на завалинке старуха-то, как тёпло на улице станет, сидит да трубку свою покуриват. То ли монголка она кака-то была, то ли хто.

Дядя Егор, сосед ейный, сказывал, што учила она свою девку етому поганому ремеслу. Раз ночью вышел он зимой на двор по нужде. А ночь-то шибко светла была: луна полная во всё небо светит. Небо-то тако тёмно, как бархат дорогой, всево его вызвездило. Звёздочки горят, луна светит во всю силушку. Красота така, што и пером не описать!

И вдруг видит он, што по небу-то каки-то не то чурки, не то брёвнушки летят, аж искры от их во все стороны сыпются. Две чурки как есть летят! Не то, как ты себе думаш, про Бабу-Ягу в ступке-то! Там баба в ступе сидела, а тута брёвнушки али чурки сами летят. Вот диво так диво!

Билибин И. Я. Баба-Яга и девы-птицы. Иллюстрация к русской сказке

Пролетели оне мимо его избы да и мырк-мырк одна за одной в сарай к дядьке Корнею и тётке Марфутке. Быдто бы туда залетели! Дядька-то Егор сперва и не понял даже толком, што это было. Так он опешил. А потом бегом, што есть мочи, к Корнеюшке побежал. Бежит, а сам думат, стало быть, как бы сарай-то у людей не сгорел. Уж шибко искры-то от етих чурок летели.

Поднял он дядьку Корнея, пошли оне в стайку, где скотина была. Заходют, видют, што скотина-то попорчена: корова мычит, шарахатся их угла в угол, кровь у ней из брюха прям ручеём льётся. Так и хлешшет, так и хлешшет, цела лыва набежала!

А на соломе телёночек мёртвый валяется, который ишо не родился. Скинула корова-то, стало быть! А вскорости и сама коровка-то стала чахнуть. Кавды её прирезали, в брюхе-то, где телёнок сидел, полно всяково хламу было: головёшки обуглены, сухой голик (березовый веник без листьев) дажа нашли.

Дедка с бабкой потом до-олго грешили на етих двоёв колдовок-то. А хто, скажи мне, мог ишо так попортить-то короушку у стариков?! Ну, и пришлося им апосля всево батюшку к себе приглашать, штоб молебен там сделал, сбрызгнул святой водичкой, штобы хозяйство совсем не сгинуло, не порушилося. Не то што таперича, кавды днём с огнём батюшку не сыщешь! Да и разве поедет он таперя таку-то даль из Слюдянки-то? Совсем пошти што батюшков не стало. Да разве ж они кому мешали?!

Ну, што там говореть, как батюшка молебну-то сделал, так и скотинка пошла. Тёлка, котора от старой-то коровы осталася, вскорости в етот же год телёночков двоих принесла: одну женского рода, другой бычок оказался! Так што в убытке, можно сказать, старики-то совсем недолго были.

Много оне, две ети ведьмы-то проклятушши, скота на деревне людям поперепортили. Молоко у коров отымали. Как услышат, што у ково где корова молока много даёт, хорошо доится али шибко жирное у какой коровки молоко, то так туда и ломются по разным случаям во двор шастать. Так шастают, так шастают, покуль у коровы молоко-то совсем не пропадёт.

Обозлился на них за ети пакости уж шибко народ-то наш. Как-то раз их сусед (не дядя Егор, а другой ишо мужик, опамятовала ужо, как и зовут-то ево!), которому житья от их гадостев не было, однова разу взял да и укараулил момент, кавды они ночью-то превратилися в двух свиней: одна больша, друга помене. Оне ведь по-разному могут превращаться, колдуны-то ети!

Схватил он полено, да и за имя побежал вдогон. Сперва отвозил маленьку свинку, а потом отбуцкал и большу, кавды она к ему поворотила да подбежала.

Люди-то сказывали, што потом ета колдовка со своей девкой долго на улицу никуды из избы не выходила — синяки да шишки свои, видать, прятали. А у девки-то, говорят, и вовсе рука оказалася сломанная. Ну, а вскорости оне от нас куда-то в другу деревню совсем переехали. Уж шибко наш народ-то на их обозлился. Так осерчал, так осерчал!

А вот ишо какой, помню, случай был опеть в нашей деревне. Шли как-то раз робяты с вечорки к себе по домам по улице. Вдруг оборочаются назад, видют — птица кака-то за имя быдто бы летит. Ну, летит и летит. Они со страху-то бегом как припустят, а та тоже шибче летит. Они остановются, и она быдто тожа потише летит. Они бегом, и она шибче!

И так раза три али четыре их провожала с вечорки-то. Ну все думать, ну гадать — хто бы ето мог быть? Ведь колдовки-то ети, две которы были, уехали насовсем.

Ну, один парнишка-то возьми да и расскажи обо всём свому старшему брату про ету птицу непонятну. Вот тот, кавды робяты-то снова на вечорочку пошли, снял со стены отцовско ружьишко, како было, да крадчи на улицу-то и вышел. Видит, робяты стайкой бегут-торопются по домам, а за имя и правда птица кака-то летит, не остаёт. Ну, он возьми, да и выстрели в неё. Навроде как попал! Потому как она совсем из глаз пропала.

А наутро заметили — баба одна на улицу не вышла корову в стадо провожать. Оне — к ней. А у ей рука тряпицей перевязана, а всё видать, как скрозь тряпицу-то кровь проступат.

— Ну, чо у тя с рукой-то? — спрашивают её.

— Да ничо, вот вчерась запнулася коло стайки, да упала на вилы-то прямиком, поранилася, стало быть!

Ну, всем так сразу и стало понятно, кто ето у их в суседях-то объявился. Стали потом робяты-то, которы похрабрее, за ней скрозь дырку в ставнях подсматривать. Видят, как сняла она тряпку, а рука-то вся дробью прострелена. Ну, она стала примочки каки-то делать, штоб руку свою лечить.

Правда, она так людям не пакостила, как те, о которых я те токо што рассказала.

Так што, девка, иной раз и не сразува поймёшь, хто у тя в суседях-то живёт. Уж шибко умеют оне маскироваться, добренькими прикидываться-то. А с чего добры-то оне будут, коли сама понимаш, с кем дружбу водют. Потому и смерть-то их, как других людей, которы нормальны-то, не берёт.

До-олго их коряжит всяко, ломат и крутит. А смерть к им всё не идёт и не идёт. Ревмя ревут, а помереть не могут! Тут уж разны способы есть — либо матицу на крыше разобрать, либо кому своё погано ремеслишко передадут.

Вот ведь как всё в жизни устроено — их дажа сама смерть брезговат! А к Господу Богу обратиться уже не могут, боятся, стало быть. Да и разве он простит однем разом все их нечистоты, всё зло, што оне людям-то сотворили?!

Ну, а коли ты кавды узнашь, хто такими делами занимается, сторонись их. С молитвой проходи али можно крадчи из пальцев фигу им сделать — оне всё чуют, сами к тебе не подойдут!

Ну, а ежели каку помощь предлагать будут (мало ли чо в жизни быват?) — полечить там травами али наговором каким, беги как от огня. Не будет никавды волчица овцой! Попомни меня, не делают оне добра людям. Да и те, хто с имя дружбу водют, тожа счастья не огребут. Вместе перед Богом отвечать будут, вот што я знаю.

В аду оне, девка, как есть, в аду, в смоле али в кипятке там кипят. Да, такой судьбе не позавидует никто, ни один человек. Но так им и надо, поделом им!» — торжествующе заканчивала она свой рассказ, свято веря в торжество добра и справедливости, в милосердие Божие только к людям хорошим.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Закончила филфак Иркутского госуниверситета, работаю журналистом, победительница краевых конкурсов о семье, финалистка 5 Межуданродного медиаконкурса "Живое слово" в Болдино в 2010 году.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ольга К

здорово как… у родителей в деревне баба Шута, соседка жила, Царствие ей Небесное… родители говорили что колдует…а однажды у брата под простыней сушеный острый перец нашли, то иглы под дверью то еще что нибудь…. старались ее в дом не впускать, все равно приходила…. надо было видеть как собака с цепи на нее рвалась, истерила…. слава Богу что есть у нас Крестное Знамение….

Даша

Какое же ей Царствие Небесное!!?? За колдовство то

Ольга К

О том, что она колдует ходили слухи. Я на стопроцентов не могу утверждать такое и не хочу. Так что же я ей могу пожелать, кроме того что она там? Господь милостив…

Sen_Zoid

Всё это колдовство на поверку оказывается шизофренией и старческим маразмом.

Ксания

Кк мы можем на Милость Божью надеяться, если другим в милости отказываем? Упокоилась бабувлька, помилуй ее, Господи! Чего уж теперь судить? Если у знакомого человека (соседки) не осталось таких воспоминаний о ней, которые препятствовали бы помолиться о ее спасении, то что может против иметь вообще посторонний человек? Молимся обо всех. Господь рассудит.

Анна1982

Самое плохое, что люди, которые обращаются ко всяким бабкам и т.д., когда их отговариваешь от этого, и слушать ничего не хотят, особенно те, кто не особо знает о всяких таких делах. Когда защищаются, говорят: "Ну, она же молитвы читает, она же в церковь просит сходить!" И никак не объяснишь, что нельзя этого делать. Хотя… некоторые такие вот бабки, наверное, доброе дело сотворили: пришел человек в церковь, вроде по ее совету, а там и пришел ко Христу.

MaryNightingale

Вот мне интересно, где в таких историях вымысел, а где — правда.

Grusha_Jablonja

Вот да, кстати; летающие по небу головешки и женщины, превращающиеся в птиц и зверей — это мощно 🙂 И, боюсь, тем самым несколько снижается ценность таких рассказов для современного слушателя, и очевидное предупреждение — "не ходите, дети, в потусторонний мир гулять" — слегка теряется за этими "ужастиками" — "ну, все это бабушкины сказки", при том, что оккультные игры — это действительно опасная штука, и силы эти в самом деле реальны. И еще один момент: ведь не исключено, что такому маленькому сельскому сообществу какие-то люди просто не понравятся — потому, что слишком замкнутые, или даже слишком умные — короче, всемогущее "не… Читать далее »

Анна1982

Оооо, это да!!! Не дай Бог невзлюбят! Могут и со свету сжить. А по поводу предупреждения… Недавно вот перечитала "Последнюю битву" Льюиса, и там по сюжету в Нарнию прилетает злая богиня тархистанцев, а гном говорит, что так оно всегда и бывает, когда заигрываешь с темными силами.

Annavic

ага, а вы почитаете рассказы магов, обратившихся в православие на (антиколдунский сайт). Один говорит, что стать невидимыми для них — это игрушки. Есть очень высокие уровни магии, им видимо нечисть такой вид предаёт. А в житии Киприана и Иустины, Киприан превратил юношу, который домогался до Иустины в птицу. Он полетел к ней, а потом, при виде Иустины, бес сбежал и мужик тот опять в человека превратился, Иустине пришлось молиться, чтобы он с крыши не упал ))). Это очень распространённое житие, а Киприан покаялся и стал святым мучеником, про мученика вряд ли станут фантастику придумывать, что он превратил кого-то в птицу,… Читать далее »

Jasmine

да, а кстати, когда я про птиц прочитала, то вспомнила фильм о старце Илии. Там говорили, что как-то летела по небу стая птиц, а он сказал, что это не птицы, а те самые….

MaryNightingale

В юности почитывала Кастанеду, там он вроде в ворону превращался или что-то такое…Может, это их субъективные ощущения, да еще и под воздействием психотропных грибов, но информация, возможно, просачивалась, и так рождались истории про оборотней.

Annavic

Да не, не думаю, люди ведь их тоже такими видят. Это их, наверное, как-то нечистые духи маскируют, духи ведь не подчиняются законам нашего физического пространства.. Я у одного известного физика читала, верующий был, изучал время и пространство, как-то он много интересного открыл.. Я сама никогда не фантазирую и поэтому склонна верить всему, что рассказывают, не знаю, может зря, может фантазируют..

Annavic

название сайта забыла дать zagovor.ru

для промывки мозгов, кто хочет заговор сделать :/

Мария

А как народ на деревне мог фантазировать!)))

Анна1982

Да, с таким воображением фэнтези надо писать, и какой будет бешеный успех!

Ольга

Да во время поста Великого самая тема, об этом не то что говорить, даже думать не надо. Посчитайте, сколько раз нечисть вспомнили, пока рассказ прочли.

Jasmine

колдунов в деревне обычно знали. Мне бабушка тоже много историй про них рассказывала. Жаль, что теперь уже не разберешься кто чем занимается. Жалко мужчин. Когда они бегают по бабам, ведь какая-нибудь может быть занимается колдовством ( либо обращается к колдуньям), а потом смотришь с мужчиной неладное творится. По бабам опасно стало бегать-то.

Гостья

Мой брат на такой ведьме женат был, хоронили его 12.10.14. Руки на себя наложил (нож в сердце вогнал) в 40 лет. Бесы так мучали, что сил не было терпеть. Вот так! Сама бы не поверила, если бы не столкнулась с этим.

Jasmine

вот, вот не верят к сожалению люди пока не столкнутся….. очень жаль…. а информации вокруг очень много на эту тему ( про колдунов).

Ксания

Простите, когда Вашего брата хоронили? 12.октября 2014-го? Или 14. октярбя 2012?

Анна А.

Уважаемая Гостья, посмотрите внимательнее, пожалуйста, на указанную Вами дату похорон Вашего брата. Если имеется в виду обычный порядок следования (число-месяц-год), то эта дата еще не наступила… Что, к сожалению, снижает достоверность повествования.

Jasmine

человек может быть очень расстроен, и поэтому даты перепутал.

NATA

Спасибо огромное, Татьяна за ваши чудесные рассказы! Читая их, вспоминаю свою покойную бабулечку (Царствие ей небесное!). Какой язык, какие образы! А этот рассказ — ну прям Н.В.Гоголь вспомнился!

Гость

К этому все таки надо относится как к народному творчеству, а не сокращенному "Молоту ведьм". А причина в интересе к таким рассказам, кроме самобытного языка и образности, кроется в том, что люди любят рассказы о необычном и потустороннем. Это своего рода прививка страха.
Хотя это не отрицает наличия потустороннего мира и паранормальных явлений, но больше стоит думать о своей душе и покаянии в период поста.

Ксания

Я знаю, что есть такие люди, которые колдуют. Но мне всегда был жалко, когда сельский люд възедался вот так на кого-то, и травил, травил, травил…. жизни не давал. Причем, безо всяких доказательств, на основании ОБС (одна баба сказала…) А если учесть, какими жестокими и безкомпромисными бывают т.н. "порядочные селянки". Если уж обычные соседки у них и "халды" и "полоротые", и "безрукие"… то каково было этим бедным бабам, вся вина которых, возможно, только в том и состояла, что "на нашенские", слишком черные, "монголки то ли кто еще…". В нашем селе бывало такое тоже. "Баба-армянка" пришла на похорон,а все что-то шепчет не… Читать далее »

Анна1982

Баба-армянка… шепчет не по-нашему??? Так она, наверное, говорила "Аствац вохорми" (это "упокой, Господи" по русски), может, тоже молилась об этом усопшем, только на армянском языке. Такие люди небось и на православных сербов, греков будут кивать — они же тоже "не по-нашему" будут шептать.

Ксания

Так и я о том же 🙂 У многих людей эта цепочка работает безотказно: "странно — подозрительно — опасно". А как она "по-нашему" шептать будет, если она по-русски слова старательно подбирала, а уж украинского-то отродясь не слышала 🙂 Но надо понимать, что в селах похоронный ритуал отработан столетиями. Со всеми возможными предосторожгностями от "порчи" и "сглаза". И, в принципе, все местные с ним с детства знакомы (понимаешь или нет, принимаешь или нет — твое дело, будь добр, делай как принято, "по-людьски" (по-человечески, значит). А хранительницами этого ритуала веками были и остаются, конечно же, наши любимые бабушки. Они лучше всех знают,… Читать далее »

Jasmine

из рассказов моей бабушки я поняла, что у них в деревне никто колдунов не травил. Просто о них знали и остерегались.

Похожие статьи