Написать эту статью меня сподобило вот это видео, буквально взорвавшее Интернет. Католическая монахиня сестра Кристина заставила удивиться судей шоу «Голос Италии». Да и не только их — весь русскоязычный Интернет разделился на два лагеря. Первые всячески плюются на столь легкомысленную Невесту Господню и говорят, что поведение её совершенно нехристианское, а вторые сетуют, что нам бы, православным, таких «народных» героев вместо скучных, тихих и далеких от мира монахов в клобуках. Обязательно включите режим просмотра русских субтитров. Сама же сестра Кристина на вопрос, зачем она пришла на проект, ответила просто: «Мне сказали: иди и проповедуй — вот и я пошла». Споров много, поэтому я рискну написать своё личное мнение, с точки зрения православной, скажем так, «со стажем». Вообще нам, христианам, живется в этом мире просто. Не верьте статистике про повальную религиозную безграмотность населения, это чистой воды враки. Как надо правильно жить по Библии, тебе сообщит каждый встречный, как только догадается что ты, того, верующий. Расскажет, что тебе надо есть, что носить и как говорить. Очень удобно, не забудешь ненароком. Если же ты посмеешь выразить недовольство хамом в трамвае, отдавившим тебе ногу, тебе тут же напомнят о «второй щеке». Заглянув в продуктовую тележку на кассе супермаркета, заметят про чревоугодие. Увидят покупающим носки — попрекнут нестяжанием. А уж что касается музыки, книг и фильмов, то тут нельзя абсолютно всё, кроме очень-очень православного. Помню себя абитуриенткой, приехавшей поступать в семинарию. Я была юна, очень наивна и полна православного максимализма. Шутка ли — духовное учебное заведение! Это вам не музучилище какое… Это — огого! — величина. В ту пору мне довелось гостить у одного отца диакона, и он, желая как-то начать со мной разговор, спросил, какую я слушаю музыку. «Духовную», — тихо ответила отличница Аня, сложив ручки на коленках. И соврала. Признаться ему, что от классики я сплю, Бичевская навевает смертную тоску, в хорах ничего не понимаю (хороша абитуриентка!) и всю школьную жизнь провела под Еву Польну и Сергея Лазарева, я не решилась. Музыка, считала я, есть духовная — канты там, молитвы всякие — и «светская», которая вся неправославная и фу-фу-фу. Между тем отец диакон решил похвастаться своей фонотекой. Он принес мне увесистый кейс с дисками и сказал: «Выбирай что хочешь, дам послушать». Я открыла кейс и обомлела: на меня смотрел оттуда новый альбом группы Black Eyed Peas, диски Трофима, Beyoncé и других исполнителей. У меня был разрыв шаблона. Как так можно! Это же музыка из той, другой, «неправильной» категории. Православные, а тем более диакона, не могут слушать подобного. У меня было чувство, словно я застала его за чем-то крайне постыдным и неприглядным. И знаете, что я выбрала? Альбом инструментальных обработок, показавшийся мне наиболее «правильным», что ли… Не потому что он мне понравился, а потому что искренне считала, что так надо. Я хотела показать, что я не такая, что слушаю то, что положено. И только сейчас я понимаю, что он все это мне дал от чистого сердца, надеясь порадовать хоть немного 18-летнюю девушку, впервые уехавшую так далеко от дома без родных и знакомых в городе, не зная, что нарвался на вполне созревшего к тому моменту фарисея. Посмотри я тогда выступление сестры Кристины, точно бы пришла в «праведный» (как мне казалось) гнев и всячески порицала бы такую вот монахиню. А сейчас я взрослая тетя, много и долго живущая в Церкви, понимаю: есть множество путей славить Его. Сестра Кристина — итальянка; более того — юная сицилийка. Ее темперамент просто выплескивается через край. И вместе с тем девушка посвятила свою жизнь Богу. Вот так радостно и весело. Интересно? Интересно. Не только мне. Один из судей, татуированный рокер с усталыми глазами, сказал ей, что жалеет, что не видел таких монахинь будучи мальчиком. Это бы коренным образом повлияло на его дальнейшие отношения со Христом. Конечно, нам, русским такое все же непривычно и чуждо. Строгое и упорядоченное Православие более подходит нашему темпераменту. Но для католиков, может быть, это самый что ни на есть действенный способ посмотреть еще раз на христианство сегодняшнее. И миллионы просмотров на Youtube по всему миру подтверждают мои слова. Так уж вышло, что мне довольно часто пишут незнакомые люди с житейскими вопросами, с которыми неловко подходить к священнику. Одна недавно пришедшая в храм девушка сетовала на страшную печаль и уныние от того, что она не любит читать святых отцов. То есть не то чтобы совсем не признает, она их очень даже уважает и время от времени обращается к их трудам, но читать их ради удовольствия у нее не выходит. А в прежней, доцерковной, жизни она была большая любительница литературы. И теперь у нее кризис, она загнала себя в угол и не знает, как из него выйти. Я рассказала ей, что православная литература — это намного более широкое понятие, чем жития и святоотеческие наставления. Это сказки про Хроники Нарнии и Муми-Троллей, произведения Достоевского и Пушкина, да в любой хорошо написанной книге, если она не носит явно оккультного характера, можно найти Бога. Меня недавно спросили в Facebook, как сочетается мое православие и тот факт, что я смотрю фантастические сериалы. Ответ прост: первое для меня Истина, а второе всего лишь сказки. Главное — не менять их местами. Вера — это дом с большими окнами в мир, а не тюрьма на одинокой скале посреди океана… А что касается «правильной» и «неправильной» музыки, то иллюстрацией, как с этим дела обстоят у настоящих православных, а не книжных умников, к которым я относилась раньше, послужит отрывок из концерта в Белгородской духовной семинарии. Молодцы, ребята!