Серьезные взрослые люди часто боятся общаться с детьми. Оно и понятно, ведь найти подход к ребёнку — это целое искусство. Кого-то легко заговорить, взять напором, кто-то готов слушать тихую и ненавязчивую речь, а кто-то больше откликается на тактильный жест, прикосновение. И всегда страшно бывает столкнуться с детской непокорностью. Как тогда быть? Но с другой стороны, смешно иной раз понимать, что ты боишься ребёнка. Мой самый большой страх перед детьми наступил сразу же после УЗИ, показавшего, что я жду малыша, своего первенца. Такое было состояние, что хочешь — иди, а хочешь — беги, но всё уже случилось, поменялось, развернулось на сто восемьдесят градусов. Вокруг меня находились люди, которых — всех без исключения! — родили женщины. Самым жутким впечатлением того дня были двое маленьких детей, преследовавших меня до выхода из поликлиники и почему-то смеявшихся надо мной. Как они проникли в мои мысли? Впоследствии огромной поддержкой моим скованным родительским и педагогическим чувствам стало очень короткое и образное повествование Книги пророка Ионы. Уж если пророк страшился, то куда уж мне обойтись без трепета перед ответственностью. Но давайте остановимся, и я расскажу вам эту историю. «Многие язычники не только орган веры потеряли, но и совесть», — думал Иона, а по-нашему Голубь. Имя его напрямую указывало на то дело, которое должен был исполнить этот пророк: ему предстояло донести волю Божию до бесстрашного народа. Люди Ниневии грешили с той поспешностью и упоением, с которыми дитя поглощает найденные в шкафу шоколадные конфеты, припрятанные к празднику. «Такие и убить могут человека, отвлекающего их от преступных деяний. Ох, не послушают, не послушают они меня!» — тут Иона незаметно для себя направился не в Ниневию, а в сторону противоположную — в Фарсис. Он и не понял, как это вышло, но ноги сами понесли его в морской порт. Взойдя на корабль, Иона почувствовал, что море начало беспокоиться, а чуть позднее и вовсе разбушевалось. Но скрываться так скрываться! Иона спустился во внутренность корабля и крепко заснул. Чудно скрываться от Бога, но в этом весь человек! От праотца Адама с праматерью Евой, спрятавшихся от лица Господа между деревьями рая, до нас, современных людей, желающих иметь взрослые развлечения и детскую ответственность. В пути пророку приснились давно минувшие дни: как он заснул в высокой траве вблизи родительского дома. Мать, помнится, сбилась с ног в поисках сына, а найдя его, трясла за плечо и, не зная, что говорить, вся в слезах, шептала: «Что же ты спиши, что спиши?» А потом уже произнесла громко и почему-то довольно грубо: «Просыпайся, человече! Встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем!» О, а это, кажется, уже не сон. Это начальник корабля отыскал Иону и просит его помолиться своему Богу, поскольку все своим богам уже помолились и безрезультатно. Да, проблема не пропала, не рассосалась, не заспалась. Бросили жребий, чтобы узнать виновного в постигшей корабль беде. Жребий пал на Иону, и тот повинился, что бежит от воли Бога, сотворившего небо и землю, море и сушу. Корабельщики в страхе и трепете попытались пристать к какому-нибудь берегу, чтобы высадить безумца, но ветер не дал им этого сделать. Иона согласился заплатить жизнью за своё бегство, и его бросили прямо в бушующую стихию. Страшно было корабельщикам брать на себя грех, но страдать за чужое малодушие совсем не хотелось. Благо, не только страх и вину приобрели плывущие в тот день на корабле. Все как один нашли веру в истинного Бога, и все молитвы теперь к Нему. Но море отказывается принять не исполнившего воли Творца. Интересно, во сколько раз Иона продлил свой путь? Это знает только кит, проглотивший пророка и носившийся три дня и три ночи со странным уловом в своём чреве. Три дня и три ночи Иона возносил горячие молитвы из чрева кита, из тёмного и жуткого места, странным образом не переварившего человеческую плоть. Что может быть хуже подобного ожидания? Да, конечно же, пророк теперь готов на всё. И вот кит ощущает странное желание выпустить пищу обратно. Кто чувствовал подобное, знает, как это неприятно. Иона извергается вон, мало того, он оказывается в безопасности на суше. Эх, будь что будет, его дело сказать, а там, может быть, удастся и спрятаться от разозлённых жителей Ниневии. Ведь Иона мастер прятаться. Но, о чудо, вся Ниневия — от царя до самого малого жителя города — накладывает на себя пост, одевается во вретище и садится на пепел, показывая тем самым глубину своего раскаяния. Даже овцы не выводятся на поле, а волы не допускаются до водопоя. И город спасается. Далее история имеет развитие, а портрет пророка Ионы дополняется ещё некоторыми чертами, которые благочестивый читатель не может вместить сразу. Но для рисования рассказано уже достаточно. Давайте перейдём к творческой части нашего урока и карандашами (цветными или простыми) изобразим кита, несущего в себе пророка. Надеюсь, что это задание детям не покажется сложным, тем более что у нас есть образцы для подражания. И рыбу (а на всех иконах библейский кит изображается подобно рыбе), и человека каждый ребёнок рисует на «отлично», поэтому, думаю, что морская композиция не вызовет затруднений и у вас. Тут мне трудно удержаться и не дать вам зоологической справки. Что же за кит содействовал исправлению пророка? Оказывается, этот вопрос интересовал не только нас. Крупнейший немецкий зоолог Альфред Брем изучал биологию китообразных морских млекопитающих с целью найти среди них кита пророка Ионы. Брем определил, каким устройством должен обладать этот кит. Он должен быть обитателем Средиземного моря — раз, подплывать близко к поверхности воды — два, глотать добычу целиком, не повреждая её зубами — три, у него должно быть широкое горло и большой желудок с нормальным давлением и без агрессивной химической среды — четыре. Изучив большое количество видов подводных обитателей, учёный нашёл представителя подотряда зубастых дельфинов-китов, отвечающего всем этим требованиям. Это дельфин-косатка, который ныне встречается практически по всему Мировому океану. Добычу он никогда не травмирует зубами, а поглощает целиком, горло у него такое широкое, что может пропустить человека, а желудок имеет три отделения. Первая каморка желудка — это настоящий склад для пищи; этот отдел покрыт толстым слоем кожи, и здесь нет ни пищеварительных желёз, ни кислот, а стенки его не движутся. Мало того, эта часть желудка наполнена воздухом с нормальным давлением. Вот в таком преддверии желудочно-кишечного тракта и мог спастись пророк Иона. Ну а что же касается вывода для родителей, то в этой истории мне видится один очень важный для нас момент. Сам факт рождения человека от человека есть чудо. А та забота и безусловная любовь, которую чувствует мать к младенцу, и вовсе кажется мне шестым доказательством существования Бога. И как бы ни страшились мы ответственности, какие ошибки ни совершали бы при воспитании детей, мы всегда можем рассчитывать на их исправление и сглаживание, если только попытаемся честно исполнять заповеди Божьи. Христос говорит, что они не тяжки. Если от них, конечно, не бегать.