Однажды, пытаясь скоротать время в знатной очереди в отделение банка, я читала заметку психолога в бесплатной районной газете. Автор писал, что, пытаясь помочь ребенку, мы сами «убиваем» любую его инициативу, а надо ее только поддержать, и ребенок вскоре станет настоящим помощником и научится самостоятельности. И так мне эта статья запомнилась, что я твердо решила так и делать.

Старшему сыну как раз исполнился годик, это тот самый потрясающий возраст, когда ребенку нужно все и сразу, инициатива так и бьет фонтаном. Я осмелилась и дала ему кашу и ложку, и… чуда не произошло, он не съел кашу и не сказал «спасибо», вся каша была размазана по стулу, полу и одежде. После отмывания всего вокруг и стирки детских вещей желание обучать ребенка самостоятельности как-то пропало: это же сколько времени пройдет, пока он научится!

Но слова психолога не выходили из головы, поэтому я решила действовать дальше и ждать результата, ища способы сделать так, чтобы и ребенку инициативу не гасить, и себе жизнь облегчить. Начала класть в тарелку лишь пару ложек каши или другой еды, тогда он меньше разливал и больше съедал; овощи давала отварные, которые можно есть руками, кружку нашла маленькую и с тонкими кромками — так меньше проливалась; перед кормлением ребенка раздевала, а пол застилала клеенкой для стола, чтобы ее просто ополоснуть под душем.

Уборки стало в разы меньше, первый месяц-два казалось, что сдвигов в аккуратности нет, а потом произошел скачок, ребенок стал есть все чище и чище с каждым днем. В итоге в полтора года я могла смело дать ребенку еду в гостях, куда он приходил в парадной одежде. И это была только первая победа, дальше мы с ним освоили нарезку салатов из отварных овощей и фруктов, намазывание бутербродов с маслом и плавленым сыром, подметание пола, вытирание пыли, стирку носочков и многое-многое другое.

Нетрудно догадаться, что с другими детьми я поступила так же. И знаете, этой инициативы у них с каждым годом прибавляется, им приятно понимать, что они могут делать многие вещи, которые никогда не доверят другим детям их возраста, у них есть ситуация успеха, которая важна для внутренней мотивации любого человека, даже взрослого.

К 3-4 годам мы уже вместе готовим обед, в 6 лет ребенок может приготовить обед самостоятельно и хочет это делать, пользуясь книгами с рецептами, старшие дошкольники сами убирают свои вещи и игрушки, они не ждут напоминания, а ставят себе напоминание и таймер на смартфоне. Школьники не только самостоятельно делают уроки и помогают с занятиями малышам, но и постоянно ищут полезные занятия: осваивают новые программы, учатся программировать, находят новые рецепты блюд разной сложности и сами их готовят, не просто убираются в комнате, а самостоятельно ищут варианты оптимизации пространства. И это все их личная инициатива, которая поощрялась с раннего детства. А ведь по сути они не такие уж и большие, наши школьники, им 7 и 8 лет.

Как же поощрять инициативу ребенка 1-3 лет безопасно для него и без ущерба для маминой психики?

  1. Купите безопасные пластиковые ножи, ими ребенок вполне сможет резать бананы, отварные овощи, мягкие фрукты, намазывать масло и плавленый сыр. Когда он этому научится, можно будет брать не острый настоящий нож и переходить к следующему этапу.
  2. Там, где ребенок режет, чистит, ест, готовит, стелите клеенку: ее проще отмыть, чем пол.
  3. Пусть ребенок учится готовить и есть в одних трусах или памперсе, чтобы потом не пришлось стирать горы одежды.
  4. Давайте ребенку тряпочки, губки, пылесос, но сначала пусть он номинально трет достаточно чистые поверхности, постепенно увеличивайте степень загрязненности того, что он моет. Тогда малыш постепенно научится обращаться с тряпками и губками, а не размазывать грязь еще сильнее и не гонять пыль.
  5. Кормить маленького ребенка начинайте с «хватательной» пищи, ложки выбирайте удобные, а кружки — с тонкими бортиками.
  6. Купите ручной пылесос, он легкий, даже ребенок двух лет с ним справится.
  7. Давайте ребенку мыть посуду, только сначала небьющуюся.
  8. Поставьте пластиковые коробки для одежды и игрушек прямо на пол, чтобы малыш мог всегда сам убрать свои вещи.

Советы кажутся совсем простыми, но они дают очень многое в плане развития инициативности и самостоятельности ребенка!

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Я - мама. Нет, конечно, я еще педагог, воспитатель, у меня есть интересная работа и хобби, но моя основная "профессия" и радость в жизни - это мои дети. Веселые и шумные, умные и добрые, непослушные и смешные. Они все разные, но все самые лучшие и любимые, мои 5 сыночков и лапочка-дочка. вместе с ними я заново узнаю этот мир, многому учусь, приобретаю опыт материнства.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Гостья

Ха, моей дочке год и месяц. Каждый день говорю себе, все, пора приучать ее кушать самостоятельно, хотя бы ужин, тк после него идем купаться. Но стоит ей все размазать по столу и одежде…..,.рука моя так и тянется кормить ее самой. Никак не перешагну этот барьер, хотя в итоге все равно приходится убирать за ней. И боюсь, что кушает очень мало.
Играет с тарелкой, пытается сбросить со стола.

Яна

Очень хорошие советы! Замечательная статья, вдохновляет!

olgayeriomenko

Ээээ Вы ничего не слышали о Марии Монтессори? Это плагиат называется ))))
А если серьезно, то МОЛОДЦЫ. Сейчас допью чай и с завтрашнего дня…)))
Еще серьезнее — все верно. Дети изначально хотят подражать и помогать нам. Но когда мать помешана на уюте, когда ребенок до 7 лет усаживается за мультики, чтобы "я могла сделать свои дела", то в 10 лет он нас пошлет вместе с тряпкой, пылесосом и домашними обязанностями.

МАра

Меня до 7 лет сажали за мультики,а в 9 уже вся уборка была на мне

Елена

C моей "безопасные" предметы не проходят: если можно нож, то любой, если можно резать, то все что в голову взберед (включая кота и брата)… поэтому есть сферы, где она хозяйка, и творит что и как хочет (место с игрушками), и все далется как она указала,

Елена

(2) а есть сферы, куда мама пускает за "ожидаемое" поведение: если быстро поела, то до прогулки у мамы есть время мыть посуду и стол с тобой вместе (она моет, я ловлю ее и тарелки) и тд…
П.С. стол пачкается специально, чтобы было что мыть…

Елена

есть еще пластиковые фартуки с рукавами, тогда не надо раздевать.

МАра

Ага,будет его величество одевать слюнявчики,как же…Штук 5 самых разных валяется.При том,что ест сам с 1,5 лет.
А зимой уже не разденешь.

Татьяна

Спасибо за статью! Очень интересно было бы почитать подобную статью, но для детей более старшего возраста и изначально к самостоятельности не приученных. Какими бы были Ваши рекомендации как опытной мамы? Еще вопрос немного личного характера, если можно. Как Вы справлялись со страхами перед родами (что больно будет, что может пойти что-то не так и т.д.)? Буду очень признательна за ответы.

Elena_Z

Тоже поощряем самостоятельность. Но мытье посуды дочку почему-то не интересует. :-)ей два с половиной.лет с полутора ест самостоятельно.помогает убрать посуду со стола. Может помогать подметать,мыть,пыль вытирать. Но без особого энтузиазма. Учится самостоятельно одеваться, но пока не все получается.

МАра

Вот-вот,без энтузиазма. Все умеет,ничего не хочет делать. Им совершенно превосходно живется в бардаке,грязными и голодными…

Попова Анна

Про М. Монтессори в одном из комментариев уже было сказано. Я учитель, и о ее методике знаю давно. Дочку старалась воспитывать по этой методике. Действительно работает! В 15 лет дочь умеет почти все: приготовит вкуснейший борщ, котлеты лучше, чем у меня, пиццы-пироги-печеньки. Рукоделия освоила самые экзотические, правда не на все хватает усидчивости. Если нужно, соберет мебель (папина заслуга), может установить смеситель и починить замок. Только отмыть кухню или собрать инструменты после ее деятельности — большая проблема. Как то так: — Наша Хавроньюшка хлеб пекла. — Откуда знаешь? — Ворота в тесте. Вот я и не знаю, тот ли это результат,… Читать далее »

olgayeriomenko

Вроде в этой методике главное правило "убери за собой"… Детей с малолетства приучают класть все на место и наводить порядок после занятий. Это даже не нравится некоторым сторонникам "свободного воспитания".

Попова Анна

Так приучали убирать. Убирает, когда попросишь (слезно). Но желание творить после уборки уменьшается. И "убери за собой" в методике Монтессори не главное. Главное там — развитие креативного мышления и самостоятельности. (creacio (лат.) — творить.

olgayeriomenko

Как раз оппоненты утверждают, что эта методика гасит креативное мышление. И главное — как раз "убери за собой"

Попова Анна

А еще есть такой педагогический анекдот: В трамвае едет мама с малышом. Малыш ведет себя безобразно: закидывает ноги на сиденье и т.д. Наконец пассажиры не выдерживают и делают мамаше замечание. Она отвечает: "Я воспитываю сына по методике Монтессори и ничего ему не запрещаю" Тогда с последнего сидения поднялся молодой человек, подошел к маме малыша, приклеил ей жвачку на лоб и сказал: "Меня тоже воспитывали по этой методике" И вышел из трамвая.
Так что для каждого Абрама должна быть своя программа

MaryNightingale

А я слышала, что не по Монтессори, а по японской методике))).

olgayeriomenko

Да, Монтессори здесь абсолютно ни при чем, там детей сразу учат общаться и не ущемлять чужих прав. Просто Анна не в курсе.

Мария

Это по японской методике. Но в ней фишка такая есть. До 7 лет, кажется- там разрушается всё. А потом- очень жесткое , казарменное воспитание по принципу не жалей розги для сына. Так что того парня вряд ли по японски воспитывали.
А вообще, видела японского ребенка в России. Возможно, там и языковой барьер присутствовал. В секции по карате, шестилетний, тренера не слушал, ползал, кусал за ноги других детей. Потом слышала что пошел в школу при японском посольстве… Дальше не знаю.

Попова Анна

А я-то думаю, по какой методике воспитывают того малого, который у меня в 5 классе вчера искусал 2 девочек и учительницу. Вона оно чё! А мама его, оказывается продвинутая оказалась, по японской методике воспитывает. Молодец, даже ежедневное пиво и чарлик под магазином не мешает ей педагогически совершенствоваться. А мы-то, недалекие, ее родительских прав собрались лишать.

Похожие статьи