Слушать негативные отзывы о своих поступках неприятно. Эти оценочные суждения ведут к потере спокойного состояния; любовно уложенный по полочкам мир начинает терять былую стройность, очертания привычных суждений плывут. Психологи скажут, что это выводит из зоны комфорта, святые отцы — что так ранится самолюбие, но все они, пожалуй, согласятся, что без подобного опыта не получится стать личностью. Человек, привыкший только к похвале, питающий ей своё вдохновение, работоспособность и прочие силы в чужой благосклонности, рискует попасть в сети льстеца, стать игрушкой в чужих руках, потерять самостоятельность мышления. Такой собеседник, как правило, пользуется чужой доказательной базой, не проверяет фактов, часто становится жертвой рекламы и легко впитывает любую пропаганду. К сожалению, многие родители стимулируют ребёнка к деятельности только похвалами, не видя в этом ничего опасного. В итоге подрастает человек, совершенно не воспринимающий замечаний, с обидой относящийся к любой конструктивной критике. А ведь любая техника безопасности основана именно на знании правды. Впрочем, об этом даже сказка есть. Жили-были в лесу Кот, Дрозд и Петух. Странное семейство, но так сложилось. Кота мужик в лесу оставил за какие-то пакости, Петух убежал из дома перед большим праздником, чтоб в суп не попасть, ну а Дрозд испокон века жил здесь. Кот, даром что домашнее животное, а среди диких зверей освоился быстро, успел снискать уважение и симпатию местных жителей, а вот Петух нуждался в опеке. В неволе птица и летать разучилась, и спасаться от хищников — ни дать ни взять ребёнок. Особенно наивный кочет любил похвалу. Стоило Коту или Дрозду сказать что-то доброе, и Петушок был готов выполнять любые их просьбы. Самовар раздуть? Не проблема! Дров в хату принести? Сей же час! Что-то спать жёстко стало, кто такой красивый и умный соломки принесёт? Ну, конечно, Петушок золотой гребешок, маслена головушка, шёлкова бородушка. Юрий Васнецов И ведь жили, не тужили! Кот и Дрозд по лесу ходили, корм да дрова добывали, а Петушок дома дожидался. Гулять ему одному не разрешалось, потому что поблизости жила вероломная хищница. — Ты, Петушок, дома сиди, в лес гулять не ходи. Ты летать не умеешь, не скроешься от Лисы, она тебя поймает и унесёт за синие леса да за далёкие горы! — строго-настрого наказывал Кот Петушку. — И на улицу не выглядывай, а не то Лиса схватит тебя прямо из окошка! — добавлял сердито Дрозд. Но не смог устоять перед сладким лисьим голосом Петушок золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка, особенно после непривычно грубых внушений своих опекунов. Выглянул в окошко, и тут же замелькали перед ним сначала знакомые дорожки, а потом уж и незнакомые. Так бы и пропал в лесу домашний питомец, если бы Кот с Дроздом не такие ловкие были… А давайте изобразим хитрую Лису, несущую нашего наивного Петушка. Мы будем рисовать, но материалы возьмём необычные для этого занятия. Итак, для работы нам нужно приготовить: — Бумажную тарелку, — Пластилин, — Влажные салфетки. Как вы уже, наверное, поняли, мы сделаем украшение для интерьера — декоративную тарелку. Будем рисовать пластилином! Эта техника очень похожа на работу с масляной краской, только вместо кистей мы будем работать пальцами, размазывая небольшие кусочки цветного материала по выбранной поверхности. Рассмотрим картинки из сказки с изображением Лисы и Петуха. На большинстве из них Петух развёрнут головой назад. Это положение и мне кажется более естественным в ситуации, когда похищаемый не должен запомнить дорогу, а ведь Лиса именно этого и хотела! В маленьких наборах пластилина может не оказаться сложных цветов, поэтому оранжевый оттенок, возможно, ребёнку придётся намешать самостоятельно. Но это только пойдёт на пользу мелкой моторике. Итак, слепим острую мордочку лисы, тело, задние лапы и хвост, а потом из жёлтого пластилина изобразим голову, шею и тело Петуха и прикрепим эту фигуру поперёк тела Лисы. Не забудем детали: глазки, носики, хвосты, а также гребешок и бородку Петушка. Надеюсь, что предыдущие уроки помогли вам усвоить премудрости изображения птицы. Лапа, которой Лиса держит свою добычу, вылепливается и накладывается в последнюю очередь. В результате должен получиться своего рода барельеф. Теперь пришла очередь окружения. Здесь сдерживать ребёнка и как-то регламентировать процесс дополнения картины не нужно, дети сами прекрасно знают, что должно наполнять сказочное пространство. Вот у нас, например, на картине поплыли облака, выросла травка. На другой тарелке появился домик Петуха, Дрозда и Кота. Мы часто хвалим детей, чтобы добиться каких-нибудь нужных нам или им результатов. Но тут мы забываем, что похвала может быть манипуляцией. Манипулировать бывает удобно и немало экономит нам время, но хорошо ли приучать ребёнка к такой реакции на похвалу? Кто завтра воспользуется любовно отточенным нами рефлексом? Ведь комфорт, который даёт похвала, может удерживать свою жертву не хуже цепких лисьих лап. Критика, напротив, неприятна, но как горькое лекарство бывает полезна. Задача взрослых — научить детей ценить критику, испытывать благодарность к обличающему. Как же это сделать? Ведь родители, делая чадам внушения, желая добра своим отпрыскам, бывают довольно убедительны. Но почему-то мир не меняется, не становятся послушнее дети, а человечеством повторяются всё те же ошибки. Дело в том, что малыши, до определённого возраста живущие инстинктом самосохранения, с большим трудом учатся вещам, противоречащим этому инстинкту. И словами тут не поможешь. Поэтому здесь может сработать только ещё одно не менее значимое влечение — желание подражать родителям. Поэтому попробуйте благодарить каждого, кто указывает нам на ваши промахи, ошибки, грехи. Тогда и дети научатся не отвергать любую критику сходу, а искать в ней правду о себе. Главное фото: Оксана Батурина