Человек без воспитания — тело без души.
Пословица

Тема воспитания детей бесконечна. Каждый новый родитель делает свои собственные ошибки и открытия. Прогрессивные родители ищут в научных журналах методы воспитания гения или гармоничной личности. А что говорит об этом история?

В представлении обывателя в далекой древности (которая может отстоять от него как на тысячу, так и на сто лет) счастливого детства не существовало, отроков нещадно пороли за любую провинность или просто так по субботам, и вообще ребенка за человека никто не считал. Это, мягко говоря, не совсем верно. Даже там, где в какой-то исторический момент возобладал подобный подход, все равно находились и те, кто шел вразрез с генеральной линией.

Доказательства можно найти в языке. Наряду с общеизвестным положением «пожалеешь розгу — испортишь ребенка» (сокращенной цитатой из притч Соломоновых «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его») существует гораздо больше пословиц с противоположным смыслом:

Верная указка — не кулак, а ласка.

Детей наказывают стыдом, а не батогом.

Побои мучат, а не учат.

Кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.

Особенно хороша эта:

Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.

Изображение: http://eldismirtiel.livejournal.com/401148.html

К этой простой мысли так или иначе приходили все народы. Различия начинались там, где люди по-разному мыслили роль и место человека в мире. Ведь ребенок — это будущий взрослый. В традиционном сознании счастливое детство никогда не было самоцелью. Все, что делали отец и мать с колыбели, подводило ребенка к жизни именно в их обществе. Именно поэтому браки с инородцами не приветствовались — очевидно, что дети в таких семьях подвержены иному влиянию, и еще неизвестно, как они впишутся в общество. Эта проблема сохраняется до сих пор, и будет существовать, пока существуют различия культур.

Даже внутри одного этноса в разные эпохи бытовали различные представления о правильном воспитании. Связано это в первую очередь с государственным устройством и местом в нем отдельного гражданина. Скажем, у племен, живших преимущественно охотой, идеал человека был иной, чем у живших рыболовством. В то время как охотник должен быть решительным, смелым и подчас агрессивным, чтобы совладать с крупным зверем, рыболов обязан проявлять терпение и выдержку. Нужные качества культивировались с детства. Матери в охотничьих племенах не позволяли ребенку плакать, носили его при себе, давали грудь по первому требованию и кормили (особенно первого сына) долго. Считалось, что это давало ребенку чувство защищенности и уверенности в себе. У рыболовов же рано отнимали от груди, стимулировали к ранней физической самостоятельности и вырабатывали терпение путем отсутствия незамедлительной реакции на просьбы.

В современной Японии сохраняется традиционная система воспитания, несмотря на высокий темп жизни, урбанизацию и глобализацию. До трех лет мать не выходит на работу, неотлучно находясь при младенце. Фигура матери становится для ребенка главной, практически священной. Его учат не расстраивать ее своим плохим поведением. Все походы в город она совершает с ним, постоянно рассказывая о том, что делает или видит. Дети спят с родителями до весьма зрелого возраста. До пяти лет ребенку позволяют все, опасные ситуации контролируются неотлучным наблюдением.

Внушив таким образом малышу уверенность в себе, японское общество с пяти лет начинает жестко подгонять его под себя. Быть как все — это добродетель, отличаться — это блажь. Либо человек подчиняется традиции, либо оказывается аутсайдером, что в прежние времена означало социальную смерть, а в нынешние — серьезные проблемы с окружающими.

В нижней части миниатюры малыш играет деревянной повозкой на колёсах /из Часослова 1475 г./

В отличие от Востока Запад тяготеет к индивидуализму. До семи лет мальчики воспитывались в семье, затем часто отлучались от дома: дворянские дети служили пажами у сеньора, дети ремесленников становились учениками мастеров. Таким образом, дети рано оказывались оторванными от родной семьи и учились выживать в новой обстановке. Личные качества определяли здесь будущее молодого человека. Не все зависело от достатка и положения его семьи.

Девочки при этом в основном оставались дома, хотя кто-то из них проходил обучение в женских монастырях. Нельзя сказать, что эта система всегда работала бесперебойно — нередки были случаи, когда после такого воспитания молодая жена не была готова к семейной жизни ни в плане управления хозяйством, ни в плане взаимоотношений с супругом.

Европа выросла из сплава античной и варварских культур, сцементированных христианством. На первый план вышло учение о первородном грехе, присущем всем с рождения. Все негативные проявления ребенка считались следствием первородного греха и корректировались путем строгого воспитания и наказания. Трудно сказать, как наказывали маленьких детей в семье; известно, что в учебных заведениях были приняты телесные наказания, однако с развитием самостоятельности университетов эта практика сокращается.

На Руси дело обстояло иначе. Дети не теряли связь с семьей, находились под ее защитой, но и подчинялись ей. Отношение к детям часто тесно связано с отношением к женщине. В дохристианской Руси женщина пользовалась широкими правами (хотя и никогда не была равна мужчине), была грамотной, поскольку детям давали образование вне зависимости от пола. С укреплением самодержавия ситуация меняется. Царь становится воплощением мужского начала, страна — женского. Жена с домочадцами должна была безропотно подчиняться мужу, как страна царю. Ребенок лишался своего мнения; юноша становился самостоятельным с женитьбой, девушка со свадьбой лишь меняла господина с отца на мужа.

Идеал семьи представлен в «Домострое», ярком и интереснейшем документе той эпохи. Этот свод правил повседневной жизни складывался в новгородской среде в течение многих десятилетий, и был переработан священником Сильвестром, духовником и советником Ивана Грозного. Надо понимать, что это именно идеал. Сильвестр рекомендует всем членам семьи жить скромно и умеренно. Страх Божий, пост и молитва одинаково важны для всех, в то время как пустословие и безделье одинаково плохи.

Дети из богатого семейства. Самый младший лежит в колыбели, другой учится ходить держась за раму на колесиках/что-то типа ходунков/, а тот, что постарше скачет на игрушечной лошадке. Франция XV век.

Чтобы уберечь жену и детей от зла, их следовало учить, а если не понимают — наказывать:

«Если же этого не понимает, сурово ее (жену) накажи, страхом спасая, но не сердитесь, ты — на жену, а жена — на тебя. Наедине поучай, а поучив — успокой, пожалей, приласкай ее; также и детей, и домочадцев своих учи страху божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда. Если станете жить по нашему поучению, по этому написанию, великую благодать от Бога получите и вечной жизни удостоитесь с домочадцами своими».

Намерение хорошее, только средства нехороши. К сожалению, при таком подходе очень трудно удержать насилие в пределах семьи. Оно становится нормой в обществе, где любой начальник может учить подчиненного уму разуму по своему усмотрению. Барин бил своих крестьян, офицер — рекрутов. История ХХ века пропитана насилием, и оно никуда не уходит. Если мы хотим как-то изменить ситуацию, то должны пересмотреть методы воспитания детей в первую очередь и не поднимать руку на ребенка. Ведь кто не мог взять лаской, не возьмёт и строгостью.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Автор путеводителя по Золотому кольцу для детей и их родителей. Выпускница исторического факультета МГУ.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Юлали

Это непростая тема. Долго над этим думала. Когда у меня был один рациональный и интеллектуальный ребенок, сама удивлялась, как это можно кричать и шлепать детей? Они же и так все прекрасно понимают! Какие-то родители не адекватные! Все же можно объяснить! А вот когда родился другой сын, у меня был культурный шок. Он кинетик, и все мои слова до определенного (довольно большого) возраста он воспринимал как сотрясение воздуха. Хочу конфеты в шкафу — и все. Стоит отвернуться — он тащил лестницу, громоздил друг на друга стулья. Объяснения, запреты и даже строгое "нельзя" — вылетали тут же в другое ухо. Воспринимал только… Читать далее »

Ежик

А…у меня похоже. Первой дочери,очень шебутистой и подвижной, хоть и доставались какие-то мелкие шлепки,но это было все же не физическое воздействие. Потом появилась вторая. И на каком-то этапе жизни с ней совершенно невозможно было договориться. Она настаивала на своем, уходила в ванную,шлепала дверями и могла сидеть там часа 2,с рыданиями или без. Потом возвращалась и опять настаивала.Года в 4-5, наверное. Постоянно. Хотя в нашей семье совершенно не приняты чьи-либо истерики. После переговоров с папой решили попробовать прыгалку. Прыгалка в формате один шлепок по попе возымела волшебное действие. Истерики прекратились сразу. Правда ,долго висела на видном месте. Я не знаю,это,конечно,не лучший… Читать далее »

radistkacat

мне кажется, что все зависит от того, что подразумевается под словом "бить" — один шлепок по попе все-таки вряд ли можно назвать этим глаголом…

Emiliya

Да, видно характерец у детишек еще тот ))) Вот я тоже категорически против насилия и т.п. А вот старшая дочка 2, 5 года с характером, любит настаивать на своем и очень трудно стало выносить ее голосистый плач и истерики. Жутко трудно. И вот что делать в этом случае, я не знаю. Раньше игнорировала, сейчас чувствую, что это не выход, иногда срываюсь, иногда терплю и успокаиваю… Но хотелось бы придти к какой-то золотой середине.

Похожие статьи