Психолог Екатерина Бурмистрова отвечает на вопросы, заданные через наш сайт. Опишу ситуацию, в которую мы попали по воле обстоятельств: поскольку наш папа работает при одном монастыре, мы проживаем там же в поселке, и детский социум тут ограничен горсткой детсадовцев и школьников. Взрослое окружение – лесники, моряки и монахи. В город мы, конечно, наезжаем, порою живем там по нескольку месяцев у бабушки, но все же не так часто. Мои дети практически не ходили в детский сад (у сына есть младшие брат и сестра, а вот лучшие два друга уехали, и в поселке теперь друзей нет). Через пару лет наш старший сын пойдет в школу (в 7 лет и 10 месяцев). Школа находится в Петербурге. Как адаптировать первоклассника к жизни в мегаполисе, если в дошкольный период он жил среди природы, вдали от городов, магазинов и путей сообщения? Отвечает психолог Екатерина Бурмистрова: Если у семьи есть возможность, то хорошо было бы переехать в город за год до школы. Если такой возможности нет, то, может быть, использовать время летних отпусков и каникул, потому что для ваших детей город, видимо, не является родной стихией, и переезд может быть серьёзным изменением. Если нет ни той, ни другой возможности то нужно понять, что весь первый класс пойдёт на привыкание. В этом нет ничего страшного, но главное – не отдавать ребёнка в суперзагруженную школу с амбициозными детьми. Если ориентироваться на гимназию, вполне вероятно, что именно в такую среду вы и попадёте. Последний год стоит посещать любые занятия для дошкольников в вашем посёлке (плавание танцы, любой спорт), а если ребёнок хорошо развит – даже в первый класс сельской школы (разница уровней может быть довольно сильной). Как развить в ребенке чувство ответственности в делании уроков, выполнения задания, ведь до школы воспитателем была мама, которую можно уговорить–не послушать–сделать не сразу, а теперь есть учитель, и в классе тридцать ребят? Огромный развивающий элемент сеть в домашних обязанностях. Как ничто другое они готовят к школе, только это должны быть не чем-то от раза к разу случающимся, а такой системой. Стоит покупать ребёнку развивающие тетрадки и устраивать дома что-то вроде уроков. Это поможет освоить систему правил. Сможет ли ребенок, выросший не в мегаполисе и не посещавший полноценно детсад, привыкнуть к шуму-гаму школы и улицы, будет ли это проблемой для психики? А ведь нужно будет со временем самостоятельно переходить улицу… Привыкнуть может, вопрос – за какое время. Очень зависит от личных качеств ребенка. Некоторые привыкают быстро и уже через пару недель чувствуют себя как рыба в воде. У других могут уйти месяцы и даже годы. Думаю, чем меньше вы сами будете нервничать и бояться и чем больше будете рассказывать о городе, тем лучше. Позитивный настрой всегда полезен! Надо больше говорить о том, что в городе есть хорошего, показывать это во время визитов. При этом не отвергать ребенка, если он будет скучать по своей родной деревне. Вообще мне кажется, что дошкольное детство не в мегаполисе – это так прекрасно, так много дает, что даже если в первые годы вы будете немного не догонять по темпу городских сверстников, ничего страшного. Как складываются отношения таких детей с одноклассниками, которые зачастую знакомы еще с детсада или со двора? Когда сын ходил в детский сад, он пришел в группу поздно, в пять лет, когда все дети уже притерлись-перезнакомились. Дружба у него там не складывалась – только он начинал притираться, мы уезжали из города на полгода. Может ли возникнуть проблема общения в классе, когда он поступит в школу? Зависит и от ситуации, и от самого ребенка: какие одноклассники и какой ребенок сам по норову. Лучше не идти в школу, где на подготовке вас не было, а идти во вновь сформированные коллективы. Надо помнить, что в отношениях с одноклассниками всегда есть элемент везения. Опять же, чем меньше страхов, тем лучше. Просто настраивайте ребенка на то, что может сразу повезти, а может и нет, что бывает по-разному.