Московское метро вечером — зрелище не для слабонервных. Очередной день прошёл, а принц так и не появился, повышение по работе так и не наступило и даже фотографию с весёлой вечеринки в соцсеть не выложить. Передо мной сидит уставшая женщина. Причёска, яркий макияж, платье по моде. Она периодически поднимает глаза и смотрит по сторонам, вглядываясь в лица окружающих и ища в них хорошее зеркало. Я безошибочно узнаю этот вопрошающий взгляд, который так хорошо описал Булгаков, правда, применительно к совершенно иному персонажу: «А может, я и красивый. Видно, мое счастье!» Смотрю на женщину. Да, всё по моде. И вот этот браслетик рекламировали в последнем номере женского журнала. Но есть нечто, что приводит меня в ужас. Это пяточки. Красные, потрескавшиеся, залепленные пластырем. Они смотрятся особенно жалко на фоне серебристых босоножек на высоченном каблуке. Эти пяточки просто вопиют о том, как им сложно жить на свете, таким несчастным, принесённым в жертву неизвестному богу, имя которому — Будь-красивой-ведь-ты-этого-достойна. Но только измученные глаза выдают какую-то невероятную неправду. Сейчас у неё есть туфли, но ведь журнал утверждал, что будет ещё и счастье. В мечтах не было сбитых в кровь ног, не было усталости и этого особого выражения лица, из-за которого так хочется подойти, обнять и сказать: «Бедная девочка, за что ж ты так с собой?» Но боюсь, что она бы ответила, стиснув зубы: «Я же люблю себя, могу и потерпеть!» Позитивная психология просто перегружена всевозможными аффирмациями из серии «Я самая обаятельная и привлекательная», которые девушки повторяют, держась за руки и загадывая желания. Они делают прекрасные коллажи о своём будущем и вешают их на холодильник, приклеивая свою голову к телу Анджелины Джоли трёхлетней давности и представляя, как рядом с ними оказывается красавчик Брэд Питт. Они делают, стараются, заполняют себя позитивными мыслями, пьют из наполовину полного стакана лучший чай с высокогорных плантаций, ходят в спа-салон как на работу, но ощущают не любовь, а какой-то обман. Но гуру говорил, что надо подождать. Главное — не дай отчаянию завладеть тобой: купи платье, сделай причёску, улыбнись своему отражению, прости всех, кто тебя обидел, выбери новое хобби, выпиши свои цели цепочечкой и начни воплощать их в жизнь. Полюби себя такой, какая ты есть, то бишь в новом платье и с причёской. Приблизительно такие же посылы я уже встречала. В книжках по позитивному православию, кои обильно продавались в своё время в церковных лавках. «Полюби себя такой, какая ты есть: в длинной юбке, бесформенной кофте и с немытой головой». «2000 самых правильных советов священника» по сути ничем не отличались от советов в тонких брошюрках с названиями «Как встретить счастье», «Как найти счастье» и, конечно, в апофеозе жанра: «Как стать счастливой». Во всех этих книгах удивительным образом подменяются понятия. Под видом любви к себе, самоуважения и даже самоценности предлагаются очередные «коммунистические горизонты», соответствие которым автоматически привнесёт в жизнь «рай на земле». Мироздание магическим образом отреагирует на блестящее превращение Золушки в Принцессу, выслав через волшебника на голубом вертолёте бесплатное кино, мороженое и, конечно же, ПРИНЦА! А там уж можно всем мирком да за свадебку. И жили они долго и счастливо… Но, вроде бы, и я там был, и мёд-пиво пил, и даже по усам текло… Только вот сколько ни говори «халва», а во рту слаще так и не становится. К сожалению, очень часто под позитивной психологией нам предлагают то, что в психологии реалистичной называют магическим мышлением. Малыш обязательно проходит эту стадию развития в своё время, не застревая в ней на долгие десятилетия. Ребёночек заплакал, лёжа в своей кроватке. И тут происходит чудо — мама бросает свои дела и прибегает к нему. «Ого, я управляю этими взрослыми», — фантазирует малыш. С грустью хочу констатировать тот непреложный факт, что мирозданием нельзя управлять посредством всех этих чудесных заклинаний, медитаций, аффирмаций и прочего шаманства, пусть даже и с православным уклоном. Нередко ответом на вопрос «почему Бог не слышит моих молитв» становится тот печальный факт, что молитва выступает как способ манипуляции Богом. Даже душеспасительная фраза «да будет по воле Твоей» может включать в себя просьбу устроить вместо меня совершенно всё, включая мою работу над собой. Бога, мироздание, высшие силы (нужное подчеркнуть) магическое мышление воспринимает как этакий филиал собеса. Увы, советскому человеку несколько десятилетий подряд вкладывалось в голову, что новый бог в лице государства устроит вас на работу, выдаст вам квартиру, вылечит, выучит и в последний путь проводит с музыкой. Надо только играть в эту игру и говорить правильные слова. На деле же всё требует усилий. Движение основано на личном участии в процессе. И если кто-то вас одарит пирожными, мороженым, конфетами, то и есть он за вас это всё тоже будет сам, а ваша участь — смотреть и облизываться. Одним из лозунгов позитивной психологии стала фраза «Женщина должна быть счастливой. Больше она никому ничего не должна». Скажем прямо, это не совсем так. Если женщина управляет транспортным средством, то она должна соблюдать правила дорожного движения. Именно должна, и никак иначе. Если хирург делает операцию, то он должен выложиться и использовать все свои профессиональные навыки. Воин должен защищать свою родину, даже если ему страшно, когда стреляют. А мама должна потерпеть боль, чтобы родить ребёнка. Чувство долга присуще взрослому человеку, потому что позволяет выполнять не всегда приятную работу ради чего-то большего и всегда направлено вовне, в то время как счастье — это внутреннее состояние. И быть счастливой из чувства долга даже перед самой собой невозможно. Ты просто или счастлива, или нет. А ещё, как говорил митрополит Антоний Сурожский, там, где кончается любовь, начинается чувство долга. Мать сидит у постели больного ребёнка не потому, что должна. Она просто не мыслит иначе. Отец трудится на трёх работах, чтобы прокормить семью, не из-за того, что в противном случае его выставят из дома, а потому что именно так он заботится о своей семье. Точно такие же правила распространяются и на отношения к себе. Женщина, которая умеет себя любить, которая способна относиться к себе по-человечески, может спокойно выйти из дома не на каблуках, а в удобных тапочках, пусть и модных. Никакое действие само по себе не может быть хорошим и плохим, пока оно не наполнится внутренним смыслом. А попытка полюбить себя посредством восхищения со стороны окружающих — то же самое, что носить воду в решете. Как только остаёшься наедине с самим собой, оно оказывается всё таким же пустым и дырявым. Мне вспоминаются две ситуации, так похожие по содержанию, но совершенно разные по сути. Я помню, как мама одной моей подруги учила нас, девчонок, уму-разуму и «правильному» отношению к себе. «Я никогда не выйду из дома в белье, которое не сочетается между собой по цвету и фактуре. Только комплект, только новое и красивое!» «Какая молодец», подумала я, ведь её слова соответствовали и моим взглядам, но рано радовалась. Концовка фразы меня просто потрясла. «Да, — продолжила подругина родительница, — а вдруг попаду под машину, и все увидят…» А теперь другая история, и тоже про бельё. В одном советском фильме про революцию (название за давностью лет напрочь забылось) героиня Татьяны Дорониной засылалась в тыл врага. По легенде она — аристократка, пробирающаяся к своим, то есть белым. Красный командир для выполнения ответственного задания предлагал ей выбрать любые роскошные вещи: именно так он представлял себе даму из «бывших». Она же попросила грубую простую одежду и непременно дорогое шёлковое бельё. Именно это в итоге её и спасло. Настоящая аристократка не пытается пленить всех и сразу. Ей, по большому счёту, вообще не важно, что думают о ней незнакомые люди, при этом она умеет уважать и слышать их мнение. Центр тяжести её самоценности находится внутри, а не снаружи, ведь только человек, уважающий собственную точку зрения, может безболезненно позволить окружающим иметь свой взгляд на жизнь. Именно эта черта характера позволила выстоять русской аристократии в тяжёлые постреволюционные годы. Они брались за любую работу и умели её делать, не раскисая и не проклиная жизнь и не виня в своих бедах всех вокруг. Внутренняя сила, воспитанная с детства, позволила им не рассыпаться и не потерять себя даже тогда, когда они были изгоями и здесь (как «бывшие») и там (как нищие). Они не растворились в чужой культуре, потому что умели быть, а не казаться. Ни одна позитивная аффирмация не может научить чувству собственного достоинства. Самоценность — это то, что приходится в себе воспитывать действием, тяжёлой и не всегда приятной работой. И начать её никогда не поздно. Быть счастливой и казаться счастливой — вещи совершенно разные. Мне искренне жаль усилий, потраченных адептами позитивной психологии на борьбу с ветряными мельницами. Конечно, в наш технологичный век очень хочется найти чёткую пошаговую инструкцию по получению гарантированного счастья. И если бы я знала, где раздают те инструкции, я бы с вами поделилась, да только нет того чудесного места. К сожалению, все эти ритуалы — всего лишь продолжение магического мышления, свойственного детям и дикарям. Можно нарисовать мамонта, можно попрыгать вокруг него, взявшись за руки, можно даже спеть залихватскую песню, подняв боевой дух племени. А потом придётся действовать, при чём каждому самостоятельно и опираясь на собственные силы, навыки и таланты. И инструкцию о том, как быть счастливой, каждая в итоге пишет свою и для себя.