В «Живом журнале» у меня есть один интерес — недетские детские книги. Помню, меня очень удивило, что такого интереса нет ни у кого. Мне-то казалось, что недетские детские книги должны интересовать каждого родителя и каждому родителю должен быть совершенно понятен этот термин (который, как оказалось, придумала лично я). Так сложилось, что мы с раннего детства много читали детям вслух, и они это очень любят. Ежевечернее чтение — наш обычный ритуал, который нарушается только вследствие крайней усталости, или по обоюдному согласию может быть заменен на просмотр фильма или игру. Бывает, все чаще, что дети готовы заменить его на лишнее время за компьютером, и это для нас тревожный звоночек. В общем, мы читаем детям вслух, регулярно. И поэтому для нас огромное значение имеет репертуар, который они (часто с нашей подачи) выбирают. Если со старшими можно почитать вслух Конан Дойла или Честертона или Булгакова и не заснуть над книгой в тоске, то с младшими сложнее. Выберут какую-нибудь ерунду, которую без дикой зевоты не осилишь, и мучайся неделю. Поэтому в целях собственной психологической безопасности мы всякой ерунды дома не держим. Только хорошие книги, которые интересно читать взрослым. Именно такую литературу я и называю «недетские детские книги». В последний раз, вернувшись с мужем из отпуска, мы стали расспрашивать бабушку, сидевшую с детьми, как они тут жили. И вот бабушка, серьезная пожилая женщина вдруг с восторгом рассказывает о книжке, которую она читала младшей. Ну, говорит, и книга! «Представляете, — говорит, — а госпожа Чистотюлина-то это совершенно я! Я прямо себя в ней узнала, точно так же все скребу, точно так же бегаю с баллончиком за тараканом». Вот это я понимаю, вот это признание авторского таланта! Прекрасно понимаю, что не всякому взрослому понравились бы те книги, которые мы читаем детям; на вкус и цвет, как говорится, товарища нет. Но смысл в том, чтобы читать детям не все подряд, а лучшее, желательно выбирая при этом хорошие издания, которые приятно держать в руках. Лично для меня, как для человека с художественным образованием, очень важны и иллюстрации, поскольку все это влияет на эстетический вкус ребенка, воспитывает (или НЕ воспитывает) его. Так что в итоге к детям в руки попадет то, что прошло нашу родительскую цензуру, в том числе, на художественную ценность (то есть не только содержание, но и форма и оформление). А результатом этого является то, что дети любят читать и умеют выбирать достойную литературу. Но вернемся к недетским детским книгам. Мне кажется, что все лучшие признанные детские произведения, прежде всего, — книги для взрослых. Как так? Да по-разному получается. Кое-что изначально писалось вовсе не для детей, но стало в итоге детской литературой. А большинство произведений, которые одинаково интересны и детям, и взрослым, это просто образцы хорошей качественной литературы, не вымученной по принципу «ах, напишу-ка я сказочку для детишек». Собственно, именно этим грешат современные православные произведения для детей, будь то сказки или благочестивые повести и рассказы. Если мы возьмем любой пример из советской детской литературы, да и лучшие образцы современной (нашей и зарубежной), то увидим, что каждый автор пишет о детях не со стороны, не отвлеченно. Он пишет о себе, о своем детстве, так или иначе о своих переживаниях. Пусть и в образе лирического героя. Или же в героях и их поступках угадываются дети, явно близкие и хорошо знакомые автору. Поэтому книги выходят настоящими, а не «сахарные сопли» столь характерные для православной литературы. Поэтому такую живую литературу одинаково интересно читать и взрослым, и детям. Эти книги обычно многоплановы, и со временем в них удается разглядеть все новые глубины. Чего ты раньше не замечал, а теперь тебе вдруг стало это близко. Это особенно ценно в свете того, что дети склонны перечитывать любимые книги по многу раз. Сами понимаете, если ты им постоянно читаешь вслух, да каждый из детей раз в полгода просит что-то перечитать, да детей не один-два… В итоге некоторые книги мы с мужем читали уже раз по десять. Не поверите — многие из них до сих пор не надоели! Есть, конечно, особенно любимые, которые мы сами предлагаем детям перечитать, если вдруг они встали в тупик перед выбором. Особенно это относится к смешным книжкам, они дают такой заряд бодрости! Например, рассказы про Лелю и Миньку можно читать бесконечно. Или вот возьмите «Дневник фокса Микки» (как раз его, новенькую книжечку взамен потерянной, я и везу сейчас на дачу младшим). Тут тебе и юмор, и ненавязчивая мораль, и прекрасный язык, и философские глубины, понятные только взрослым, и светлая печаль об ушедшем детстве. В хороших детских произведениях есть особенная соль — дети видят и воспринимают один слой повествования, а взрослые — совсем другой смысл, более глубокий, который до времени скрыт от детей. Да и дети, взрослея, перечитывая снова, видят другой, следующий слой, потом следующий и так далее. Зачем далеко ходить за примерами, когда всегда под рукой такие шедевры, как «Хроники Нарнии» или Мумми-тролли? Можно бесконечно это перечитывать — и каждый раз находить новое. Детям не надоедает никогда, а уж нам тем более. А теперь есть и Гарри Поттер, книга, которая растет вместе с читающим ребенком (ее, правда, мы ни разу не читали вслух, как-то не пришлось). Но мне хочется еще упомянуть о менее серьезных произведениях, например, о книгах Эдуарда Успенского, так любимых всеми нами в виде бессмертных мультфильмов. Вот где жизненные глубины-то! Знаете, до фразы мамы дяди Федора «Мне еле-еле сил хватает телевизор смотреть» надо дорасти. Мне она стала вполне понятна и близка только в тот момент, когда я стала регулярно работать. Не буду тут восхвалять прекрасные шутки и юмор с двойным дном в книгах Успенского — мне кажется, это излишне. Читали ли вы когда-нибудь вслух «Чебурашку» или «Трое из Простоквашино», или вообще «Меховой интернат»? Нет? Почитайте обязательно, и вы откроете такие философские пласты наравне со здоровым смехом, что удивитесь сами. Кстати, сам Успенский в одном из интервью как-то сказал, что всегда думает о взрослых, когда пишет детскую книгу — интересно ли будет ее читать родителю. За что ему большая родительская благодарность! К чему я это все веду? В большей степени к тому, что правильная хорошая качественная литература формирует мышление и вкус ребенка, закладывает знания и нравственные основы. Трудно переоценить значение детской литературы для воспитания детей. Но что есть правильная литература? Мне кажется, именно «недетские детские» книги и являются ей. И главный признак, по которому можно узнать хорошее, годное детское произведение — его интересно читать взрослому. А если у вас сводит скулы от чтения той или иной детской книги вслух, бросайте ее. Возьмите то, что интересно читать вам, несмотря на «детскость», и это в 95% случаев обязательно понравится и вашим детям. Совместное чтение хорошей детской литературы вслух — один из самых приятных и полезных способов проведения времени с семьей. Как здорово всем вместе узнавать в образах себя, своих друзей и близких, распределять роли, кто из героев книги соответствует маме, папе и всем остальным. Как прекрасно, когда фразы героев, какие-то выражения из книги становятся в семье крылатыми, и понятны всем, когда появляется в общении своеобразный книжный код. Общий культурный контекст сильно помогает в процессе понимания друг друга, а значит в процессе воспитания. Предлагаю читателям всем вместе составить список книг для чтения с детьми вслух. Я начну: Т. Янссон — все о Мумми-троллях; К. С. Льюис — «Хроники Нарнии»; детские произведения Ю. Коваля; рассказы В. Драгунского; Э. Успенский — «Чебурашка», «Трое из Простоквашино», «Меховой интернат»; Г.Остер — «Сказка с подробностями»; А.Линдгрен — Эмиль из Леннеберги», «Пеппи Длинныйчулок»; М.Зощенко — «Про Лелю и Миньку». Добавляйте!