Как было бы прекрасно, если бы можно было делать в жизни все, что хочется, и без последствий. Говорить, что хочется, не задумываясь о том, кто что подумает, на кого как подействуют твои слова. Было бы значительно проще жить: не надо фильтровать, не надо излишне задумываться, не надо ограничивать себя… Но увы. А может быть, и не увы, не уверена. Но точно знаю, что умение сдерживаться и тщательно подбирать слова в разговоре, а также задумываться, прежде чем что-либо сказать — очень важное и нужное, базовое. Периодически каждого из нас жизнь ставит в жесткие рамки. В том числе и относительно произносимого нами. Будь то условности этикета или профессионального сообщества, будь то особенности общения с теми или иными людьми. Когда ты привык «гнать» не задумываясь и совершенно не фильтровать свои слова и высказывания, так как находишься в комфортной и дружественной среде, периодическое общение в ином круге очень отрезвляет. А уж общение с «тонкокожими» людьми вообще становится школой сдержанности и обуздания языка, который в обычное время как помело. Общаясь с людьми тонкой душевной организации, или даже с людьми просто мнительными и обидчивыми (а это тяжелый крест, скажу я вам, быть мнительным), учишься обуздывать себя лучше, чем в какой-либо другой ситуации. Хочешь не хочешь, а приходится взвешивать каждое слово. Потому что ты понимаешь — твое слово может человека ободрить и придать ему сил, а может и убить, лишить на долгое время душевного равновесия, подорвать веру в себя. А ты ведь почти всегда при этом хочешь «как лучше». Только оказывается подчас, что твои веселые шуточки (которые проходят в другое время в другом месте на ура) обидели и расстроили, а добрые советы от души просто пришибли человека… Все обдумываю историю, которую услышала от такого вот «тонкокожего»: после преждевременных родов, в которых погиб ребенок, женщина находилась в тяжелом душевном состоянии, что понятно. Практически все окружающие чутко к ней отнеслись, сопереживали, старались утешить и приободрить, не дать ей потерять надежду, поддержать веру в то, что все еще будет (это было важно для нее на тот момент). Но нашелся один врач, который как-то высказался в таком ключе: «Хватит уже ныть, одним дано, а другим нет». Сколько бы ни было положительного вокруг этой женщины, в памяти отпечатались именно эти слова. Десять лет она даже помыслить не могла о том, чтобы забеременеть снова, такой был страх, такое неверие, такая травма. Одна фраза, одна… Если задуматься, сколько таких непоправимых слов говорим мы за свою жизнь? Не знаю, как вы, но мое помело мелет порой быстрее, чем голова думает. И как же я жалею о как минимум половине слов, сказанных в моей жизни! Порой прямо хочется вырвать грешный мой язык! А ведь большинство из этих слов были сказано не сгоряча, не просто так, а от чистого сердца, от души. Помните, в «Волшебной зиме» был такой персонаж — бодрый хемуль-спортсмен, который от души всех хотел приобщить к здоровому образу жизни? Он не был злодеем или махровым эгоистом, он просто хотел ВСЕМ как лучше. Чтобы все построились и дружно начали заниматься спортом, веселиться и любить холод, потому что это же полезно. Хемуль (мне очень хочется его оправдать хоть немного) думал просто, в лоб — раз мне хорошо, значит, будет хорошо и другим. Вот этот хемуль — я. Самое печальное в том, что это я осознала в полной мере совсем недавно. Кому с чем приходится бороться в своей жизни, а лично мне с тем, чтобы перестать всех чесать под одну гребенку. Все время приходиться напоминать себе известную пословицу «что русскому хорошо, то немцу смерть». Жизнь, правда, сама вносит коррективы, не дает развернуться бодрому хемулю в полную силу. Муж у меня интроверт и флегматик, у детей тоже у всех разные характеры, за что некоторые из них и страдают всю жизнь рядом с толстокожей мной. Зато и воспитываем друг друга, они закаляются в борьбе, а моя кожа благодаря им становится тоньше и чувствительнее. Как и у хемуля в книжке, появляются какие-то проблески сознания, и все чаще рождается вопрос: «А правильно ли я поступаю»? Каждый человек ответственен за свои слова, за все, даже сказанные просто так, без умысла. Жаль, что понимание этого приходит далеко не сразу и успеваешь наделать массу ошибок. А теперь хочется все время предостеречь своих детей от того, чтобы не говорили пустого, чтобы не произносили непоправимых слов даже в шутку. Но наша христианская ответственность простирается еще шире, от нас, от наших слов часто зависит, как человек воспримет веру, Церковь, приблизится он к Встрече или наоборот, отдалится. Понятно, что главное не слова, а дело, личный пример. И все же неосторожное, неправильное слово может отвратить человека от веры очень легко. Так что мысль о том, что молчание золото, и тут актуальна. Лучше не говорить ничего, чем сказать абы что или вовсе что-то неверное. Но иногда молчать не получается, надо говорить. Выслушивать человека, служить ему жилеткой, нравится тебе это или нет, утешать и даже давать советы. И вот тут начинаются сложности. Нет, некоторые люди сложности никакой не видят, они всегда готовы дать совет, и не один. У них всегда готов целый мешок советов на все случаи жизни. Неважно, что после них порой жить не хочется, неважно, что «осчастливленный» человек чувствует свою полную ничтожность — все ведь сказано правильно, «православно», от Писания. Примерно так же происходит и с советами в стиле «а вот я тебе дам одну очень хорошую книжку почитать, там все сказано», после чего человеку вручается что-нибудь неудобоваримое для невоцерковленного ума. Буквально свежий пример — дали человеку почитать полезную книгу, автор святой, все прекрасно. А вызывает эта книга в итоге ощущение настолько полной ничтожности и вслед за этим такую глубину уныния, что выходит не польза, а ужасный вред. Заметьте, намерения были самые благие, но про них мы все с вами прекрасно знаем, куда они ведут. Одних благих намерений определенно недостаточно, чтобы хотя бы не навредить человеку. Тут еще и разум надо включать. А чтобы еще и помочь, надо подключать и душевные ресурсы, именно это обычно труднее всего сделать, да и неохота их тратить. Но если уж подходить к делу со всей ответственностью, то выложить свои душевные ресурсы придется. Так сложилось в жизни, что мне часто приходится служить жилеткой и настолько же часто приходится давать советы. Со временем у меня сложились несколько правил, которых надо придерживаться, чтобы хотя бы не навредить (а в идеале принести пользу). Итак, правило первое и самое главное — никогда не давать совета, если его не просят. Если это правило выполнено, можно руководствоваться остальными. Всегда напоминать себе, что перед тобой не зеркало, а другой человек, отличный от тебя. Поэтому давать совет, руководствуясь тем, что лично для тебя то-то и то-то было хорошо, не годится. Нужно как можно более трезво и отстраненно взглянуть на ситуацию и по возможности владеть максимумом объективной информации. Не давать совета, если тебе нечего сказать по этому вопросу. Вот так честно и признаться: я, мол, совсем не знаю, как тут поступить. В крайнем случае можно подумать вместе с человеком, не подталкивая его к принятию решений, а просто размышляя с ним над проблемой коллективно. Не врать и не угождать, не давать советов сгоряча или основываясь на эмоциях. Стараться быть максимально объективным и беспристрастным. Пусть ваш совет лучше не понравится, чем будет необъективным. Не накладывать бремена неудобоносимые, это как-то особенно характерно для православных советчиков. В том числе не давать неподготовленным людям читать трудные книги. Всегда есть митрополит Антоний, от него в уныние точно не впадешь! И самый главный совет всем дающим советы: каждое свое слово ты должен быть готов поддержать делом. Даешь совет человеку заниматься спортом — будь готов посодействовать делом. Советуешь сходить на исповедь, помоги подготовиться, вовремя придти, поддержи, подбодри. И так во всем. Тогда советы будут приносить пользу. А пустые слова не имеют никакого веса, только то, что может быть подкреплено делом!