Какие женщины для вас символизируют Италию? Наверное, первыми придут на ум актрисы Анна Маньяни, Софи Лорен, Моника Беллуччи… Но есть и другие, изменившие не только свою страну, но и современную жизнь к лучшему благодаря своему упорству, таланту, уму… Кто же они? Знакомьтесь — педагог-психиатр, нейробиолог, астрофизик, первая женщина в мире с высшим образованием и основательница итальянского феминистического движения, все — дочери Апеннин. Имя Марии Монтессори (1870—1952), педагога и медика, в России знакомо многим: она разработала метод воспитания детей, предоставляющий им свободу выбора, который известен и успешно применяется и в нашей стране. А что мы знаем непосредственно об его авторе? Мария Монтессори хотела стать инженером, но поскольку такая профессия была прерогативой исключительно мужчин, она стала медиком, специалистом по психиатрии. Работала в психиатрической клинике со взрослыми, но, переключившись на воспитание содержащихся там же детей, вскоре открыла в Италии несколько так называемых Case dei Bambini, Домов для Детей, для вполне обычных ребятишек. Воспитанники доктора Монтессори отличались спокойным нравом и прекрасным поведением — и без премий и наказаний, так привычных для «традиционной» Италии. Неудивительно, что многие специально приезжали посмотреть на Case dei Bambini, чтобы своими глазами убедиться в чуде метода Монтессори. Тем временем автора этого метода начинают публиковать, приглашать на международные конгрессы, следуют мировая слава и титул той, кто «освободил» детей, повсеместно отрываются школы, где следуют методу итальянского психолога. Но в преддверии Второй Мировой Войны и Гитлер, и Муссоллини принимают решение закрыть школы Монтессори, а сама она перебирается в Амстердам. Война застанет Марию Монтессори в Индии, куда она отправилась проводить семинар, и до самого конца конфликта она с сыном останется в «заложниках» у англичан. По окончанию войны Мария Монтессори возвращается в Италию, где ее торжественно принимают в парламенте. Современный мир обязан этой итальянке новаторским методом воспитания детей: она стала первой, кто отказался от традиционных приемов педагогики, поскольку, по ее мнению, вместо того, чтобы стимулировать детский потенциал, они, наоборот, его подавляют. Рита Леви-Монтальчини (1909—2012), еще одна великая итальянка, тоже, подобно Марии Монтессори, посвятила себя медицине, но с несколько другой стороны. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1986 года, она была выдающимся нейробиологом своего времени, посвятив свою жизнь исследованиям NFG, протеина, стимулирующего рост нервных клеток. Среди близких Рита была известна своими неожиданными, порой резкими высказываниями («мне мало интересно есть и спать»), бесшабашным стилем вождения автомобиля (она научилась водить, сев за руль спускающейся с холма машины со сломанными тормозами) и неизменным стилем — длинными платьями с высоким, застегнутым на все пуговицы воротничком, камеей с флорентийской лилией и ухоженными седыми волосами, собранными в высокую прическу. Кроме любимой работы, ее страстью были цветы, которые она разводила на своем балконе в Риме: белые и желтые розы, азалеи, ирисы, орхидеи, цикламены, пуансеттии, бугенвиль. Телевидение и музыка интересовали Риту примерно так же, как еда и питье — она лишь изредка слушала Баха и Бетховена, как и ела лишь раз в день, в обед. Маргерита Хак (1922—2013) — еще одна итальянская женщина-ученый, чьим именем назван астероид 8558, женское лицо астрономии, астрофизик и популяризатор науки, источник вдохновения для многих молодых женщин страны, кавалер (в возрасте девяноста лет) Большого креста за заслуги перед Итальянской Республикой. Ей принадлежат емкие высказывания о науке, вселенной, религии: (об Италии) «В нашей стране, когда надо урезать бюджет, то урезают культуру и науку, по всей видимости, считая их ненужной роскошью»; (о других формах жизни) «В нашей галактике четыреста миллиардов звезд, во вселенной — более ста миллиардов галактик. Полагать, что, что мы одни единственные, очень необоснованно»; (о вере) «Вина Евы заключалась в том, что она хотела знать, изучать, самостоятельно экспериментировать с законами, по которым существуют вселенная, Земля, собственное тело, в том, что она отказалась от навязываемых знаний, одним словом, Ева представляет собой любопытство науки как противопоставление пассивному принятию веры». Если имена первых трех итальянок, возможно, были известны многим и за пределами их родины, то, по всей вероятности, имя Елены Лукреции Корнаро Пископия (1646—1684) вряд ли окажется знакомым кому-то. А между тем эта итальянка — первая женщина в мире, получившая высшее образование. Помимо статуи в Университете Падуи и мемориальной доски на доме на Canal Grande в Венеции, где она родилась, ей посвящены… кратер диаметром 26 км на планете Венера и витраж в библиотеке Vassar College в городе Poughkeepsie (NY), США. Пятая из семи детей в семье дворянина и простолюдинки, она рано продемонстрировала жажду к знаниям и большую эрудицию. В 1665 году всего лишь в возрасте 21 года она бросает вызов традициям тех времен: становится монахиней-бенедиктинкой как отказ от фривольности венецианского общества, но продолжает жить дома и посвящает себя науке. Она знает латынь, греческий, французский, английский и испанский языки и учит иврит, изучает философию, теологию и математику. После первого публичного диспута дочери о философии на греческом и латыни, ее отец делает попытку записать ее в университет Падуи на кафедру теологии. Но епископ Падуи Gregorio Barbarigo возражает, что «негоже учить женщину» и что это «сделает из них посмешище во всем мире», поскольку «женщина ниже мужчины и неспособна на сложные умозаключения». Отсюда возникает конфликт между епископом и семьей Елены, который в итоге разрешается компромисом: 25 июня 1678 года молодая женщина получает диплом, но не в теологии, а в философии, хотя ей и запрещают — будучи женщиной — вести преподавательскую деятельность. Следующие шесть лет она занимается исключительно научной работой и умирает в возрасте всего лишь 38 лет в Падуе. Подобно тому, как Елена Лукреция, несмотря на половую дискриминацию, посвятила свою жизнь науке, ее соотечественница Анна Мария Моццони (1837—1920) всю свою жизнь боролась за равноправие женщин. Основоположница феминистического движения Италии родилась в буржуазной семье Милана и получила блестящее для женщины того времени образование. Первые феминистические идеи у нее появляются после окончания колледжа для выходцев из благородных семей, из которого она вынесла и глубокое неприятие традиционных форм образования. Анна Мария предпочла продолжить обучение самостоятельно, читая Плутарха, Бальзака, Санд… Возможно, тогда у нее рождаются мысли о неравенстве полов в Италии — в будущем Анна Мария проведет весь отпущенный ей на земле срок в борьбе за предоставление слабому полу права голосовать. В 1906 году вместе с нашей первой героиней Марией Монтессори Анна Мария подписывает петицию за предоставление женщинам права голоса, переводит на итальянский труды зарубежных деятелей феминистического движения, активно пишет сама для журналов гарибальдисткого толка и пропагандирует равенство полов. Вот так описывала Анна Мария положение женщины в современной ей Италии: «для нее правила, но не дле нее обучение; для нее жертвы, но не для нее работа; для нее суровая добродетель, но не для нее почести; для нее конкуренция в семейном лоне, но не для нее даже возможность раполагать самой собой…» К слову, право голосовать итальянки получили лишь в 1948 году. Несмотря на усилия знаменитых соотечественниц, в Италии до сих пор дискриминируют их сестер-женщин, как на работе, так и в учебе, но это — уже совсем другая история. В качестве главного изображения использована картина художника Стрино Джиани