Труднее всего говорить о вещах очевидных, о которых всем вроде бы известно. Но чем сильнее навязла в зубах истина, тем проще бывает грубо её попрать. Все полезные тексты для родителей охватывают ограниченное количество тем, которые каждый раз обсуждаются на свежих примерах. В связи с этим мне вспоминается анекдот о фармацевте, сетующем на то, как трудно придумывать всё новые и новые названия для старых, проверенных временем лекарств. Сколько было сказано о том, как вредно выполнять за детей посильную им работу, и всё равно, несмотря на родительскую бдительность, чада находят способ уклониться от неприятной деятельности. В итоге оказывается, что кто-то всю жизнь избегает обуви со шнурками, кто-то неразборчиво пишет, а кому-то невыносимо трудно содержать в порядке платяной шкаф. Любая из подобных привычек совсем не катастрофа, но делает её обладателя уязвимее и слабее. Любой стоящий на стороне правды человек рискует превратиться в назойливую муху или стать чем-то вроде протекающего крана. Всегда есть опасность того, что дверь внимающего закроется перед ним: капай себе, сколько хочешь, только не на мои мозги. Поэтому, чтобы в очередной раз поговорить о чём-то важном, аргументы необходимо красиво преподнести, вкусно подать, ярко проиллюстрировать. Что ж, возьмёмся за это дело вновь. Итак, как же всё-таки сделать ребёнка самостоятельнее? А вы послушайте волшебный рассказ Валентина Петровича Катаева. Одна девочка очень любила варенье. Она кушала его с блинчиками, намазывала на булочку и просто доставала из банки ложкой. Но вот пришло время, и девочка узнала потрясающую вещь: варенье готовится из ягод, которые растут на лесных опушках. Сгорая от желания поучаствовать в сборе земляники, она в первый раз отпросилась у мамы по ягоды. Та с радостью дала дочери кувшинчик и проводила её вместе с другими детьми на земляничную полянку. Девочка растерялась, да и, признаться, привыкла уже к мысли, что варенье можно доставать ложкой из банки. А тут нужно наклоняться низко-низко и приговаривать: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится». Не так всё просто и увлекательно, как казалось. Но сказка на то и сказка: тут же появился предупредительный старик-боровик, коренной лесовик с волшебной дудочкой, которая заставила ягоды выглянуть из-под листьев. Но – что бы вы думали? — он дал девочке эту дудочку только в обмен на кувшинчик! Девочка полюбовалась покрасневшей от ягод полянкой, а потом, радостная, побежала к лесовику за кувшинчиком. Но, увы, когда она возвратилась с кувшинчиком на полянку, ягоды успели спрятаться. Девочка снова побежала за дудочкой и опять оставила взамен кувшинчик… По обычаю сначала поработаем над поделкой, а потом поразмышляем на заданную тему. Давайте изобразим банку с вареньем. Для этого приготовим: бумагу формата А4, плотную офисную, – цветную бумагу, – ножницы, клей-карандаш, – жёсткую кисть, – гуашь, тарелку и половинку маленького яблока. Для начала от листа плотной бумаги отрезаем всё лишнее, чтобы его форма начала напоминать банку: снизу просто округляем уголки, а сверху вырезаем «плечики» и горлышко банки. Потом из цветной бумаги, сложенной в несколько раз, вырезаем ягоды земляники (каждый раз их будет получаться несколько) и приклеиваем получившиеся изображения внутрь банки. Для украшения горлышка из половинки тонкого листа А4 или цветной бумаги делаем ажурную салфетку по той же технологии, по которой вырезают снежинки. Внимание: обрабатывать нужно только край. И так как наша баночка плоская, от салфетки пригодится лишь четверть. Если хочется поработать красками, то тогда отрезаем половинку яблока и пользуемся ей как печатью. Перед каждым оттиском печать нужно снова закрашивать с помощью кисточки. Не варенье, а загляденье! Теперь расшифруем педагогические намёки, которые нам предлагает сказка. Первый вопрос, что приходит в голову не только детям, но иногда и родителям: разве жалко было доброму волшебнику дать девочке дудочку вместе с кувшинчиком? Вовсе не жалко, но девочке было достаточно посмотреть на ягодные опушки, чтобы точно знать, где стоит наклоняться, а где не стоит. Такая помощь вполне справедлива, ведь время счастливого неведения для девочки уже прошло. Гриб-лесовик с помощью волшебной дудочки выполнил за маму один педагогический приём: задействовал зону ближайшего развития. Вместе с дудочкой девочка научилась искать ягоды, видеть их под определёнными листьями, а потом уже стала справляться сама. Второй важный момент, о котором рассказывает нам «Дудочка и кувшинчик». Чтобы ребёнок запомнил алгоритм действий, большую задачу нужно разделить на несколько мелких шагов. «Разуйся, повесь курточку в шкаф, вымой руки и причешись», — ни один малыш не запомнит такую тираду при всём желании. И он не ленится, не балуется и не смеётся над вами, просто в его голове ещё не выстраивается в стройную цепочку такое количество действий. Это всё равно как нам сложить пять двузначных чисел, а потом извлечь корень из полученного результата без калькулятора. Поэтому-то объяснение «одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится» сразу и не сработало. Навык деления работы на несколько этапов никогда не теряет своей актуальности, поэтому на это нужно обратить особое внимание. Как сделать покупки, добраться до музыкальной школы или погладить рубашку — каждая из этих задач поддаётся дроблению на несколько мелких. Каждый этап по очереди мы сначала помогаем сделать, а потом лишь наблюдаем за тем, как с делом справляется ученик. И, пожалуйста, не превращайтесь в волшебные дудочки, работающие без пауз! Потому что во взрослой жизни никаких волшебных дудочек не встречается.