Читайте также: Взаимоотношения школы и семьи: сотрудничество или противостояние? Мы продолжаем публиковать отрывки из книги «Мама, перестань читать нотации! И ты, папа, тоже!» греческого педагога и организатора «школы родителей» Кики Дзордзакаки-Лимберопулу, перевод которой выполнен монахиней Екатериной специально для портала Матроны.РУ. Одна из самых больших проблем, подстерегающих детей на учебных занятиях, — это организация рабочего времени и пространства. Некоторые ребята всю вторую половину дня пытаются делать уроки и в итоге почти ничего не успевают. Они бродят из одной комнаты в другую, спрашивают, кто позвонил по телефону, им хочется пить, есть, они то и дело посматривают телевизор, пишут друзьям в социальных сетях, встают из-за письменного стола и вновь за него садятся, но, в конце концов, оказываются абсолютно не в состоянии сосредоточенно и эффективно заниматься. Учебные занятия — это процесс, связанный с такими качествами, как концентрация ума и внимания и целеустремлённость. Для того чтобы он проходил успешно, необходимо благоприятное сочетание внешних факторов и личных качеств учащегося. Родители могут помочь с организацией рабочего пространства и времени. Режим дня и график выполнения домашних заданий, составленный ребёнком с помощью родителей, — это своего рода его обещание стать более собранным и сосредоточенным. По возвращении из школы после еды и небольшого отдыха ребёнок может садиться за уроки. Заранее родителям и ребёнку желательно договориться, что инициатива будет за ним. Он не будет ждать напоминаний со стороны кого-нибудь из взрослых, что пора бы уже начать заниматься, поскольку таким образом теряется всякий смысл наших попыток научить его самостоятельности и чувству ответственности. К тому же когда мы кому-то напоминаем о его обязанностях и работе, в нём нередко пробуждается чувство противоречия, сопротивление, и он бессознательно делает вид, будто не слышит, или же постоянно говорит: «Сейчас, сейчас». Этот ответ автоматически создаёт атмосферу неприятия и раздражения и чаще всего вскоре оборачивается ссорой. Мы можем только посоветовать своему чаду, что было бы лучше начать с уроков, которые он считает наиболее сложными и которые не очень ему нравятся. Все мы испытываем немалое облегчение, когда заканчиваем тяжёлую или скучную работу. Такое же чувство появляется и у детей. Когда они справятся с трудными заданиями, всё остальное им покажется лёгким и простым. Для того чтобы занятия были результативными, необходимы системный подход к выполнению поставленной задачи и метод. Важные вспомогательные «инструменты» любого школьника — простой карандаш, маркер и блокнот или бумага для черновиков. Даже для усвоения устных предметов — истории, литературы, географии и пр. — недостаточно пробежать страницу взглядом. Только очень опытный старшеклассник или студент может что-то выучить подобным образом. А ребятам младшего и среднего школьного возраста лучше подчёркивать карандашом или выделять фломастером ключевые фразы, читать текст вслух несколько раз и записывать. То же самое надо делать с именами, названиями и датами, а также со словами, выделенными жирным шрифтом. После этого, не глядя в текст, желательно пересказать его своими словами, пользуясь записями в блокноте. Вначале дети не хотят применять этот метод, противятся ему. Но если убедить их использовать его в течение нескольких дней, то дети с удивлением обнаружат, что это не простая трата времени, как им раньше казалось. Этот метод помогает сэкономить время и усилия. К тому же ученик чувствует себя более уверенным: даже если он плохо помнит содержание, у него всё же получится ответить на вопрос учителя, о чём сегодняшний урок. Бывает, конечно, что ребёнок столь внимателен в классе и у него такая хорошая память, что он запоминает весь материал на уроке, со слов учителя, и ему не надо даже делать домашнее задание, но подобные случаи всё-таки составляют исключение из правил. Объясните ребёнку, что учёба — сложный процесс, который становится эффективнее, если в запоминании материала участвует как можно больше органов чувств. Расскажите, что есть три типа памяти: акустическая, механическая и зрительная, и достаточно редко встречаются «чистые» типы, чаще всего происходит их смешение. Есть люди, которые хорошо запоминают акустически-зрительным путём, другие — зрительно-механическим образом, третьи — акустически-механическим способом. Поэтому полезно для запоминания прочитать вслух текст, чтобы глаза увидели и уши услышали, а затем выписать название и основные мысли, что активизирует механическую память. До окончания начальной школы ребёнку трудно выделять основные мысли. С вашей помощью ему будет легче привыкнуть подчёркивать имена, названия, правила, текст, выделенный жирным шрифтом, а также слова, смысл которых он не понимает. И здесь начинается ещё один очень важный процесс, который взрослые и дети нередко упускают из виду. Толковый словарь, подходящий ребёнку по возрасту, обязательно должен стать его настольной книгой, и одна из задач родителей — постепенно приучить маленького школьника им пользоваться. Словарь станет ученику помощником, который будет объяснять ему сложные слова и понятия. Возможно, вначале ребёнку покажется, что пользование словарём — это лишняя трата времени. Но можно вместе с ним поиграть в игру — листая словарь, находить смешные или странные слова, и ребёнок в скором времени начнёт это делать сам и подружится со словарём. Грамотный человек — это не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто в состоянии понять и тщательно проанализировать разные виды письменной и устной речи. Это понимание — сложный процесс, который развивается со временем, и не только с помощью школьных занятий, но, что гораздо важнее, благодаря личным усилиям самого ребёнка. Готовые знания часто в одно ухо влетают, а из другого вылетают, дети плохо запоминают их, а если даже они ненадолго задерживаются в памяти, то не вызывают практически никакого интереса. А знания, которые ребёнок получает и добывает самостоятельно, обретают особенную ценность и значительно лучше закрепляются в памяти. Самое сложное — убедить ребёнка начать собственное исследование. Математика и родной язык — самые важные предметы в начальных классах. Но иногда, по разным причинам, ребёнок может почувствовать к ним страх или антипатию. Если родители и учителя вовремя не заметят у него подобных чувств и не отреагируют правильно, они, вероятнее всего, очень скоро закрепятся и превратятся в настоящую проблему. Страх и антипатия мешают ребёнку сосредоточиться, в результате накапливаются пробелы, о которых он никому не рассказывает. Через некоторое время пробелы становятся настолько большими, что ребёнок разочаровывается и забрасывает окончательно эти предметы. Наше собственное отношение к учёбе и, особенно, к «основным» предметам должно быть положительным и поддерживающим. Лучше не рассказывать детям, по крайней мере, ученикам младших классов, о негативном опыте, который пришлось в своё время пережить в школе. Неплохо было бы также избегать обобщений и расплывчатых замечаний, например, «третий класс очень тяжёлый», «математика в пятом классе совсем не по возрасту», «нет предмета сложнее, чем “Риторика”». Подобные речи не имеют серьезных оснований, зато без всякой на то причины создают атмосферу беспокойства и тревоги. Все школьные предметы соответствуют возрасту и восприятию детей, но, разумеется, требуют усидчивости и усердия. Многие дети просят помощи у взрослых, когда делают, например, математику или физику, и утверждают, что не знают, как решить ту или иную задачу, ещё до того, как прочитали условие. Терпеливо попытаемся убедить ребёнка прочитать условие и выписать все данные на отдельном листе бумаги, чтобы понять, что дано и что требуется. А затем попросим его подумать, какой закон, формулу или теорему необходимо, по его мнению, применить в данном случае. Тогда и задача покажется ему более лёгкой. Желательно приучать ребёнка к чтению книг вслух, а затем обсуждать с ним прочитанное. Таким образом он постепенно приобретёт навыки выразительного чтения. Человек, понимающий смысл текста, в состоянии прочитать его с выражением. Монотонное, невыразительное и эмоционально не окрашенное чтение выявляет поверхностный, неглубокий подход к тексту. Если мы хотим помочь ребёнку хорошо знать орфографию, можно играть с ним вместе в игру в слова. Выбираем какие-нибудь случайные слова из книг, журналов или словаря и спрашиваем, что пишется: ы или и, о или а, с или з. Потом ребёнок выбирает слова и спрашивает нас. Ещё очень полезно запоминать слова и затем писать их по памяти, можно даже устроить соревнование — кто быстрее и лучше запомнит написание тех или иных слов. При этом, конечно, лучше выбирать слова посложнее. Уже с первого класса детям полезно иметь энциклопедию, соответствующую им по возрасту. Конечно, мы всегда должны быть готовы вместе поискать информацию, которая необходима нашему ребёнку, объяснить ему простыми словами то, что он не понимает, и, если это необходимо, сделать краткое изложение прочитанного материала. Словарь и энциклопедия самым непринуждённым и естественным образом помогают ребёнку подружиться с учёбой, начать собственное исследование мира и открыть радость познания. К тому же они расширяют кругозор ребенка, и со временем он обнаружит, что существует множество точек зрения насчёт любых теорий и законов нашего мира. Разумеется, немалую роль в этом процессе играет то, насколько доступно учитель объясняет материал. Есть учителя, которые преподают свой предмет так, что он становится интересен и понятен практически каждому. «В наше горное село в шестидесятых годах приехал по распределению один замечательный учитель. Он внушил нам такую сильную любовь к литературе и, в целом к письменному слову, что, когда мой отец приносил домой рыбу, завёрнутую в газетные листы, я аккуратно очищал их и, несмотря на рыбный запах, прочитывал с трепетом и волнением. А если к тому же листы были не из газеты, а из “Почтальона”, известного журнала той поры, моя радость была неописуемой!» Харилаос, 58 лет Сегодня уже понятно, что школа — это не просто здание, дидактические материалы и школьное оборудование. Ведь все эти предметы бездушны и без вдохновения, и таланта преподавателя абсолютно бесполезны. Школа — это хороший учитель, который по-настоящему любит свою работу и тех, кого он учит, который способен буквально преобразить ребят, поменяв их жизненный путь и превратив их из равнодушных, рассеянных и нерадивых мальчишек и девчонок в хороших учеников, желающих не только улучшить успеваемость и поведение, но, прежде всего, стать сильными и добрыми людьми. Обращаясь к предыдущему примеру, задумайтесь, какими материальными средствами и оборудованием мог располагать учитель горной деревушки? Абсолютно никакими. Но у него были почти безграничные личные возможности: внутренний огонь, вдохновение, любовь к своим ученикам и желание передать им радость учения. Источником силы, которая взбудоражила детей этой деревни, была незаурядная личность и глубокая заинтересованность учителя. Счастливые те ребята, которые за одиннадцать лет школьной жизни встретят хотя бы одного такого преподавателя! Многие из нас вспоминают с умилением и любовью какого-нибудь учителя, который с интересом и вниманием к нам относился, всегда был готов помочь в любых сложных ситуациях и вдохновлял на подвиги и усилия. И точно так же ничем не заглушить гнев и антипатию к преподавателю, который выказывал жестокость или был равнодушным по отношению к ученикам. «В девятом классе я была отличницей по гуманитарным предметам, а со всеми остальными практически не справлялась. В июне я провалилась по математике и физике. Мне не хотелось пересдавать их в сентябре, и я решила уйти из школы. Тогда мне позвонил по телефону наш филолог. Он сказал, что очень уважает меня и верит в мои силы. В конце разговора он попросил пообещать ему, что в сентябре я пересдам всё, что нужно, и продолжу учиться в школе. Этот разговор столь сильно меня взволновал, а его слова так польстили мне, что я занималась всё лето, и в сентябре мне поставили “4” по математике и “5” по физике. Я продолжила учиться в школе, и стала круглой отличницей». Иоанна, 39 лет «Когда я учился в гимназии, то был очень непослушным. Особенную радость мне приносило то, что я умел срывать уроки и выводить из себя учителей. Однажды я принёс на урок истории транзистор, включил его тихонько и спрятал в свою парту. Учитель давал урок, прогуливаясь между рядами. Он услышал звук радиоприёмника и, ни на секунду не прекращая рассказывать, наклонился, поднял крышку моей парты, достал его, открыл окно, посмотрел, нет ли кого-нибудь внизу, и выбросил мой транзистор со второго этажа! Всё это меня так сильно впечатлило, что с тех пор я стал куда более сдержанным в шалостях». Василий, 38 лет