Жития бывают разные. Как мы уже знаем, некоторые из них буквально типовые, словно скроенные по одному лекалу. Но есть такие, которые даже из этой череды «одинаковых с лица» выделяются совсем уж запредельным и непонятным современному разуму поведением. Лично для меня, например, таким является житие святой первомученицы равноапостольной Фёклы.

Вначале всё привычно: живет себе языческая девица Фёкла, восемнадцати лет от роду, редкая красавица и умница, невеста знатного и богатого юноши. В какой-то момент в город приходит с проповедью апостол Павел со спутниками, девушка слышит Слово Божие, принимает Христа в свое сердце и страстно желает стать Его невестой, сохранить девство. Она настолько впечатлена услышанным, что на несколько дней забывает о еде и пище, только лишь внимая апостольским речам. Это видит мать Фёклы, язычница по имени Феоклия. Она обрушивается на дочь с градом упреков, а потом отправляется к Фамиру, своему предполагаемому зятю, и сообщает ему о том, что с его невестой происходит что-то не то.

Юноша бросает все дела и бежит к ней, но Фёкла «ни о чём не хотела говорить с ним; даже и смотреть на него она не желала, ибо в своем сердце носила иного Жениха. (…) Когда же Фамир хотел насильно обнять и поцеловать ее, она плюнула ему в глаза и вырвалась из его рук. Тогда мать пришла в ярость и стала бить ее, а Фамир, сильно опечаленный, пошёл к князю с жалобой на апостола Павла». Лично я, исходя из простой человеческой логики, не понимаю в данной ситуации такую вещь: разве не стоит счесть логичным поведением бедного язычника, у которого невеста вдруг так откровенно сходит, на его взгляд, с ума?

С точки зрения духовной Фёклу можно понять — она увидела всю мерзость своей прежней жизни, ужаснулась и отшатнулась от нее, решив разорвать все старые связи, но разве доступно такое понимание еще вчера любимому, а ныне так резко отвергнутому жениху? Быть может, несколько добрых слов послужили бы для него миссионерской проповедью, а внезапное гробовое молчание и тем более плевки в глаза вряд ли способствуют доброму отношению к новой вере своей возлюбленной.

Не меньшего понимания, надо сказать, заслуживает и мать: в конце концов, практически любая религия требует почитания родителей, не уточняя их религиозную принадлежность, — а тут бедная женщина вдруг оказывается брошенной своей дочерью, которая одномоментно отвергла всё старое, чтобы идти в жизнь новую. Мало кто способен такое вместить, особенно при ранее описанном «музыкальном сопровождении».

Так или иначе на основании жалоб близких Фёклы апостол Павел был арестован и брошен в темницу, куда, под покровом ночи, подкупив стражей, проникла новая христианка, чтобы снова и снова внимать словам апостольской проповеди. Вскоре ее домашние снова спохватываются, исчезнувшую девицу находят у ног проповедника в тюрьме, после чего Павла влекут на суд с криками, что он волхв и с помощью неизвестного великого волшебства очаровал Фёклу, а следовательно, достоин казни. Во время судебного процесса девушка хранила молчание, но ее мать злилась и ярилась за десятерых, в результате дойдя до того, что стала требовать казни собственной дочери. Не сумев найти состава преступления в действиях апостола, князь просто изгнал его из города, а вот Фёклу, уступив требованиям ее матери, приговорили к сожжению. И вот с этого момента начинаются чистые и неоспоримые чудеса.

Святая Фёкла сама всходит на приготовленный костер — и огонь горит вокруг нее высоким кольцом, не опаляя и не повреждая, а потом проливается сильный ливень с градом, который полностью уничтожает место сожжения. Толпа на площади разбегается, а Фёкла оставляет родные места и устремляется на поиски своего учителя, святого апостола Павла, за которым затем следует в Антиохию. В этом городе девушку ожидает новое испытание: некто Александр воспылал к ней страстью, причем такой сильной, что ему совершенно не удается держать себя в руках. В какой-то момент Фёкла не выдерживает и, после того как Александр пытается пылко обнять ее на глазах толпы народа, обращается к нему с речью: «Не принуждай меня, странницу, не принуждай меня, рабу Божию, я отказалась от жениха, могу ли я согласиться на твое желание?»

Влюбленный приходит в ярость и ведёт девицу к правителю города, а я снова задаюсь вопросом: почему любимый некогда жених не был удостоен хотя бы подобных слов, а просто был одарен презрительным молчанием?..

Князь Антиохии приговаривает Фёклу к растерзанию дикими зверями, вменив ей в вину две вещи: веру во Христа и категорический отказ от брака при том обстоятельстве, что она молода и дивно хороша собой. На ночь перед казнью девушку отправляют в дом местной жительницы по имени Трифена, а наутро отводят на место казни. Конечно, звери не трогают святую, народ поражается и рождает версию, что виной тому чары, наложенные на одежду Фёклы. Мероприятие переносят на следующий день, девицу снова отправляют к Трифене (результатом этих двух ночей, проведенных в спорах и беседах, будет то, что Трифена станет христианкой и даже удостоится упоминаний самого апостола Павла в посланиях!), а зверей не кормят, чтобы наутро они яростно набросились на беззащитную святую.

Чтобы избежать действия чар, Фёклу обнажают — и дикие звери, выбежав на арену, смущенно опускают глаза, демонстрируя стыд при виде девушки. В толпе начинают раздаваться возгласы «Велик Бог, которого исповедует эта девица!», однако князь предсказуемо приходит в ярость и велит бросить святую в яму со змеями и прочими гадами. Несложно догадаться, что это не причиняет Фёкле никакого вреда. После того как она осталась невредима и при попытке разорвать ее дикими быками, даже князь проникся уважением и отпустил ее со словами: «Фёклу, рабу Божию, отпускаю на свободу».

Девушка снова устремляется на поиски апостола Павла, принимает от него благословение и поселяется в сирийской пустыне, где проводит свои дни в посте, молитве, исцелении страждущих и проповеди им слова Божия. Однажды ее увидел языческий жрец и, рассмотрев непоблекшую от пустынной жизни красоты, попытался склонить ее к преступной связи, однако Фёкла, преисполнившись огромной силы, схватила нахала и так сильно ударила его об землю, что он пролежал трое суток, будто мертвый. Прохожие отнесли его к нему домой, где он, едва придя в себя со словами: «Я видел некую богиню и от нее это претерпел», — позвал художника и, описав наружность Фёклы, велел сделать ее изображение. Увидев результат, он обрадовался и, восклицая, что девица была именно такая, поцеловал изображение — и моментально исцелился. С этой минуты автор жития называет этот портрет иконой, говоря о том, что этот образ хранился в доме жреца и его семьи, которые вскоре, внимая проповеди Фёклы, приняли христианство.

Однако стремления врага рода человеческого порушить девство святой не иссякали. Слава о том, как она исцеляет страждущих, гремела далеко вокруг и лишила заработка языческих колдунов и врачей, ведь Фёкла исцеляла всех бесплатно, так что народ шёл именно к ней. «Чиста эта девица и посему угодна великой богине Артемиде! А если она будет осквернена, то отступится от нее Артемида, отнимется у нее целебная сила, а наше врачебное искусство снова возвысится», — таков был вывод этих людей, так что они решили нанять несколько недостойных молодчиков, чтобы те отправились в пустыню и обесчестили святую. Увидев приближающихся негодяев, Фёкла бросилась бежать, но они довольно быстро настигли несчастную девицу. Тогда она взмолилась своему Небесному Жениху и тотчас одна из скал расступилась и приняла ее в свои недра, таким образом став и защитой, и усыпальницей девственной равноапостольной подвижницы.

***

Святая Фёкла окончила свой земной путь в возрасте девяноста лет, однако, как следует из жития, несмотря на преклонный возраст, тема девственности остается животрепещущей в ее случае. Учитывая, что сама первомученица не была подвержена страстям и испытаниям пола, можно сделать интересный вывод, что, поскольку Фёкла добровольно, с ничем не омрачаемой радостью, взяла на себя именно этот крест, эта тема и была основой ее подвига до самых последних дней ее земной жизни.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Милана

Скала стала "усыпальницей" — за святой гнались, когда ей было уже 90 лет? Или я что-то не так поняла?

Ольга Немчикова

Милана, да! В том и дело. В общем-то, я так понимаю, что поэтому и пришлось специально нанимать отчаянных людей, а не просто просить пойти и сделать своё черное дело с приятной глазу дамой.
Это интересно и важно в том смысле, что именно девство таким образом оказалось той красной нитью, которую Фёкла протянула через всю свою жизнь, до самой смерти в старости.

Olga Balytnikov-Rakityansky

При чтении таких текстов, как "Житие Феклы", всегда учитывайте, что в древности жития были особым литературным жанром. Это не документалистика в нашем понимании и не исторические хроники, а. по сути, литературно-художественные (именно художественные, fiction) произведения на благочестивую тему, хотя и основанные на подлинных событиях. Т.е. сама основа житий обычно подлинная: действительно жила такая девушка Фекла, обратилась в христианство, отказалась от замужества, подвижничала, на нее покушались. но она не соблазнилась. А вот подробности (конкретные обстоятельства, диалоги, поступки и т.п.) чаще всего сочинялись автором жития в меру его личных представлений о христианском благочестии и духовной назидательности.Это можно сравнить с современными романами на… Читать далее »

Ольга Немчикова

Ольга, это всё понятно. Тем не менее, официальной агиографией становится именно этот текст — следовательно, я, как читатель жития, имею полное право задавать те вопросы, которые возникают на основании именно этого текста.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Конечно, вы, как читатель, имеете право задавать любые вопросы. А я отвечаю на ваш вопрос, высказанный в статье.

"Официальная агиография" — это именно та общая историческая канва жизни святого, о которой я пишу выше. Литературные подробности никто и никогда не "канонизировал". Это ведь просто художественный вымысел, и относиться к нему стоит соответственно.

Ольга, это всё понятно 🙂
Однако вы же понимаете, что когда ты в определенном "пылающем" возрасте читаешь что-то, то вряд ли задаешься в тот момент вопросами "не-канонизации литературных излишеств". А вот усвоить мысль о том, что если у тебя религиозное горение, то можно жениху вдруг в глаза плевать — это вполне. Не, ну а чо он, в самом деле.

И я как раз из текста в текст и говорю, что это не должно восприниматься как исторический факт, между прочим.

Olga Balytnikov-Rakityansky

Именно. Вот поэтому и нужно разъяснять юным и пламенным (и не только им), где в таких текстах реальность, а где художка. Причем художка далеко не всегда православная. На самом деле, очень многие люди воспринимают древние жития как документалистику — потому что современные-то жизнеописания подвижников как раз максимально документальны. А древняя литература на эту тему была другой.

В этом тексте, если честно, не увидела про исторические и неисторические факты. Сейчас перечитала — снова не нашла. Тут только про девство 🙂

Maria_Francesca

Признаться, каждый раз при виде такого произведения у меня чешутся руки переписать его в соответствии с нынешними канонами, превратив в роман. С сохранением содержания и поучительного смысла, конечно 🙂 Я бы добавила прочуствованных бесед с матерью и женихом, а также восхищение ап. Павлом 🙂

Nata.

На эту тему мне очень нравится роман протоиерея Николая Агафонова "Иоанн Дамаскин". После прочтения очень сильно зауважала этого святого.

Olga Balytnikov-Rakityansky

То же и с житиями. Не стоит воспринимать все описанные там диалоги, плевки и т.п. как непреложные исторические факты. Я уже не говорю о том, что авторами многих житий были вовсе не святые люди, а то и вовсе еретики (монофизиты, например), со всеми вытекающими "побочными эффектами".

Есть и исключения, конечно, когда житие составлял непосредственный свидетель и участник событий (например, "Житие Макрины", написанное ее родным братом Григорием Нисским). Но в основном это именно назидательные "романы".

Дарья

Плевки в глаза жениху и непочтительное отношение к матери — вполне обычные проявления неофитства. В жизни такое сплошь и рядом случается с людьми, приходящими в Церковь… Так что по крайней мере тут всё логично.
А вообще много есть таких святых, жития которых вызывают много вопросов. Полагаю, в таких случаях читателям нужно просто брать из текстов мораль, а канву оставлять за кадром.

Похожие статьи