Лично для меня – несмотря на все сомнения и регулярно возникающие вопросы, уже не раз здесь озвученные – житие святого является, по большому счёту, достоверным документом. Тут ведь как: то, что было не так или не совсем так в настоящем мире фактологии, стало так или почти так в мире духовном, освятившись вековой верой. Но есть и святые, что называется, исторические. Конечно, в случае с княгиней Ольгой, например, мы должны понимать, что документально заверенная историчность самого персонажа не гарантирует стопроцентно достоверных в историческом смысле фактов его жития (да и страниц летописи подчас тоже). Однако фигура императрицы Александры Фёдоровны, например, обладает практически непререкаемыми историческими данными, на основании которых ее житие можно даже считать историческим источником. А есть святые вроде как исторические, но при этом настолько малоизвестные, что их житие и тексты исторических источников, даже соединяясь воедино, образуют всего несколько строчек, хоть и насыщенных как событийно, так и эмоционально. Одна из таких святых — княгиня Харитина Литовская. *** На самом деле, даже с теми самыми тремя строчками жития тут происходит определенная путаница, потому что у этой святой есть как бы два жития. Одно было официальным до XIX века и говорило о том, что подвиг Харитина Литовской пришелся на вторую половину XV века, однако потом вдруг появляется еще одно, относящее время жизни княгини на два века раньше, то есть к XIII столетию. Пожалуй, имеет смысл поговорить и о том, и о другом – тем более что в основной идее они схожи. Итак, сначала первая версия жития. По ней преподобная Харитина происходит из литовского княжеского рода и вместе со многими знатными семьями оставляет свою землю из-за настигшей те края смуты. Новой страной, куда святая переселилась, становится Русь, которая так впечатляет знатную барышню, что она решает бросить всё мирское и удалиться в монастырь. Девушка принимает постриг в Новгородской обители в честь апостолов Петра и Павла на Синичьей горе. Прожив там много лет в кротости и молитве, Харитина под конец жизни снова становится фигурой, облеченной властью: именно ее ставят игуменьей монастыря. После этого еще немало лет земной жизни преподобная подвизалась на этом поприще, тщательно скрывая от сестер свои подвиги в области самого строгого воздержания, смирения и молитвы. Нет никаких подробностей ее жития, только отрывочные сведения говорят о том, что монашеское имя святой – Харитина, одним из переводов которого считается слово «милая» в смысле «творящей милосердие» – полностью соответствовало образу ее жизни. Она была настоящей матерью для сестер обители (причем и до того, как стало ее настоятельницей), принимала их слёзы и осушала их, помогала облегчить страдания, как физические, так и духовные. Исследователи жития святой княгини Хартины Литовской обращают внимание на такой интересный момент: будучи чужестранкой по крови, эта женщина стала не просто истинным чадом другой страны, но и по-матерински приняла под свой игуменский омофор тех ее жительниц, которые нуждались в помощи, тем самым сама став буквально плоть от плоти и кровь от крови этого народа. При этом «эпитетом» Харитины остается слово «Литовская», хотя ни в чем, кроме происхождения, это не проявлялось – по крайней мере, житие об этом не говорит. Более того, княгиня считается даже покровительницей Литвы и литовского народа! Поистине пример настоящего, духовного родства – ни один народ не чувствует себя ущемленным, оба признают Харитину своей достойной представительницей. Скончалась святая игуменья 5 октября (по ст.стилю) 1492 года. С какого года ее память стала почитаться, неизвестно даже составителю жития, а святые мощи этой женщины почивают в Петропавловской кладбищенской церкви Великого Новгорода, ранее бывшей при монастыре. Интересно, что надпись на надгробье княгини Харитины говорит о 1492 году кончины, то есть, подтверждает именно эту версию – однако в официальный современный календарь Русской Православной Церкви внесены те даты, о которых говорит второе житие. Второй вариант жития, сохраняя основную канву монастырских событий жизненного пути святой Харитины, отличается от первого не только временем земного существования, но и мотивами самого монашеского пострига. Литовскую смуту, вынудившую княжну (в этой версии, к тому же, Харитину называют не княгиней, но княжной) приехать на Русь, относят к событиям, развернувшимся вокруг убийства первого великого князя литовского Миндовга, короля Литвы. Таким образом получается, что святая прибыла на русские земли не раньше 1263 года – и прожила тут, по версии одного из архимандритов, до 1287 года, когда тихо и скончалась, будучи игуменьей всё того же Петропавловского новгородского монастыря на Синичьей горе. Не споря с хронологией появления Харитина на Руси, историк Церкви архиепископ Филарет (Гумилевский) полагает датой ее кончины 1281 год – и именно этот год считается официальным в церковном календаре. При этом архиепископ считает, что именно Харитина была невестой святого князя Фёдора Ярославовича, после внезапной смерти которого и приняла монашеский постриг, отказавшись от дальнейших притязаний и на знатную земную жизнь, и на семейное счастье. Эта версия звучит странно, потому что официально история считает невестой умершего в отрочестве князя святую Евфросинию Суздальскую, дочь святого мученика князя Михаила Черниговского. Тем не менее, именно выкладки архиепископа Филарета про даты жизни Харитины взяты, как уже было сказано, в современную официальную агиографию. Несмотря на разногласие в текстах, старые иконы святой следуют одному общему правилу: «простовласая девица, в одной свите без мантии». Это единство, вкупе со сходством житий во всём, что касается второй части подвига Харитины, позволяет говорить о том, что, вне зависимости от причин пострига и деталей до-монастырской жизни святой княгини, к этой литовской покровительнице смело может обращаться каждый, если он почувствует такую потребность и необходимость. *** Меня с детства завораживала идея компиляций в том смысле, что можно взять один рассказ об одном и том же человеке, другой – и, соединив, получить третий, который, вполне вероятно, окажется истинным (парадокс, понимаю). Почему-то мне кажется, что в данном случае это если не квинтэссенция подобного подхода, то, по крайней мере, одна из самых ярких иллюстраций того, как правильно, подробно и по-настоящему это может быть.