И мы увидим Белые берега…
Дж.Р. Толкин. «Властелин колец»

Маленький мрачный остров посреди сурового моря… Вряд ли такое описание можно назвать классическим для «старой доброй Англии». Однако были времена, когда дело обстояло именно так. Враждующие воинственные племена, монастыри или замки на неприступных утесах, свинцовое небо – одним словом, романтика. И при всем том, удивительная густонаселенность святых на один квадратный метр, неминуемо состоящих друг с другом в родстве, хотя бы на уровне «внучатая племянница жены брата мужа».

Время от времени все они оказываются в одном монастыре – и, словно для облегчения этих хитросплетений дорог, монастыри того времени бывают, непривычным русскому уму образом, двойные: монахи и монахини живут отдельными общинами, но встречаются все вместе в одном общем храме. И над всем этим стоит со своим омофором Хильда из Уитби, преподобная «игуменья народа англов».

***

Кажется, что судьба святой Хильды ничем не примечательна: родилась, жила, в середине жизни ушла в монастырь, трудилась, стала игуменьей, молилась, опекала, мирно скончалась, была прославлена. Но стоит лишь приглядеться, как становится понятна, какая активная, богатая и беспрестанная внутренняя борьба шла в душе этой женщина, какая жизнь в ней кипела. Да что там! Достаточно просто вспомнить год ее рождения – 614 – чтобы понять, что не могла в то время жизнь человека женского пола быть простой, понятной и безоблачной. Да еще и особи, родившейся в семье принца. Плюс к тому, принца в изгнании.

Родителями святой Хильды были принц Херерик и его супруга Брегсвита, которая однажды увидела чудесный сон: ей приснилось, будто у нее под одеждой было прекрасное ожерелье, которое вдруг засияло таким чудесным светом, что озарило всю Англию. Естественно, этот сон трактуется как пророчество о дальнейшей судьбе дочери сновидицы, которая и в самом деле воссияла своим светом святости на всю страну.

Несмотря на то, что принц Херерик с семьей жил в изгнании, считается, что сама Хильда воспитывалась при дворе своего старшего родственника, святом короле Эдвине, где, в юном возрасте, приняла крещение от святителя Павлина Йоркского. Предания даже конкретизируют время и место этого события: Пасха 627 года, город Йорк, некая маленькая деревянная церквушка.  При этом, что интересно, больше таких тщательных подробностей о первом, до-монашеском периоде жизни святой, практически не сохранилось. Известно только – с известной долей вероятности, но без каких-либо опровержений – что до 33-х лет Хильда жила в миру, в кругу своей семьи или родственников. Впрочем, даже в этом не до конца подтвержденном варианте биографии есть темные места: неизвестно, где и что делала Хильда в период с момента гибели короля Эдвина в 633 году и до своего пострига в 647. Также есть версия, что в какой-то период своей жизни будущая монахиня жила в Кенте.

Спустя несколько лет после принятия Хильдой монашества, происходит значимое для всей страны событие. Король-христианин Освиу идет на бой с королем-язычником Пендой Мерсийским, за которым стоит огромная армия и на стороне которого моральное превосходство, ведь в некоторых частях Англии на тот момент идет так называемая языческая реакция. Освиу перед сражением дает обет, что в случае своей победы на всех принадлежащих ему землях – как старых, так и новых, которые достанутся ему после этой битвы – выделит земли для основания монашеских обителей. Освиу победил и, исполняя данное обещание, пожаловал для новых обителей 12 посметий, из них примерно 1200 акров получила Хильда в городе Уитби. Там-то святая и основала (по некоторым источникам – переучредила) двойной или смешанный монастырь, став игуменьей этой новой обители.

Эти самые 1200 акров были достаточно унылы и бесприютны: высоченные утесы вокруг круглого залива, образованного впадением реки в море с одной стороны и заболоченные земли с другой. На одном из утесов Хильда ставит свой монастырь – и вскоре он расцветает удивительной славой, став известным сначала на всю округу, а позже и за пределами страны. Интересно, что 199 ступеней, ведущие к обители из «нижнего города», до сих пор пользуются у туристов огромной популярностью – и, кажется, дело не только в том, что этой лестнице уже более 600 лет!

Несмотря на то, что такие суровые и неприветливые земли требовали постоянного ухода и возделывания, в монастыре святой игуменьи активно шли не только физически труды, но и духовные подвиги, а также просветительская деятельность. Сохранилась цитата, говорящая о монастыре в Уитби как о «великой обители, известной своими строгими правилами и святостью жизни своих насельников, кузницей святых и школой для будущих епископов». В этой цитате нет ни слова неправды или бахвальства: множество насельников стали святыми, еще больше – просто епископами или игуменьями, как, например, отданная Хильде в обитель на воспитание дочь короля Освиу Эльфледа, впоследствии, подобно своей наставнице, ставшая великой святой игуменьей.  Приняла постриг и королева Этельтреда Элийская, впоследствии также став почитаемой и любимой святой Англии.

Хильда строго выстроила уклад монастыря по всем пунктам: обитель занималась просвещением, молитвой, трудами и, самое главное, благотворительностью. Именно это в первую очередь вспоминают о Хильде ее современники: доброту игуменьи, ее стремление помочь и обогреть любого страждущего, окружить теплом, любовью и заботой того, кто в этом нуждается – приведя, таким образом, к Богу даже самого закоренелого язычника.  Как пишет святой Беда Достопочтенный, посвятивший святой Хильде много страниц своих писаний, святая «научила всех в своем монастыре строго блюсти добродетели праведности, благочестия и чистоты. Все, кто знал служительницу Христову и игуменью Хильду, звали ее матерью».

В этом лишенном вроде бы треволнений и горестей бытии не обошлось и без явных физических страданий: за несколько лет до смерти Хильду сразил тяжелый недуг, по всей вероятности, лихорадка. Святая невыносимо страдала, но никто и никогда не слышал, чтобы она роптала или утратила свое бодрое и радостное настроение духа. Прожив со своей болезнью шесть лет, святая Хильда тихо и мирно, причастившись Святых Тайн,  отошла ко Господу в возрасте 66 лет. Память о ней живет в каждом уголке страны – где-то строятся храмы в ее память, где-то проводят ярмарки ее имени, открывают школы, ведут споры за мощи, называют этим популярным именем своих дочерей, слагают легенды. Одна из них связана с монастырем Уитби, который был разрушен в IX веке, потом восстановлен как католическая обитель, просуществовавшая до Реформации, а позже распущенная. Говорят, что морские птицы практически никогда не пролетают над руинами монастыря из-за особого благоговения перед святой, но если какая залетная птичка и окажется над ними, то она обязательно замедляет ход и летит медленно, тем самым воздавая почести игуменье Хильде.

Святая известна не только в своей стране и конфессии: есть православная служба, посвященная ей.

***

Огромное множество «мостиков» есть в житии святой Хильды к практическим всем святым Британских островов. Так, например, существует предание, что камни, которые до сих пор можно увидеть в окрестностях бывшего монастыря Уитби, это змеи, которых превратила святая. А уж если учесть, что Хильда очень во многом придерживалась «ирландского уклада», то взаимосвязь кажется практически очевидной.

Множество поэтов и писателей, королев и простолюдинов, общественных и церковных деятелей находили кто временный, а кто и постоянный приют в обители Уитби, название которого в переводе с древнескандинавского означает «Белое поселение», а суть напоминает о том, что рай на земле – это не всегда яркие тропики с буйством красок. Иногда это простые, суровые, белые скалы, освещенные величием Духа.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Театральный критик, магистр педагогики. Живет в Санкт-Петербурге. Любит Александро-Свирский монастырь и «Гарри Поттера». Не замужем.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Татьяна

Спасибо!

Ольга

Спасибо, статьи о житии святого всегда интересны.

Похожие статьи