Становясь родителями в первый раз, мы испытываем абсолютно новые переживания, настолько сильные, что они переворачивают всю нашу жизнь. В этих переживаниях и любовь, и нежность, и разумные опасения, и иррациональные страхи. Спустя некоторое время кажется, что эмоциональная буря утихла, новая роль выучена, страхи побеждены. Но часто так происходит, что в это время пора готовиться к тому, чтобы принять в свою жизнь нового человека. Ещё одного ребёнка. И тогда удушливое чувство волнения накрывает не меньше, чем когда это случилось впервые. Вряд ли к рождению ребёнка можно привыкнуть в третий, четвёртый или в пятый раз. Глубоко ошибочно мнение, что рождение детей в большой семье уже не сопровождается особым трепетом. Ведь каждый новый член семьи — это неизвестность, к которой нельзя подготовиться сколько-нибудь основательно. Насколько бы всемогущим ни старался быть человек, открыть до конца тайну рождения личности он не в силах. Каким характером будет обладать ребёнок? Какие у него будут способности? Как полюбить его, ведь сердце уже наполнено до самого края? И главное, как никого из детей не испортить своей любовью, не посеять среди братьев и сестёр непримиримых противоречий? Эти опасения отнюдь не беспочвенны, потому что каждый из нас, оглянувшись, может увидеть в своём ближайшем окружении примеры, когда старший ребёнок вечно обижен и притеснён в пользу младшего, или младший подавлен за то, что не проявил таких же способностей, как старший. Способов испортить отношения между родными детьми множество. Разбирать все эти ошибки подробно представляется неблагодарным трудом. Гораздо проще посмотреть на положительный пример. Жили-были три поросёнка. Да, да, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Судя по всему, эти поросята росли в одной семье, но кем были их родители и как они воспитывали сыновей, нам совершенно неизвестно. Однако многое о родителях можно узнать, глядя на плоды их педагогических трудов. Итак, всё лето поросята веселились: кувыркались в зелёной траве, грелись на солнышке, нежились в лужах. Эти дети знали толк в радостях. Они не спорили по мелочам, да и серьёзные решения принимали без лишних споров. И мы знаем, что когда более легкомысленные поросята чуть не попали в беду, они были уверены в своём братце. Так и хочется сказать «старшем», но нам это доподлинно не известно. Но, перевернув последнюю страничку этой богато иллюстрированной сказки, можно утверждать с уверенностью: несмотря на свои недостатки, поросята в трудной ситуации смогли стать командой и показали пример настоящего братства. Как же изобразить трёх весёлых поросят? Давайте сделаем это с помощью монотипии. Помните, как рисовать бабочку, складывая лист бумаги пополам? Вот и сейчас мы сложим альбомный лист вдвое и подготовим акварельные краски. Нам потребуются только красные оттенки; их необходимо смочить водой с помощью кисточки. Теперь развернём лист и прямо в центре нанесём два овальных пятна, а сбоку — два круглых. Нам необходимо, чтобы при повторном складывании пятна слились и подготовили силуэты для трёх фигурок маленьких поросят. Постарайтесь, чтобы из пятен вышел не тест Роршаха, а именно поросята. Теперь допишем детали — уши и ножки, время от времени прижимая одну часть листа к другой, добиваясь тем самым симметричности пятен. Завершающим этапом будет прорисовывание глаз, копыт, элементов одежды и окружения сказочных героев. Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк! Почему же поросята выросли такими дружными? Как их воспитывали мама и папа? Во-первых, мы видим, что поросята не мешали друг другу работать, в своих решениях они были самостоятельны. Мелкие каверзы в виде братских насмешек не в счёт — все дети иногда так делают. Отсюда можно сделать вывод, что никто из них не подвергался публичной критике. Во-вторых, поросята могли вместе играть и провели бок о бок всё лето, радуясь и веселясь. Это значит, что между ними не было ревности. Их не сравнивали между собой, не заставляли одного брата брать пример с другого. Взрослые искали в детях индивидуальные черты, вели каждого своим путём. В-третьих, тот, кто оказался посильнее, принимал в свой дом попавших в беду, не упрекая братьев в промахах и не превозносясь. А в результате даже голодный волк не смог поймать и слабейшего из них. Это говорит о том, что ободрение и поддержка доставались всем поросятам в достаточной мере. Недостатки, которые мы видим в своих отпрысках, нисколько не должны заставлять нас лишать никого из детей ласки и разумной помощи. И наоборот, никого не стоит возносить и ставить в пример за особые способности. Любой талант — это дар, а любая трудность — это возможность приобрести что-то. Каждый человек уникален и требует индивидуального внимания. Пусть дети растут разными, но их ценность в глазах родителей и друг друга будет равной. Такой подход соответствует замыслу о человеке, он педагогически верен. Поэтому выражать любовь ко всем одинаково не требуется. Кто-то, например, любит получать дорогие подарки, а кому-то достаточно мыльных пузырей, но его обязательно нужно подержать за руку перед сном. Не стоит сильно переживать, когда случаются промахи и даже грубые ошибки. Дети до определённого возраста наделены большим великодушием и слепой верой во всемогущество родителей. Хорошо бы воспользоваться этим временем и успеть посеять в эту добрую почву семена настоящего братства. А обиды детей на родителей должны стать как бы сигнальными флажками — выбранный подход не верен, нужно искать другой. Ни один специалист не подскажет, что нужно каждому из ваших детей, чтобы они поверили в вашу любовь. Но её точно хватит на всех. Ведь любовь — такая удивительная вещь, которая только умножается, когда её раздают.