… По всей маленькой однокомнатной квартире на проспекте Мира с обтянутыми черным полотном стенами валялись километры отснятой кинопленки. Любительская кинокамера струбциной была привернута к стулу, на столе теснились флаконы с химикатами для проявки и склеивания пленки. На стене висел простой бумажный экран, в углу стоял старенький катушечный магнитофон «Комета». Казалось: тронь что-нибудь, и все рассыплется в прах. Пахло сыростью, плесенью, безысходностью и одиночеством. А она, хозяйка квартиры, всеми забытая старая и нищая актриса, лежала на полу, раскинув руки, в ледяной воде (прорвало водопровод) в полуистлевшем, некогда роскошном, платье. Над ней словно парила белая птица, подвешенная к потолку – чайка, сделанная хозяйкой из проволоки, бумаги и перьев. Врачи констатировали, что смерть наступила между 25 и 30 декабря 1997 года…

Странная и горькая судьба у Валентины Караваевой: начало жизни обещало ей так много, а конец ее был ужасен. Первая же роль в кино сделала ее звездой, но она же оказалась и последней, не считая двух небольших, эпизодических… Караваева очень рано стала известной, она прославилась на всю страну во время войны, с ее фотографией на груди солдаты шли в бой, а угасала актриса долго и трудно, в полном одиночестве. За роль Маши Степановой в знаменитом фильме военных лет «Машенька» она в свои 22 года стала лауреатом высшей государственной награды тех лет – Сталинской премии. А полное ее забвение продолжалось тридцать лет.

Родилась Караваева 28 мая 1921 года в городе Вышний Волочок, в сыром бараке, в семье нищих родителей. Ее назвали Аллой, но это имя ей не нравилось, и она потребовала сменить его на Валентину.

Чего она добивалась, когда девочкой писала письмо Сталину в Кремль? (Прямо так и написала на конверте: «Москва. Кремль. Дорогому товарищу Сталину», – и письмо дошло!). Чтобы ей предоставили возможность учиться и стать актрисой, потому что этого она хотела больше всего на свете. И не просто актрисой, а великой актрисой, так как она чувствовала в себе огромный талант, который рвался наружу и не давал ей покоя. Уже в тринадцать лет Валя знала, кем станет, и об этом повествуют разрозненные странички чудом сохранившегося ее детского дневника. Невероятно, но на письмо девочка получила ответ: семиклассницу из провинциальной школы пригласили в Москву учиться в киношколе «Мосфильма». Валя сбежала в Москву тайком от родителей, оставив записку: «Еду в Москву, чтобы стать артисткой», потому что знала: они бы ее не отпустили. Дошедшей пешком до «Мосфильма» новоиспеченной студентке предоставили место в общежитии, дали стипендию, а самое главное – определили на курс знаменитого Юлия Ройзмана, режиссера популярных в 30-е годы фильмов «Летчики» и  «Последняя ночь».

Когда сценарист фильма «Машенька» Евгений Габрилович впервые увидел Валентину Караваеву, она не произвела на него никакого впечатления. Более того – показалась ему серенькой и невзрачной. Но стоило ей начать играть, то Габрилович не смог сдержать своего восхищения – актриса ничего не изображала, это была настоящая жизнь ее Машеньки.

Могла ли она знать, что пройдет совсем немного времени, и трагическая случайность сбросит ее с вершины всенародной славы в самую бездну отчаяния? «Единственная, дорогая моя матушка, что-то очень мне тяжело, сердце рвется. Машенька для меня – это жизнь. Пусть все, все будет отнято у меня, но чтобы я стала горячей, хорошей Машенькой», – писала она матери во время работы над фильмом. «Пусть все будет отнято у меня», – разве Караваева подозревала, что эти нечаянно оброненные слова сбудутся?

В 1943 году Ройзман пригласил Караваеву сняться в своем новом фильме «Небо Москвы». Обычно он никого не снимал дважды, но для молодой звезды почему-то сделал исключение. В Куйбышеве, где шли съемки, актриса попала в автокатастрофу – машина, в которой она ехала, на полном ходу врезалась в трамвай. Водитель погиб на месте, а Валентину без сознания отвезли в ближайший военный госпиталь. Состояние потерпевшей было крайне тяжелым. Ее все же спасли. Как оказалось – для дальнейших мучений. Когда Валентина пришла в себя, врачи сказали ей: «Детей иметь не сможете». «А сниматься? Сниматься смогу?» – простонала актриса. «Посмотрим», – ответили ей. А что смотреть – все и так ясно: нежное лицо Валентины пересекал длинный багровый шрам. О кино можно было забыть, но не получалось. Зато кино сразу же забыло о Валентине Караваевой – ведь теперь она не могла выдерживать крупные планы.

Правда, судьба дала ей шанс сыграть Нину Заречную в чеховской «Чайке» – роль, которой она бредила с детства, после того, как в туберкулезной больнице ей в руки попал томик Чехова. Юрий Завадский пригласил ее на главную роль в своей постановке в Театре им. Моссовета. Современники вспоминали, что играла Караваева гениально. Именно так. И что это была лучшая Чайка русского театра. Но сыграла она всего один спектакль, рассорившись с режиссером – характер у нее был своевольный и принципиальный, особенно, если дело касалось театра.

На одном из дипломатических приемов Караваева познакомилась с английским дипломатом Чапманом. У них завязался роман. Несмотря на риск репрессий, она искренне полюбила дипломата. Об этом говорит ее письмо, сохранившееся в архиве: «Я встретила свою любовь и пойду за этой любовью на край земли».  К тому же Караваева надеялась, что зарубежные врачи ей помогут.

«Я не востребована здесь как актриса. Я – лауреат Сталинской премии, могу сыграть еще много ролей, если мне будет оказана медицинская помощь за границей. Я была и остаюсь советским человеком, верным коммунистической партии», – вновь писала Караваева Сталину. И разрешение на выезд с мужем за границу было получено очень быстро.

Дважды ей делали пластические операции, но даже швейцарская медицина оказалась бессильна. Шрам удалось немного замаскировать, но зато онемела верхняя губа. Вместе с крушением надежд на восстановление красоты лица рухнуло и семейное счастье Караваевой. Напрасно муж умолял ее остаться с ним, предлагая хорошее содержание даже после развода – Валентина была непреклонна. Ее неудержимо тянуло обратно на родину.

Караваева вернулась в Советский Союз в 1950 году и никогда не пожалела о своем роковом решении. Из-за границы Валентина привезла шубы, платья, кружевное белье, туфли и быстродействующий яд на случай ареста. Ее не арестовали, чего она больше всего опасалась, но потребовали, чтобы она жила в городе своего детства Вышнем Волочке. Там Караваева играла в местном театре, где была, естественно, примой, но разве об этом она мечтала? Год протомившись в провинции, она собрала вещи и все-таки уехала в Москву, где поселилась на нелегальном положении. Не имея своего угла, Караваева снимала жалкие комнатушки в коммунальных квартирах. Театр киноактера платил ей небольшую зарплату, за которой она из гордости не ходила, повторяя, что ни в чем не нуждается – деньги приносила ей секретарша домой.

Как же ей удавалось выживать в условиях полного одиночества? Возможно, она не испытывала ужаса, потому что не бежала от жизни, а создавала свой мир сама. Создавала его каждый день, с нечеловеческим терпением и упорством. Через боль, через отчаяние, через заброшенность… Валентина Караваева оставалась актрисой до последнего. Она делала то, что лучше всего умела в жизни – играть, создавать образы. Караваева была слишком большим дарованием, чтобы жить вне сцены и экрана. И пусть ее зрителями были обшарпанные стены и она сама. Царство теней, былой роскоши, тления и забвения… Что давало ей силы вновь и вновь произносить на камеру монологи Нины Заречной, которую она бесконечно любила? Она была больше актриса, чем женщина, и это многое объясняет в ее загадочной и страшной судьбе.

Караваева потеряла лицо, а вот голос ее – завораживающий, бархатный, с чуть заметной хрипотцой, – оставался неувядаемым, не старел вместе с хозяйкой. Много лет она озвучивала зарубежные фильмы, где ее голосом говорили звезды Голливуда – Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Бетт Дэвис. Голос актрисы, наговаривающей на пленку свои любимые роли, тексты Толстого, Чехова, Ибсена, слышала из-за стены соседка, и когда вместо голоса в воздухе уже несколько дней висела звенящая тишина, та же соседка вызвала милицию…

«Горе не тому, кто страдает, а тому, кто заставляет страдать» – последние слова, которые донесла до нас иссохшая магнитофонная пленка с «Кометы»», – вспоминал сын великого Сергея Параджанова Георгий, снявший фильм о женщине-легенде «Я – чайка». Была ли она безумна в последние годы жизни? Кто знает. Во всяком случае, соседи считали старую одинокую женщину сумасшедшей, но они были обычными людьми, не отмеченными Божьим даром. Она жила в игре и играла в жизни. Чем же измерить степень гениальности и безумия в человеке? А может быть, одно подразумевает другое? То, чем Караваева занималась последние тридцать лет жизни иначе, чем высоким безумием, не назовешь. В Валентине Караваевой таилось и притягивало к себе редкое сочетание лучезарности, надежды и печали. И, наверное, печали в ней было все-таки больше…

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, поэтесса, журналист. Член Союза писателей России. Автор 13 книг стихов и прозы и нескольких тысяч публикаций в СМИ. Мать троих детей, хозяйка домашнего очага.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ККК

Какая жуткая история. Поверишь тут в одержимость…. брр

ольга

Почему то все проступки,грехи и огрешности списываются и они становятся кумирами и как правило погибают из за гордыни и своеволия,очень жаль…

Юлали

Странное ощущение после статьи… Хочешь насмешить Бога — расскажи Ему о своих планах.
Мне кажется, героиня всю жизнь рассказывала о своих планах. И ни минуты не слушала.

Юлия

Да .получить талант -прекрасно.а жить с ним и реализовать ,не разрушая свою жизнь-вот задача не из лёгких.Мы частенько жалуемся на серые и неприметные будни,не отмеченные ничем из ряда вон выходящим.А может это и есть счастье которое как здоровье мы не замечаем?!

Кира Ракитина

Очень тяжелые испытания были посланы этой сильной девушке. Она в раннем возрасте почувтсвовала свое призвание и сделала все, чтобы ему быть верной. Она продолжала служение искусству, как могла. Это, с моей точки зрения, пример верности себе, а в конечном итоге — Божиему замыслу о себе. Посмотрите кадры фильма, как она читает эти монологи! Там столько подлинности. Только очень сильным посылаются такие испытания.

Юлали

Но если она любила искусство в себе, а не себя в искусстве, почему она не осталась в Вышнем Волочке? Тем более, ей там давали играть, она блистала…

ККК

А почему нельзя служить искусству в Вышнем Волочке? Если судьба так жестока, может стоит задуматься- а что делаю не так? Какое то болезненное стремление в Москву. Нет, что бы рассуждать по поводу этой истории необходимо медицинское образование. Но и без него могу сделать вывод- в жизни более полезно уметь ПРОИГРЫВАТЬ!

Annaviс

Если человек очень талантлив, Нижнего Волочка может не хватить для реализации таланта. И ничего горделивого в это нет, талант — он от Бога. Это если бы Женя Плющенко, весто того, чтобы быть олимпийским чепионом всю жизнь бы для детей на спектакле "Новогодняя Ёлка" катался. Так жить можно, конечно, и жить счастливо, но нужно иметь большую веру в Бога, чтобы такое положение принять и не заунывать, у неё, видимо, не было. А вообще, она себя могла сглазить в том письме. Невероятно насколько может быть велика сила слова. (тем, кто будет говорить, что в православии понятия сглаза нет — очень даже есть,… Читать далее »

ККК

Человек часто талантлив не только в чем то одном. Когда закрывается одна дверь, открывается другая. Нет, героиня билась одержимо в эту закрытую дверь. Ей не хватило мудрости. Вот и все. Про сглаз, порчу и прочее комментировать не буду.

Annaviс

Интересная мысль про дверь, спасибо. Действительно, может, когда мы унываем, нам просто мудрости не хватает?

Annaviс

А сглаз и порча — это одни из методов бесовского воздействия. Не быть предпреждённым об этом, это всё равно, что думать, что бесов нет. Но они, к сожалению, есть, и от них надо уметь защищаться. Предпреждён — значит вооружён. Искренне недоумеваю, кода христиане думают, что этих вещей нет. Может ещё и злых духов нет? А про то, что на всё воля Бога и что жизнь во Христе защищает от магии и сглаза — это известно, но это не повод вводить людей в заблуждение, как делают некоторые, что всех этих вещей нет, они есть и о них надо знать.

MaryNightingale

Не уверена, можно ли это назвать сглазом, но, насколько я знаю, упомянутые сущности слышат наши слова, и действительно, могли сорганизовать эту аварию.((.

Annavic

Что самое отвратительное, это то, что они ещё и позавидовать, оказывается, могут, например, когда видят любовь меду людьми. Я вообще была в шоке, когда узнала. Ничего себе, сколько опасных факторов вокруг)))) Я думала, только люди завидуют, а тут ещё духи. Это не повод бояться, но информация полезная.

Malkona

"Я был отвергнут, но я любил" — Стив Джобс, по весьма неэротическому поводу.
Она дерзала, она многое узнала в жизни.
Конечно, проще не рыпаться — удача ведь не гарантирована.

История прекрасная, несмотря на трагизм. Спасибо!

kiriniya

Так страшно, когда великий Дар остается не востребованным. Такие судьбы заставляют особенно ярко почувствовать, в каком неидеальном мире мы живем, и, возможно, в этом и есть смысл этих личных трагедий. Была ли она несчастна? Зачем случилась эта катастрофа и как все сложилось бы, не будь той аварии? И сколько таких раненых и искалеченных людей (не важно, талантливые ли они актеры или слесари). Всех очень жалко.

MaryNightingale

Кстати, для того чтобы остаться невостребованной в советском кинематографе, совсем необязательно было попадать в аварию…Инна Гулая например — там вообще все очень трагично.

kiriniya

Да, согласна. Причины могут быть разные, но так обидно, что что-то волшебное так и не случилось.

Похожие статьи