«Любимый святой» — фраза, звучащая почти кощунственно. Это ведь не книга, не щенок, не мороженое или погода. Святой — символ мудрости и милосердия Бога, к нему следует обращаться с молитвой, просить о помощи, а не «любить». И тем не менее одни идут за заступничеством к Николаю Угоднику или Георгию Победоносцу, другие припадают к иконам Матронушки или Варвары. Возникает особая связь, доверие, становится проще поделиться невзгодами, покаяться в грехах — словно бы говоришь с родственником, с наставником. Я тоже так поступаю.

Давным-давно, в 90-м году прошлого века 16-летняя я уехала вместе с семьей из прекрасного Ленинграда в другую страну. На подростковое одиночество наложились незнание языка и местных реалий, потеря родного города, друзей, книг… Я ужасно тосковала по дому, подруга, чтобы подбодрить, прислала в письме бумажную иконку размером чуть больше спичечного коробка. Это была Ксения Петербургская. На тот момент я не знала ничего ни о православии, ни о святых. Но сразу почувствовала поддержку, особенное тепло — словно в гости приехала мудрая бабушка.

Я носила эту иконку с собой, не расставалась с ней ни на учебе, ни в путешествиях. Молилась, коряво и неумело, разговаривала с Ксенией, просила её помочь. И спустя три с половиной года вымолила-таки своё чудо — вернулась домой, в Ленинград, на пустое место, без профессии, дома, родных и денег. Несколько месяцев я фактически бомжевала, имея все шансы опуститься на дно. Осознание, что Ксения бродила по тем же самым мокрым улицам, не зная, где преклонить голову, помогало мне выживать.

И всё получилось — помогли друзья, нашлось местечко в керамической мастерской, потом из Питера я попала в Москву, торговала книгами, писала стихи и сказки, самоучкой освоила компьютер… Путь от никчемной девочки до журналиста и литератора оказался весьма тернистым, иконка потерялась в одном из бесчисленных переездов. А образ Ксении остался рядом — из множества святых она стала для меня самой близкой. Какой же она была — любимая петербуржская святая?

Дата рождения неизвестна, год неизвестен — с 1719-го до 1735-го, происхождение тоже неясно. Можно только строить предположения, были ли родители Аксиньи Григорьевны (так звучали мирские имя и отчество святой) купцами или дворянами, откуда они приехали. Судя по тому, что её муж, полковник-преображенец Андрей Федорович Петров, пел в церковном хоре при царском дворце и оставил вдове дом на Петроградской — семья не бедствовала. Судя по высокому чину супруга, у них с Ксенией была большая разница в возрасте. Возможно это стало причиной бездетности брака, но никак не повлияло на взаимную любовь.

Скорее всего, супружество проистекало благополучно и заурядно — «все счастливые семьи счастливы одинаково», как писал Толстой. Утренний кофий, свежие сливки от чухонки-молочницы, проводы мужа на службу, воркотня с кухаркой и горничной, вкусный ужин, разговоры о службе и новостях из газет, совместная молитва и мирный сон. По субботам—– баня, по воскресеньям —  служба в церкви, прогулка по Невскому, фонтаны, лодочки, экипажи. Может быть, Ксения даже успела побывать при дворе императрицы Анны Иоанновны.

Всё рухнуло в одночасье. Полковник Андрей Федорович Петров скоропостижно скончался, не успев исповедаться и причаститься. У молодой вдовы был выбор — потосковать и ещё раз выйти замуж, стать единой плотью с новым супругом. Привлекательная, состоятельная 26-летняя женщина легко составила бы чье-нибудь счастье. Но Ксения решила иначе — попытаться спасти умершего мужа, положить за него свою душу. Неизвестно, откуда у неё появилась странная мысль говорить всем «это Ксеньюшка умерла», требовать называть себя «Андрей Федорович», одеться в мужний мундир и так явиться на кладбище.

Этим дело не ограничилось. Вдова раздала все имущество беднякам, а дом подарила подруге, с условием пускать на постой нищих. Перепуганные родные обратились к властям, требуя признать Ксению недееспособной. Но чиновники развели руками — при беседе вдова выказывала полную ясность рассудка.

Семье пришлось смириться, нажитое за годы службы ушло питерским беднякам, а Ксения отправилась бродить по улицам, ночуя, где придется, и кормясь, чем Бог пошлет. «Господь питает птиц небесных, а я не хуже птицы. Пусть воля Его будет». По указу Петра её, как и других нищих, не пускали в церковь, не разрешали стоять на паперти. Обыватели смеялись над ней, окликая «Андрей Петров» и любуясь, как она отзывается. Мальчишки дразнили бродяжку, кидались камнями и грязью — совсем как нынешние подростки поступают с бомжами. А она смиренно принимала всё, что ей доставалось.

Не осуждала, не хулила, только раз погрозила палкой зарвавшимся огольцам. Не просила милостыню и брала лишь копейки «с царем» — изображением Георгия Победоносца, чтобы потом оделить подаянием бедняков. Выбредала ночами из города и молилась в полях, потому что чувствовала себя там ближе к Богу. Когда мужний мундир истлел, одевалась в зеленые юбки и красные кофты или, наоборот, красные юбки и зеленые кофты, в цвет Преображенской формы. В любой мороз ходила в туфлях на босу ногу, без шубы или платка. В смешном и страшном подвиге юродства она всецело положилась на Божью волю, и Господь не оставил Ксению.

Понемногу она завоевала уважение и доброжелательность горожан. Купцы обратили внимание: стоит Ксеньюшке отведать хоть моченое яблочко, взять из лавки хоть носовой платок — и торговля весь день будет удачной. Извозчики зазывали её посидеть в экипаже, зная, что после отбоя не будет от клиентов. Матери протягивали больных детей — если блаженная поцелует или погладит по голове, малыш выздоровеет. А внимательные люди стали прислушиваться к бессвязным на первый взгляд речам и просьбам Ксении.

Своей подруге, вдове Прасковье Антоновой, той самой, которой достался дом полковника, она посоветовала: «Иди на Смоленское кладбище. Бог тебе сына послал». Вдова послушалась Ксению, отправилась в указанное место и по дороге стала свидетельницей катастрофы — извозчик сбил неизвестную беременную женщину, та тут же на мостовой родила сына и умерла. Прасковья воспитала мальчика как родного, и он отплатил приемной матери любовью и преданностью.

Скромной барышне, чья семья принимала у себя Ксению и кормила, блаженная посоветовала пойти за мужем на то же Смоленское кладбище. Молодой вдовец, потерявший сознание на похоронах жены, и вправду стал судьбой для доброй самаритянки, которая помогла несчастному прийти в себя. Ксения предсказала и скорую смерть веселой царицы Елизаветы, и гибель несчастного мальчика-императора Иоанна Антоновича, и нерушимость стен церкви Смоленского кладбища, при строительстве которых она собственноручно и тайно ночами таскала наверх кирпичи, помогая рабочим. Почитать блаженную начали ещё при жизни.

Ксении был отмерен долгий век, 71 год, 45 из которых она провела в добровольном юродстве. К её могилке на Смоленском кладбище сразу стали стекаться паломники, первый холм срыли до основания, каменную плиту разобрали по камушкам — считалось, что «освященная земля» помогает от невзгод и болезней. Тогда появилась часовня Ксении, рядом с церковью Смоленской иконы Божией матери. Точно так же, как и к Стене Плача в Иерусалиме, к часовне стали нести записочки с просьбами и мольбами.

Особенно трогательно и страшно читать блокадные: «Милая Ксения, устрой так, чтобы я получила рабочую хлебную карточку на 250 грамм. Маня», «Дорогая святая Ксенюшка, моли Бога, чтобы немец не разбомбил наш дом на Малой Посадской, 4, и чтобы мы не умерли голодной смертью. Таня, Вадик и бабушка».

В 1988 году Ксению Петербуржскую канонизировали.

Паломники свидетельствуют о многочисленных чудесах, совершенных святой — исчезновении опухолей и камней в почках, выздоровлении от эпилепсии и параличей, спасении от обстрелов и нападений. Более всего, судя по отзывам, Ксения благоволит супружеству, материнству и детям, ей молятся о сохранении мира в семье, тепле домашнего очага, устройстве семейных дел. Но, как мне кажется, главная помощь петербургской святой не в этом.

Её жизнь — пример безграничного доверия и безропотной покорности Божьей воле, мы же начинаем роптать от любых неудач. Её путь — жертва всем ради ближнего, а многие ли бескорыстно дарят друзьям не то что дом — хотя бы пару часов на _их_ нужды. Она обходилась одной юбкой и кофтой, мы же страдаем от невозможности ежегодно обновлять гардероб — естественно, это не значит, что одежду надо занашивать, пока не истлеет, но так ли важны лишние вещи? И самое главное чудо Ксении — понимание, что человек может чего-то стоить, даже если он беден, неустроен и непонятен, что есть другие ценности помимо карьеры, успеха, достатка и благоденствия.

А завершат эту статью мои стихи, посвященные Ксении Петербуржской — они не так хороши, как хотелось бы, но помогают сказать правильно.

Ксения — сердцем сильная.
Странница чужедальняя.
Гордость твоя фамильная,
Горечь твоя миндальная.
К осени распогодится —
Вот тебе, мать, и Троица.
Небо с землей разводится —
Море дождем умоется.
А на кладбище — рубище
И нищета лежалая.
Люди идут за будущим,
Нынешний день не жалуя.
Платье мое вчерашнее,
Память моя забытая.
Светлое или страшное
Мимо несут — завидую.
Белое, небеленое,
Боль, белена, былина ли —
Все опадет под кленами.
Не были, были, минули.
Страннице в землю венами
Корни пустить. Погостница…
Гости стоят за стенами —
Все, кто простить попросится.
Вот и полна гостиница.
Странное дело, странница:
Сильный душой — поднимется,
Скорбный душой — останется.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Поэт, писатель, журналист, рецензент, фотограф, дважды мама и четырежды кошковладелица. Выпустила четыре книги, напечатала полсотни рассказов и много-много стихов. Люблю жизнь, интересуюсь всем вокруг. Живу в Крыму.

Другие статьи автора
новые старые популярные
ольга

спасибо! а стихи у вас хороши)))

Ольга_А

Замечательная статья! Спасибо!

Jeniay

Большое спасибо, Ника!

Виктория

Люди добрые, если кто-то в ближайшее время собирается ехать в Часовню Святой Ксении, передайте, пожалуйста, записочку с просьбой о мире на Донбассе. Здесь очень страшно.

Ника Батхен

Передадут! Дай Бог заступится.

Юлия

Виктория, передала сегодня записку. Мира Вам.

Виктория

Спаси Вас Господь!!! Сейчас наслаждаемся тишиной!!!

Гостья

Красивые стихи! Спасибо!
решили дочь назвать Ксенией))

Ксения

Замечательная статья. Я прочитала с удовольствием. Посылала записочку к ней — мне Ксеньюшка помогла. Спасибо ей, родненькой !

Энная

Ксения была очень светлым человеком. Я это однажды не умом поняла, а почувствовала: когда побывала у нее в гостях, в часовенке. Добиралась я туда по жуткому морозу, дела у меня тогда шли не очень, так что сторонних поводов радоваться не было. Но когда я подошла к часовне, я Ксению как будто почувствовала, ее настрой, ее душу, что ли (не сочтите за кощунство). Никакого кислого благочестия и скучной праведности не было в этом человеке, я уверена. Она далека от этого, потому что настоящая.

Илона

Я назвала свою дочь Ксенией в честь моей любимой святой!

Похожие статьи