С этого понедельника в России начинается Масленица. Масленая неделя — последняя скоромная неделя перед постом. Самое время как следует заговеться, отдохнуть, повеселиться.

Ух, и мастит русский народ на веселье! Иностранцы всегда поражались тому, с каким размахом гуляют на Руси-матушке. Тут тебе и кулачные бои стенка на стенку, и катание с гор на санях, и купание в проруби — кто дольше выдержит, в буквальном смысле до посинения (проигравших нередко от реки доставляли прямиком на погост), — и много чего еще, удалого, разухабистого, такого, что дух захватывает. Но неизменно самое большое изумление у заморских гостей вызывало катание на тройке.

Частенько русскую тройку называют «старинным» экипажем. Но на самом деле этот вид запряжки лошадей относительно «молод»: первые упоминания о тройке появляются в начале XVIII века, а значит, троечной езде около 250 лет.


В то время весь цивилизованный мир ездил на лошадях, запряженных попарно (цугом). Но русский народ всегда славился умением пойти другим путем. В России не признавали запряжки цугом — такие экипажи были неповоротливы, да и скорость даже при количестве 4-6 лошадей развивали небольшую.

У нас чаще всего применялась запряжка в две лошади, поставленные рядом: более сильная лошадь шла под дугой, а вторая рядом — пристяжной. Экипаж сохранял маневренность, и всего при двух лошадях развивал скорость, сравнимую со скоростью шести лошадей, запряженных цугом.

Россия — страна большая. Пока корреспонденция али указ какой из Петербурга до восточных окраин добирались, политическая и экономическая ситуация могла поменяться на прямо противоположную. Это, само собой, создавало трудности царствующим особам в управлении страной.

Остро стоял вопрос о сокращении сроков доставки важной корреспонденции в дальние города и веси нашей необъятной родины. И вот однажды кто-то из почтовых ямщиков решил поэкспериментировать и впряг в такую упряжку третью лошадь…

Имя этого новатора не сохранилось, но помянем добрым словом этого человека, создавшего не просто новый вид экипажа, а один из символов, можно сказать, бренд России. Эксперимент удался. Сразу выяснилось, что три лошади, запряженные в ряд, бегут гораздо быстрее, чем четыре, запряженные цугом. Дело в том, что боковые, пристяжные, лошади идут галопом, а центральная, коренник, идет размашистой рысью. Таким образом пристяжные как бы «подхватывают» коренника и помогают ему бежать и тянуть повозку. Слаженная тройка могла достигать скорости до 40 км/ч — невиданная резвость для XVIII века!

Поначалу на тройках возили почту, но очень быстро поняли, что и человек может сократить время в пути, если воспользуется этой запряжкой. Однако мчащаяся во весь опор тройка требовала широкой дороги — такая повозка с тремя разгоряченными лошадьми могла запросто снести все, что попадется на пути. Для беспрепятственного передвижения троек были проложены особые дороги — тракты, ширина которых позволяла разъехаться двум тройкам, идущим во встречных направлениях.

Кроме того, было введено ограничение на использование троек: если в санях или в кибитке находилось меньше, чем три пассажира, впрягать третью лошадь запрещалось. Исключение делали только для важных персон: государственных курьеров, генералов и царской семьи. Те могли ездить на тройке в гордом одиночестве.

«Синие ведерки» не являются изобретением нашего времени. Спецсигнал для повозок особого значения был придуман еще в те времена, когда лошадиные силы в транспорте были настоящими, с четырьмя ногами. В культурной Европе почтовые и «особые» упряжки предупреждали о своем движении по дороге звуками почтового рожка, который сейчас стал символом почты во всем мире.

Русские же ямщики предупреждали пешего и конного о своем приближении лихим посвистом, от которого народ шарахался в стороны, — свист прочно ассоциировался с разбойниками. Почтовое начальство решило окультурить ямское дело и пригласило из Клайпеды почтальона, который должен был обучить русских ямщиков игре на рожке.

Ямщики приняли новшество в штыки. Свист был куда милее слуху русского мужика, да и лошади под него бежали бойчее, как уверяли ямщики. Немецкий почтальон со своим рожком уехал обратно, а ямщики продолжили свистеть. Их штрафовали и даже били батогами.

Но это не помогло — озорной посвист разносился над российскими дорогами, и кто знает, чем бы все закончилось, если бы кто-то не додумался изготовить миниатюрную копию церковного колокола и подвесить ее под дугу.

Поддужный звон очень быстро завоевал популярность, и мода на него распространилась по всей России. Знатоки умели на слух определять место производства колокольчика: касимовский, пурехский, слободской, валдайский.

Колокольчики подвешивали к дугам на сыромятных ремнях. Ремни часто перетирались, колокольчики терялись. Поэтому стали крепить их к дуге по несколько штук, сначала про запас, а потом, научившись подбирать их по тону, и для благозвучия. Самый крупный из колокольчиков называли «мужик», а меньшие по размеру «бабами».

Но простым людям было запрещено ездить с колокольчиками, как сейчас обычный водитель не может ездить с мигалкой. И тогда нашли способ обойти колокольный запрет: вместо колокольчиков стали вешать под дугу бубенцы.

Бубенцы звучали потише, что отражалось на их прозвищах: «воркуны», «глухари». Очень быстро придумали подвешивать бубенцы не только под дугу, но и на хомуты, на постромки и уздечки. Подобранные по тону бубенцы при движении звенели очень красиво, такой подобранный комплект называли «ямской гармонью».

К XIX веку тройка перестала быть привилегией государственных служащих и знатных господ. Правда, хорошие лошади стоили огромных денег, и поэтому троечная езда была доступна только состоятельным людям. Простой человек проехаться на тройке мог только по большим праздникам, когда устраивались народные гуляния: Масленица, Святки, Светлая cедмица. Само собой, на тройке увозили из церкви молодоженов после венчания.

Почти 200 лет Европа могла знать о странных русских экипажах только по рассказам тех, кто побывал в России и видел тройку своими глазами. Говорят, что многие не верили рассказчикам — этого не может быть, так никто не ездит! В самом деле — русская тройка единственный в истории человечества экипаж, в котором лошади должны идти разным аллюром — коренник рысью, а пристяжные галопом. Подобного не было ни до, ни после появления тройки.

Только в 1911 году Европа получила возможность убедиться: так ездят, да еще как ездят! На Всемирную выставку в Лондоне впервые была привезена тройка светло-серых орловских рысаков. Публика рукоплескала русскому чуду, и Россия получила первую премию.

В 1982 году на международной конной выставке «Эквитана» в Германии русская тройка получила титул чемпиона выставки, а когда в 1989 году на другой выставке русская тройка с легкостью исполняла фигуры «высшего пилотажа» для упряжек, зрители аплодировали стоя.

Русская тройка столь прекрасное зрелище, что, повстречав ее, люди оборачиваются и провожают долгим взглядом. И, правда, с чем можно сравнить стремительный бег тройки? Только с полетом птицы. С чем можно сравнить ее красоту? С красотой русской души.

Николай Васильевич Гоголь написал слова, которые точно передают поэтический образ России в образе летящей по степи тройки: «Эх, тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? Знать, у бойкого народа ты могла только родиться, — в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи».

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Год рождения 1970. Воспитываю троих сыновей. Пишу художественные рассказы. Победитель конкурса рассказов форума ЭКСМО 2010 (группа не издающиеся), 3 место в конкурсе новогодних рассказов форума ЭКСМО 2010 г, 1 место в 1 туре, 4 место во 2 туре и приз зрительских симпатий в конкурсе детективного рассказа форума ЭКСМО 2011 г, 1 место в конкурсе рассказов "Кто мой ближний" 2011 г. на Православном Творческом Портале. Номинировалась на национальную премию "Писатель года" 2011 г.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Karamelka

Вот рассказали бы мне так влюблённо о России, о тройке в мои школьные времена! Но в тогда в совдепии всего боялись- учила просто так,смутно ощущая величие этих слов.

Лилия Малахова

Лучше поздно, чем никогда. 🙂

Анна

Статья замечательная, спасибо!

Лилия Малахова

Спасибо за прочтение. 🙂

olgayeriomenko

Чудесно!

Лилия Малахова

Спасибо. 🙂

altyinay

Спасибо.Очень здорово.

гость

И какой же русский не любит быстрой езды!

Лилия Малахова

Никакой. Ведь на самом деле удивительное изобретение — и красота, и скорость. Кстати, нагрузка на руки ямщика, управляющего тройкой, достигает 50 килограмм. Вот труд, да?

qweeny

Изумительно! Как будто сама прокатилась с ветерком))

Лилия Малахова

🙂
В лунном сиянии снег серебрится,
вдоль по дорожке троечка мчится…

Один из моих любимых романсов.

имечко

А мой -самый любимый)

Гоблинище

А ведь лошади в тройке еще и смотрят в разные стороны. Удивительно ))

Лилия Малахова

Это им красоты ради так головы немного отворачивают в сторону. А на соревнованиях на скорость не до красоты — лупят во весь опор, все смотрят прямо.

Гоблинище

Серьезно? Спасибо что сказали. А то я думаю — как же они бегут прямо, а смотрят вбок? красотища это, действительно. И так почитаешь воспоминания, это же целое искусство — управлять упряжкой. Даже и не тройкой, а двойкой.

Лилия Малахова

Это только на небольших прогулочных скоростях такое возможно.

julia_yakovets

Да, здорово! но вот какие мы вредные!
"Почтовое начальство решило окультурить ямское дело и пригласило из Клайпеды почтальона, который должен был обучить русских ямщиков игре на рожке.

Ямщики приняли новшество в штыки. Свист был куда милее слуху русского мужика, да и лошади под него бежали бойчее, как уверяли ямщики. Немецкий почтальон со своим рожком уехал обратно, а ямщики продолжили свистеть. Их штрафовали и даже били батогами."
Ну чем плоха Европа оказалась?) Хотя нет, не совсем дело плохо с нами: толчок к ноу-хау был дан)

Лилия Малахова

Вот такие мы. 🙂

Zeru

Спасибо, очень интересно! И написано красиво )

Гость

Чудесно! Очень интересно и познавательно! Ещё, пожалуйста, поясните, почему Вы называете автора отрывка о птице-тройке "Василий Николаевич Гоголь (да-да, это не ошибка!)" Простите за необразованность.

Похожие статьи