От начала времён историю войн пишут мужчины. На поле брани и за столом переговоров храбрые и амбициозные полководцы перекраивают границы государств и изменяют ход истории, теряют короны и обретают бессмертную славу. И лишь однажды по капризу небес во главе войска стала женщина, вооружённая лишь знаменем и верой в своё предназначение. Ее не смогли остановить ни вражеская армия, ни сословные предрассудки, ни суровое духовенство. Жанна д’Арк – простая девушка из деревни – чудесным образом завоевала сердца своих соотечественников, подарив им не только законного короля и веру в свою страну, но и одну из самых красивых легенд. О себе. Историки до сих пор спорят, что это было: божественное вмешательство или просто счастливое стечение обстоятельств? Сколько правды в истории Орлеанской девы, рассказанной ей самой на судебном процессе? Можно ли верить рассказам очевидцев, и нет ли подлога или подвоха в этой удивительной саге, записанной на сохранившихся до наших дней пергаментах? Слишком, слишком невероятно порой выглядит то, что девятнадцатилетняя пастушка преуспела там, где сложили оружие маршалы и отступили монархи. Однако пока даже самым въедливым скептикам не удалось доказать, что всё было иначе. А значит, будем считать, что Жанна д’Арк родилась в 1412 году в деревне Домреми в крестьянской семье. В то время Франция была разорена войной, той самой Столетней войной (1337-1453), которая едва не превратила независимую страну в английскую провинцию. Казалось, небо отвернулось от этой земли – военные неудачи следовали одна за другой, король Карл VI Безумный лишил своего единственного наследника прав на французскую корону, аристократия погрязла в интригах. Простому народу оставалось выживать, платить подати и молиться о чуде. Как это всегда в смутное время, возникло множество пророчеств о будущем Франции. И одно из них гласило, что «страну погубит злая женщина-чужестранка, а спасёт невинная девушка». До двенадцати лет Жанна, дочь Жака д’Арка ничем не отличалась о прочих детей: росла, хорошела, посильно помогала родителям и играла с ровесниками. Говорят, что в Домреми было своё волшебное место – Дерево фей, и деревенские дети очень его любили. И, конечно же, надеялись встретить там кого-нибудь из «малого народца», несмотря на то, что сельский священник окропил это место святой водой, чтобы прогнать всю эту воображаемую «чертовщину». Позже на суде трибунал очень подробно расспрашивал Жанну о детских играх под Деревом фей, и невинные забавы крестьянской малышни очень подошли для обвинения в колдовстве. И даже показания Орлеанской Девы о том, что с двенадцати лет она слышит именно голоса святых, не смогли послужить доказательством ее праведности. А между тем Жанна утверждала, что с детства с ней говорят святая Екатерина и святая Маргарита, а порой даже сам архангел Михаил. Родители девочки также весьма скептически относились к признаниям Жанны о «святых голосах». Они не видели ничего особенного в своей дочери и полагали, что ей суждено прожить самую обычную жизнь. Когда Жанна вошла в возраст, ее даже попытались выдать замуж, но из этого ничего не вышло – она категорически отказывалась идти под венец и упрямо твердила что, по воле говорящих с ней святых, ей должно покинуть родную деревню. Для Средневековья это был удивительный случай: женщине низшего сословия полагалась слушаться мужа, хранить очаг и рожать детей. Представить, что незамужняя девица одна отправится прочь из дома, было невозможно. А уж поверить, что она делает это по божьей воле и ради спасения Франции и вовсе никто не мог. Невозможно. Немыслимо. Не может быть! Так казалось всем, кроме самой Жанны. Для нее же всех этих запретов и трудностей словно бы и не существовало. Когда ей исполнилось восемнадцать, она покинула отчий кров и отправилась в ближайший к ее деревне городок Вокулёр. Робер де Бодрикур, наместник, очень удивился просьбе крестьянской девушки доставить её к дофину Карлу. У него хватало забот и без этого. Не найдя поддержки у наместника, Жанна обратилась за помощью к жителям городка. И простой народ неожиданно поддержал её и принялся снаряжать к королевскому двору. Была собрана сумма денег, достаточная для покупки дорожной одежды, коня и даже доспехов. Сеньор Робер, глядя на своих воодушевлённых подданных, сдался. И дал сопровождение странной девушке из деревни Домреми. Дофин Карл к тому времени жил в Шиноне, и это мало чем отличалось от изгнания. Фактически он был законным наследником французской короны, но, похоже, он сам мало верил в это. Для того чтобы стать настоящим королём, ему согласно традиции нужно было короноваться в Реймсе. Но попасть туда было никак не возможно – путь преграждал осаждённый врагами Орлеан. Дофину, основательно неуверенному в себе и своих правах на престол оставалось предаваться унынию и ждать, чем всё кончиться. Неизвестно, надеялся ли Карл на чудо, но однажды оно вдруг произошло. Ко двору явилась никому не известная крестьянка, которая назвала себя Жанной-девой и заявила, что может спасти страну от гибели. Дела дофина были плохи, но всё же он не торопился принимать столь необычную помощь. Он хотел доказательств того, что Жанна послана Богом, для чего было назначено «большое испытание в Пуатье». И вот девушка, которая по ее же собственным словам «не отличает «а» от «б», предстала перед учёными богословами, которым было должно определить природу ее «голосов». В то время шутить со святой церковью было опасно. Любая странность, малейшее подозрение в одержимости дьяволом или случайное неверное слово могли стоить жизни. Но Жанна не боялась. Она охотно и подробно рассказала церковным мужам, как и о чём говорят с ней святые, честно ответила на множество заданных вопросов, при этом не уставая повторять, что Господь послал ее к дофину, чтобы спасти Францию. В итоге церковный трибунал не нашёл в ней ничего еретического и с его молчаливого согласия Жанне-деве было разрешено отправиться к войскам. Ей предстояло снять осаду Орлеана. Специально для этого случая была изготовлена орифламма – особый королевский штандарт Франции, который поднимался на копье. Но главным оружием Жанны была ее вера. А значит, у нее было то, что давно растеряли французские солдаты и полководцы. Поначалу появление девы в сияющих доспехах было воспринято, как королевская прихоть, которая, по мнению бывалых вояк, никак не может спасти положения. Но Жанне не было дела до реального положения вещей. 29 апреля 1429 года в 8 часов вечера она вошла в Орлеан через Бургундские ворота, а через девять дней осада была снята. После этого ни у кого не осталось сомнений, что Дева послана французской армии Всевышним, ибо ее слова обернулись делом. А вернее – чудом. Дорога на Реймс была открыта, и французская армия выступила в «бескровный поход»: города без боя открывали ворота перед Орлеанской Девой. 17 июля того же года дофин Карл был торжественно миропомазан в Реймсе как и положено настоящему королю Франции. Череда военных побед, одержанных Жанной д’Арк, переломила ход Столетней войны. Боевой дух в армии достиг небывалых высот, поток восторженных добровольцев, желающих сражаться за свою страну под орифламмой Орлеанской Девы, восполнил поредевшие ряды солдат. Казалось, что ещё немного и побеждённые англичане наконец уберутся за Ла Манш. Однако, Карл VII получив желанную корону, потерял интерес к дальнейшим военным подвигам. Он поместил Жанну среди своих придворных, даровал ей наследственный дворянский титул и предпочёл играть с Англией в дипломатию. Но Орлеанская Дева точно знала своё предназначение, и королевские почести мало интересовали ее. Жанна упрямо повторяла, что необходимо продолжить военные действия и идти на Париж. Король предал своего божественного знаменосца. Он разрешил Жанне штурмовать французскую столицу, но достаточного для этой операции войска не дал. Осада Парижа провалилась. Повторный штурм король запретил, и после этой неудачи стало казаться, что он и вовсе забыл про Жанну-деву. Теперь ей приходилось воевать с вельможами, которые, как и Карл VII, не хотели славы на поле боя и потому мешали Жанне вести дальнейшую кампанию против захватчиков. Весной 1430 года Орлеанская Дева оправилась на север страны, в осаждённый Компьень, чтобы помочь жителям города. 23 мая Жанна д’Арк была захвачена в плен бургундцами, которые через некоторое время продали ее англичанам за очень приличную сумму золотом. Вскоре оказалось, что Карл VII был готов вести переговоры с Англией о чём угодно, кроме судьбы Орлеанской Девы. Жанна словно бы перестала существовать для него, сгинув в плену, как безвестный простой солдат. Между тем в феврале 1431 года в городе Руане начался инквизиционный процесс над «некой женщиной Жанной, называемой также Девой». Ее снова подробно расспрашивали о «голосах», и она снова отвечала так же, как на испытании в Пуатье. Но на этот раз сказанное обернулось против нее – суд единодушно признал всё ересью. Одним из самых тяжких обвинений на процессе стало то, что Жанна носила мужскую одежду. На взгляд церковников это преступное отречение от своего пола произошло по дьявольскому наущению. Доводов простой житейской логики и походного удобства здесь никто не признавал. Со слов высокого суда выходило, что Жанне не следовало слушать голоса и верить им, не следовало покидать дом и переодеваться в мужское, не следовало побеждать англичан и короновать короля. И все ее «мнимые подвиги» требовали осуждения и наказания. 24 мая 1431 года Жанне д’Арк впервые зачитали обвинительный акт, и трижды предложили отречься от своей ереси. Обвиняемая трижды отказалась. Но в момент, когда епископ уже читал смертный приговор, Жанна вдруг прервала его и согласилась произнести формулу отречения. Судьи, наконец дождавшись «чистосердечного раскаянья», заменили костёр пожизненным заключением и обещали снять отлучение от Церкви. Но через два дня Жанна объявила, что очень сожалеет о своём отречении, произнесённом из страха смерти, и проклинает себя за это. После этих слов дело «повторно впавшей в ересь» было передано светскому суду. Жанну д’Арк сожгли в Руане на площади Старого рынка 30 мая 1431 года. Ей был всего двадцать один год… Во всяком случае, об этом говорит «официальная версия» истории. Многие потом рискнули утверждать, что Орлеанская Дева чудесным образом избежала казни и жила долго и счастливо. Но доказать это пока не получилось ни у кого. Спустя 25 лет после смерти Жанны д’Арк по ее делу было назначено новое разбирательство, в ходе которого несчастную девушку полностью реабилитировали и признали невиновной. Обвинительный акт был торжественно разорван, а справедливость восстановлена. А в 1920-м в Ватикане было принято решение о канонизации Орлеанской Девы. Несмотря на огромное количество сохранившихся документов по делу Жанны, не существует ни одного прижизненного изображения этой французской героини. Но большинство художников предпочитают изображать ее в мужском костюме, со знаменем в одной руке и мечом – в другой. И, наверное, это правильно. Потому что для большинства из нас Жанна д’Арк была и остаётся девой-воином, доказавшей что нет на свете оружия сильнее, чем вера… В материале использованы кадры из фильма «Жанна Д’арк» (реж. Люк Бессон, 1999).