В воскресенье состоятся выборы президента России. Во многих странах большое значение придают семейным качествам кандидатов в президенты, считается, что семья главы государства должна служить образцом. Как вы считаете, насколько важно, чтобы кандидат в президенты был хорошим семьянином? Может ли холостяк управлять государством, или он ничего не понимает в жизни? А женатый в третий раз? На вопросы «Матрон.РУ» отвечают известные священники. Протоиерей Димитрий Смирнов: — Конечно, президент — первое лицо государства, и желательно, чтобы он был образцом нравственности, в том числе и в семейной жизни. Это очень правильно. Однако в последние десятилетия это требование практически во всех державах нарушается, что, вероятно, свидетельствует о падении нравственности европейских народов, сошло на нет. Это, конечно, печально. Протоиерей Александр Стрижак: — Есть очень простой тест, пишем две колонки «хорошо» и «плохо», и записываем в каждую колонку одно из двух слов. Пары можно подбирать любые: тепло и холод, зима и лето, и так далее. Куда вы запишите слова из пары семьянин — холостяк? А если женатый — разведенный? Думаю, тут ответ будет почти всегда одинаковым, это на подсознании уже все. А вот как быть с парой: холостяк — троеженец? У меня холостяк просится в колонку «хорошо». Но это простые вещи. Что касается Главы Государства, то стабильная семья кажется нам признаком способности к управлению, стрессоустойчивости, умения прощать, хотя у стабильности могут быть и другие прчины. Если нам нужен Президент, который будет эталоном и примером, то надо многодетного отца выбирать, а то вымрем все. Я думаю, что все это увод от реального разговора о кандидатах в плоскость симпатий и чувств. Священник Феодор Людоговский: — «В большинстве стран…» — по-моему, этот тезис сам по себе нуждается в обосновании. Если же говорить без оглядки на других, то мне кажется, что семейное положение главы государства важно прежде всего при монархическом правлении, где, во-первых, это действительно важно (нужен наследник, важно правильным образом его воспитать и проч.) и, во-вторых, народ может мыслиться как большая семья, в некоторым смысле — продолжение семьи монарха (рудимент, конечно, но довольно милый). А при республиканском, «демократическом» устройстве это не так важно. Холостяк — еще не беда. Но если человек бросил семью, не заботится о детях и проч. — это, конечно, ему минус.