Итак, снова здравствуйте, дорогие сёстры. Вот и снова на пороге Пасха, и с вами снова я, дежурная по пятнице. И сегодня наша тема… см. название.

С третьего класса общеобразовательной школы мне в душу запал рассказ из книги для чтения для 3-го класса.

Рассказ был про мальчика — помощника пастуха из некоего колхоза. Однажды мальчик, находясь при исполнении служебных обязанностей, убил кнутом волка, напавшего на колхозное стадо. И, хотя мальчик никому об этом не рассказал, его подвиг каким-то образом стал известен, в результате чего мальчика наградили новыми ботинками (кажется), написали о нём в газете, в общем, были мальчику полный респект и уважуха.

Основной, так сказать, месседж данного рассказа заключался в том, что подвиг мальчика стал известен не благодаря самому мальчику, то есть, героизм героя осеняла сугубая скромность. Без каковой немыслим никакой настоящий героизм.

О, я чувствую, вы совершенно согласны с этим утверждением. Да, я тоже абсолютно с ним согласна. Если бы мальчик начал кричать на каждом углу о том, какое великое дело совершил, он вряд ли стяжал бы такую симпатию.

Однако есть во всём этом некоторая психологическая загогулина, которая делает употребление данного дидактического материала не вполне честным по отношению к детям младшего школьного возраста.

То есть рассказ прекрасно подходит для конкретных педагогических целей: воспитать в юном пионере скромность посредством положительного примера мальчика Вани из колхоза «Светлый путь». Однако закрепление положительного образа происходит наиболее дурацким, на мой взгляд, образом: про подвиг мальчика таки узнали. И узнали не потому, что мальчик был скромным. А потому что в кустах у пастбища, вероятно, сидела какая-нибудь баба Дуня, которая и поведала о случившемся радостным односельчанам.

Кстати, я не помню, как это было описано в рассказе. Вполне возможно, что авторы адаптации обошлись чем-то вроде «я никому про это не сказал, но все почему-то узнали».

В итоге что? В итоге я всю дорогу была уверена, что наиболее верный и единственный оправданный общественной моралью способ получить награду за свершения — это молчать о них, забившись в дальний угол колхозного сарая.

Про то, как эта же мысль была продублирована в шварцевской «Золушке» я уже писала. Не помните — пересмотрите фильм, там происходит расшифровка того, что именно пытались воспитать в пионерах под видом скромности.

Под видом скромности в пионерах воспитывали гордость — в самом, пожалуй, плохом понимании этого слова.

Потому что открытая и бессовестная гордыня в людях лечится либо банальным мордобитием, либо галоперидолом.

А вот такая, замаскированная под наиболее красивую из добродетелей, лечится очень и очень плохо.

Сменив пионерский галстук на православный крестик, я, конечно, принялась изучать матчасть. Читая Евангелие, я то и дело натыкалась на то, что Христос говорил о Себе, например, что он «кроток и смирен сердцем».

«Как же, однако, нескромно!» — удивлялась я.

Во всех любимых мною на тот момент книжках и фильмах герои были как на подбор скромные. Некоторые — вроде Зорро — вели двойную жизнь, днём притворяясь никчёмными дурачками, зато ночью вершили своё правосудие.

Однако зритель всё равно с нетерпением ждал той серии, когда благородный обман героя будет раскрыт, и прекрасная Кончита (а может, не Кончита, не помню) радостно упадёт на грудь возлюбленного, узнав, что на самом деле он храбр и прекрасен.

На фоне всего этого Евангелие показалось мне шестнадцатилетней крайне скучной книжкой. А его Главный Герой далеко не всегда вел Себя так, как положено вести скромному и благородному рыцарю.

Шли годы.

На каком-то там курсе института мы изучали оперу «Князь Игорь». Когда опера была пройдена, я не захотела с ней расстаться и гоняла её в плеере на удивление однокашникам (многие из которых не понимали, как можно слушать классику для удовольствия).

Помимо музыки меня совершенно очаровал тот факт, что в опере нет «плохих ихних» и «хороших наших» (не считая Владимира Галицкого, который просто был свиньёй, хотя был «наш»). Бородин был человек смешанной крови и не мог внутри себя противопоставить русских половцам. Два противоборствующих персонажа — князь Игорь и хан Кончак — никак не выглядят заклятыми врагами. В советских постановках их пытались сделать таковыми, но музыка не дала. Хан Кончак — победитель — откровенно симпатизирует сильному противнику и мечтает с ним побрататься, для чего и держит в плену. Когда князь всё равно сбегает (его сын остаётся в жарких объятиях Кончаковны), хан восклицает «Вах, молодец какой! Сбежал, но обещал вернуться на матч-реванш! Уважаю, я и сам так бы поступил! Ну, пока он там войско собирает, чтобы меня бить, мы здесь пирком да за свадебку».

В своей великолепной арии хан поёт про себя: «Я храбр, я смел, страха я не знаю, все боятся меня». И — обращаясь к князю: «Но ты меня не боялся, пощады не просил!»

Уж не знаю, по какой причине, но я вдруг прониклась. Мужик правду рубит, как она есть. Полководцы тогдашнего времени не имели привычки отсиживаться в тылу, раздавая команды по телефону. Они ехали впереди войска. Не будь то, что говорил про себя хан, правдой, его давно бы уже не было в живых.

Да и хороша была бы похвала князю, если бы хан поставил заслуги собеседника выше своих, предварив сие чем-то вроде «ну, я человек маленький, незаметный, кто-то говорит, что я храбрый, но это они так, чисто чтобы польстить, на самом деле я понимаю, что я, в общем-то, никто и звать никак». Князь Игорь при таких раскладах уже не выглядел бы героем, не склонившим головы перед великим, а так, чуть выше плинтуса.

Наверное, впервые в жизни я поняла, что, не уважая себя, я не уважаю тех, кто меня окружает. Принижая свои знания, я предаю тех, кто мне их дал. И так далее.

Здесь я позволю себе развернуть вопрос немного под другим углом. Оставлю в стороне наше русское народное неумение при заполнении резюме заполнить графу «Мои достоинства». Про это только неграмотный еще не написал, потому что все ленивые уже написали.

А я как-то всё о своём, о девичьем хочу.

В рассказе про мальчика Ваню нам недвусмысленно обещали награду за скромность. В жизни никто из нас её не получил. Ну ладно, может быть, кто-то и получил, но это была не я. Не получая оной награды, я была уверена, что я просто недостаточно скромная. Значит, надо эту опцию прокачивать. Тем более среда способствовала: кто помнит то время — оно было охарактеризовано тем, что дети интеллигенции вместо похвалы часто получали «ты можешь лучше». Граждане трудоголики и перфекционисты, вы этого не помните? А зря. Советую вспомнить.

Так вот, прокачать скромность было легче лёгкого. Поскольку притвориться скромной — нет. Это нечестно, значит, надо стяжать веру в предлагаемые обстоятельства. Я никто и звать никак. Извините, что живу. Это не я, это собачка накакала.

Но при этом не забываем жить, учиться и работать, как завещал великий Ленин. На износ.

Ну что же, довольно скоро я поверила в свою никчёмность. Что же до награды, ради которой я так подвизалась, — то она так и не воспоследовала. Правда, на тот момент я уже была уверена, что таких, как я, награждать и не за что. Любопытный финт, не правда ли.

Изначально, видимо, не склонная к ненависти и зависти ко всему, что, в отличие от меня, ещё шевелится, я предсказуемо впала в другую крайность, дореволюционные институтки называли её «обожание», а в наши дни она известна под словом «фанатство».

Возьмём, скажем, того же Алана Рикмана (Киану Ривза, Майкла Джексона, Диму Билана, нужное подчеркнуть, недостающее вписать) и начнём от него тащиться. До слёз в подушку. До грёз наяву. До крамольных мыслей насчёт того, что «ах, если бы я вдруг увидела его лицом к лицу…»

То — что?

Попросила бы дрожащим голосом автограф? Или сразу растеклась бы лужей, как Снегурочка от взгляда Солнцеликого?

А ему-то от этого какая радость?

Если он человек нормальный, то от страстных взглядов снизу вверх его может и стошнить. Ему жить хочется, а не на пьедестале стоять. За жизнь поговорить, за искусство… Если нормальный, повторяю. (Ну, а если он уже не человек, а памятник себе, то другое дело, от такого стошнит уже меня саму.)

Короче, весело нам, «скромным» девочкам, живётся на белом свете.

Вот и решила я однажды сказать всему этому своё решительное нет.

Для начала взяла обожаемую на тот момент персоналию и начала сравнивать:

Он красивый — я тоже. Особенно если мы оба в хорошем гриме. Без грима там всё обычно. Как у меня.

Он танцует — я тоже танцую, во всяком случае, примерно в том же объёме.

У него харизма — так у меня тоже харизма! То есть изначально была. Такая, что, где ни появлюсь, бывало, сразу вся песочница вокруг меня собирается. Харизму свою я долгими упражнениями по развитию «скромности» извела, а он долгой работой по специальности (то бишь, на сцене) развил.

Дальше едем. Поёт? Я тоже. На музыкальных инструментах играет? Я тоже. Верхом ездит? Эмм… так себе ездит. Мой тренер был однозначно лучше. Да и со сценическим фехтованием не всё благополучно — не у меня, у него.

Поскольку эту самотерапию я проводила прилюдно в соцсети, обвинения в нескромности меня не миновали. Впрочем, это были какие-то новые френды, которые ещё не знали, что я за фрукт и каким колесом на меня лучше не наезжать.

Кстати, тех, кто меня понял, было как минимум в десять раз больше.

Я же из этого сделала вывод: вероятнее всего, всё моё фанатство не более чем тоска по своей настоящей сущности. Вижу его — и вижу, какой могла бы быть моя собственная жизнь. А если посмотреть на всё трезво, — какой эта жизнь ещё вполне очень даже вероятно будет.

Сказав устами Золушки одну дурацкую вещь, Шварц её же устами сказал вещь мудрую: «Очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь».

Мы все, все поголовно хотим и ждём награды за свои хорошие дела. И с этим ничего не поделаешь.

Сейчас мне думается, что скромность — гораздо более простое понятие, чем нас учили. Скромность — это мера и своевременность в проявлении себя. Нас не должно быть слишком много, но и слишком мало нас тоже быть не должно. Каждый на своём месте в жизни должен действовать наилучшим образом, в полную силу, используя весь арсенал вверенных ему сил, знаний и талантов. Свои сильные стороны надо изучить и знать. Потому что любой хороший учитель знает: если опираться на успехи ученика, ошибки со временем исправятся сами.

К сожалению, в обратную сторону это тоже отлично работает. В особенности потому что большинство из нас гораздо более чутко к ругани, чем к похвале. Порой похвалу мы не можем воспринимать вовсе, у нас этот орган атрофировался с детства за ненадобностью. Так что, выходит, мы знаем себя с худшей стороны, но это всё равно что, выйдя в далёкий и трудный путь, взять с собой только обрывок дорожной карты.

Всё было бы вполне ужасно, если бы не то обстоятельство, что в жизни всё исправимо. Неисправима только смерть, да и то, бывали прецеденты…

Вот уже послезавтра у нас Пасха. Воскреснем же и мы, как фениксы из пепла, и посмотрим на себя новыми глазами.

З.Ы. А когда я буду в Японии, я обязательно постараюсь встретиться с г-ном N. Скажу ему большое спасибо за его труд и в качестве благодарности… например, спою.

А потом мы с ним, конечно же, обменяемся автографами. Это непременно.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, художник по куклам, дирижёр, оперная певица и педагог по всему, что хорошо умеет сама (то есть, кроме писательства). Повести «Дождь», «Эльфрин», «Первая заповедь блаженства» и кое-что по мелочи были изданы или переиздаются в «Никее» и ИД «Димитрий и Евдокия». А ещё я крестиком могу вышивать, и на машинке.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Ася

Не умею я никого обожать.Даже не понимаю как это.Хотя "скромности" тоже вагон и маленькая тележка.Наверное у этой болезни есть разные формы.

Энная

Спасибо, Людмила! А я тут к Пасхе приняла волевое решение: куплю тушь! объемную! Насчет остального пока не уверена, но глаза надо выделить, ибо… ну дальше будет не по-пионерски, так что умолчу.

Марина

купите и тени,кремовые, с мерцанием

ОльгаМаргарит

Браво! Честно, открыто. Молодец!

Гоблинище

Жизнеутверждающе! 🙂

Энная

Пример излишней скромности: знаю одну замечательную девушку — художник и дизайнер, с хорошей академической подготовкой. Все, что она делает, она делает красиво, со вкусом: от этикеток для сковороды до дизайнерских сумок… А еще она узоры для фарфоровых чайных приборов рисовала, когда работала на Ломоносовском фарфоровом заводе… И такая скромность, такое неприятие своих достижений! Говорит, что в Питере художниц вроде нее — пруд пруди. Хотя, может, благодаря конкуренции она и выросла до такого уровня. Однако мне, уроженке города N, который славится своими дешевыми понтами и провинциальным китчем (нет-нет, у нас и хорошего тоже много), было удивительно: как? Зачем принижать свои достоинства,… Читать далее »

Jeniay

Спасибо, сэмпай, все так… Давно это понимала… А теперь продолжу путь…

ККК

На меня в юности очень подействовала фраза- Женщину украшает скромность, если нет других украшений! Я вот как то сразу прониклась и начала со своей скромностью бороться. С переменным успехом, но заменяю ее на трезвый взгляд на себя любимую и на здравый смысл. В плане именно женского обаяния и принятия себя- получается, в профессиональном еще удивляюсь, когда хвалят, но почти верю. Эх, есть над чем работать!

Maria_Francesca

Ты, подруга, как водится не в бровь, а в глаз! Мы с тобой просто родственные души, я это всегда говорила 🙂 Мы еще всем покажем свою великую и потрясающую харизму, правда?
Для меня штука всегда была в том, что я знаю некоторых из этих людей. Ну, тех самых, которые велики и несказанно прекрасны. И всегда думала: зачем этим великим и прекрасным людям такая глупая и бесполезная девочка, как я? Но потом решила, что на что-нибудь все же пригожусь. И даже почти выучилась нормально разговаривать… 🙂

Жанна

Здорово как…

kiriniya

А теперь, пожалста, пошаговую инструкцию по развитию непионерских качеств. Ибо все понимаю, но в ответ на хорошие слова очень тянет спрятаться за ближайшим плинтусом и там изумляться.

Morvenlight

попробуйте для начала искренне поблагодарить человека за добрые слова. Как там, в сказках: спасибо тебе, имярек, на добром слове.

kiriniya

А, стало быть, первый этап успешно освоен :)! Спасибо!

annouchka

А теперь, пожалуйста, про второй этап. 🙂

Morvenlight

второй этап: попытаться поверить в то, что люди сказали правду. Поистине наше пионерское высокомерие неисчерпаемо: мы уверены, что нас окружают лгуны.
Всех с праздником, Христос воскресе!

Хельга

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

kiriniya

Не, ну а если в искренность людей веришь, но все равно ежишься: то ли думаешь, что вот узнают они меня настоящую и будут страшно разочарованы, то ли пионэрский галстук шею натирает… С праздником!

Хельга

Мы не можем нравиться всем, и страх разочарования людей в нас сродни человекоугодию. Вообще желание нравится людям какое-то нездоровое что-ли… Как говорит мой знакомый, врач- психиатр, всегда говорит, что если тебя назвали верблюдом, не нужно сразу щупать спину и искать у себя горбы, разумеется, в переносном смысле, касается чего угодно. Честно ответьте себе: зачем Вам именно симпатия окружающих, и если в Вас кто-то разочарован или настроен по отношению к Вам отрицательно, почему это для Вас так значимо?

Jeniay

Я не очень люблю сразу записывать такие недостатки в грехи и начинать страдать от чувства вины и каяться. Часто, и в моем случае в том числе, проблема вызвана сложной ситуацией в детстве и в семье. Склонна скорее воспринимать это как свою беду или, чтобы не сильно падать духом, свою особенность на данный момент времени. Да, я понимаю, откуда у нее растут ноги. Да, я работаю над разрешением проблемы и готова бороться хоть всю жизнь. И еще, я точно знаю, что Господь любит меня даже такой.

kiriniya

Да, что-то в этом роде.

kiriniya

С честностью проблем никаких, совсем как у Печорина. Отношение других людей для меня очень значимо. Может, и есть такие самодостаточные люди, которым все равно, а для меня каждое дурное слово или косой взгляд ощутимы. И, кстати, заметила: продуктивность на работе падает. Но это уже не по теме.

Jeniay

То же самое.

Хельга

Эк, сестры, Тут никаких резервов не хватит, если для Вас все приведенное выше так значимо. Бог помощь, дорогие сестры, в работе над этим.

Jeniay

Спасибо 🙂

Хельга

А я твердо знаю, что:" Иной суд Божий, иной человеческий", и не страдаю, если сталкиваюсь с негативом, а раньше — да, было как у Вас.

Jeniay

Хельга, я ведь тоже хорошо понимаю про суд Божий и человеческий. И если подходить осознанно и обдуманно — мне чужое мнение по барабану. А вот в какие-то неосознанные моменты, когда я не на чеку, не замечаю вовремя и не беру себя в руки, то косые взгляды очень выбивают из равновесия. Кто его знает, почему…

Morvenlight

а точно ли то, что мы знаем, это настоящее?

kiriniya

Может, не единственное настоящее… вообще хороший вопрос!

Хельга

Дереализация?

Хельга

А шут его знает, настоящее оно или нет, или нет, не так: оно или не оно? (Шучу)…

Энная

Такие опасения могут иметь почву под собой. Иногда люди в нас разочаровываются, если очаровываются нереалистично. Но это если вам не повезло — встретились с незрелым человеком. Оказывалась в таких отношениях — неуютно быть предметом для чьих-то проекций, трудно держать "персону", такую, какая ему видится, ну и хочется поскорее сбежать.

ольга

да, да, да и еще раз да! читаю ваши статьи с огромным удовольствием, все как всегда в точку! принижать свои достоинства нельзя. как нам не хватает самоуважения))

Похожие статьи