2 мая остановилось сердце величайшей балерины ХХ столетия Майи Плисецкой. Немного не дожила она до своего 90-летнего юбилея…

Мне посчастливилось общаться с Майей Михайловной, бывать у нее дома, брать у нее многочисленные интервью. Я была тронута ее добротой, открытостью, простотой в общении и внимательностью к собеседнику. Одно из интервью балерина предложила назвать «Репортаж для будущего».

Майя Плисецкая была удивительно гармоничной во всех своих крайностях и контрастах. Крайностях невероятного прыжка, безмерной выразительности рук, патетики жестов, нежности и яростного вдохновения. Контрастах черного и белого, жизни и смерти, фрески и акварели. В ее облике проступал Египет, Рим, Эллада. Ее пуанты подчас казались античными котурнами. Балерина-трибун — новое амплуа Терпсихоры, открытое Плисецкой. В ее танце оживал миф и рождались очертания еще не известных сегодня пластических систем…

— Майя Михайловна, нет, наверное, такого человека, кто бы вас не знал. И в этом немалая заслуга телевидения. Сразу миллионы зрителей, не только завсегдатаи Большого, но и те, кто там ни разу не был, могли увидеть вас в ваших лучших ролях. Чем интересна для вас работа на телевидении?

— Съемки для нас, артистов балета, — единственная возможность каким-то образом сохранить свое искусство. Это репортаж для будущего. Пройдут годы, и новое поколение зрителей увидит, что мы делали и как. Мы уходим бесследно, не оставляя после себя ни полотен, ни романов. Сегодня мы танцевали спектакль, а завтра надо это опять доказывать. Сколько уже ушло танцовщиков, чье искусство не зафиксировано и от которых остались лишь легенды! И фотографии, в большинстве случаев несовершенные. Но по фотографиям о танце судить очень сложно. Есть хорошие фотографии у плохих танцовщиков, и плохие у хороших. Всякое бывает…

— Исполнение вами ролей Марии Николаевны Полозовой в «Фантазии», Бетси Тверской в художественном фильме «Анна Каренина», певицы Дезире в фильме «Чайковский» было очень интересным и во многом неожиданным. Не привлекает ли вас возможность выступать в качестве драматической актрисы?

Привлекает. Если бы я не пошла в балет, я бы стала драматической актрисой (Но в балет я не шла — меня туда отдали!). В драму меня тянуло всю жизнь. Даже был такой момент, когда я собиралась балет оставить. Рубен Николаевич Симонов настойчиво звал меня в драматический театр. Он говорил так: «Ну зачем тебе балет? Двадцать лет, и все! А у нас через двадцать лет только начнешь, еще молодая будешь. В драме можно играть и до ста». Очень он переманивал меня и до конца жизни все повторял: «Ты неправильно сделала. Нужно было перейти в драму».

Но я уже десять лет проучилась в хореографическом училище, поступила в Большой театр, сразу все танцевала, у меня был огромный репертуар с первого же сезона. И вдруг все это бросить? Жалко было. Однако некоторое время я сомневалась. Но поскольку драма была мне неизвестна, а балет хорошо известен, я выбрала то, что наверняка.

Вообще театр меня интересовал и интересует в любом проявлении. Меня притягивал греческий театр со словами, с пластикой, с пением (и это одна из причин, почему появилась «Айседора»). Правда, петь я не могу, для этого нужен голос. Когда поют без голоса, меня это не устраивает. Теперь придумали микрофоны, и петь может любой человек без исключения, но это, по-моему, уже не искусство. Раз у меня не было голоса, я и не мечтала о пении. В жизни я абсолютный реалист. Что было для меня нереальным, я того и не хотела. А вот драма была для меня реальна, кино — реально. И поэтому меня к ним всегда тянуло. К тому же моя мама Ра Мессерер была известной киноактрисой.

— Как вы работаете над ролью? Существует ли у вас какая-то система?

— Лично для меня, когда просто учишь роль, важно твердо запомнить порядок. Я от природы очень не сосредоточена. Это мой недостаток, с которым я родилась. В школе и в балетном классе, и на уроках по другим предметам я слушала, как говорят педагоги, а не  что они говорят. У нас был учитель, который постоянно повторял «так сказать», «значит», «вообще», и мы считали, сколько раз он так скажет. Плюс к этому я еще была очень невнимательной. Поэтому мне сосредоточиться и выучить трудно. Но если я выучила, то помню всегда, потом уже даже не мозг, а тело вспоминает.

Каждая роль несет что-то свое. Те партии, в которых нечего сказать, я не танцую вообще. Если можешь сказать, так скажи. Когда уже нечего сказать, надо замолчать. Часто артисты говорят, потому что они этого хотят. Они плачут, жалея себя или своих героев. Я же предпочитаю, чтобы плакала публика. Если зал весь во внимании, если он не дышит, это обязательно передается. Я всегда знаю, смотрит  ли зал, взяла ли я его властно или нет. Тема сама по себе не так важна. Важно — как это сделано.

В искусстве самое важное — как. Я знала виртуозов, которые имели огромный успех, блистали техникой, все были от них в восторге. Но они ушли — и о них забыли через полчаса. Нельзя на сцене заниматься гимнастическими упражнениями. Искусство балета — не только класс. А вот хвост кометы за собой оставить… Пролетела звезда, ее уже не видно, а хвост еще есть, огненный. Это уже артистичность. Здесь уже не про тридцать два фуэте, про другое речь. Оставить после себя след в человеке — вот главное.

— Майя Михайловна, что вы цените в людях? И что не принимаете?

Если бы вы меня спросили, кто для меня идеал человека, я бы ответила: мой муж Родион  Константинович Щедрин. Его натура отвечает моим понятиям об идеале. Вот таким должен быть человек, на мой взгляд.

Очень часто в жизни и особенно в искусстве мы сталкиваемся с ужасным словом «зависть». Порой мне кажется, что сначала рождается зависть, а потом человек. От этого миллион бед и несчастий. Люди не знают и не чувствуют своего места и считают, что им все дозволено. Зависть — такое же ужасное качество, как и предательство.

Человек, который никогда не завидует другому таланту, наоборот, всегда радуется ему с открытой душой — это Щедрин. Как радовалась и восхищалась чужим талантом Марина Цветаева! Уметь восхищаться — тоже искусство. В Марине не было ни тени зависти, так же как и в Родионе. Что-то могло ей очень нравиться, что-то — не нравиться, но все это от чистого сердца.

Меня восхищает, когда человек, даже зная, что его никто не видит, ведет себя изумительно. Это естественно, нормально. Вот, скажем, кошка. Она всегда красивая и элегантная. Она не нарочно это делает, просто она такая. Такой и Щедрин. Он совершенно, как леопард, красиво двигается, и такая же у него душа. Он не может быть другим.

Это благородный и благодарный человек, который помнит добро, а зло забывает, не держит за пазухой камень, никогда не злорадствует, если другому плохо. Это человек, который меня никогда и ничем не раздражает. А меня легко вывести из себя, потому что я не очень терпимая. Меня многое раздражает — даже когда человек свистит, или поет, или курит. А Щедрин ничего такого не делает. Его естественное поведение просто идеально для моей души. Это человек кристальной честности, чистоплотности во всем. Его душа чистая, как стеклышко.

Ужасны, на мой взгляд, люди, которые не имеют чувства собственного достоинства. Человек должен так держаться перед самим собой, чтобы можно было уважать себя, тогда и другие будут его уважать. Надо думать об этом и видеть себя со стороны. Все это очень трудно. Какие-то люди это умеют, выработали это в себе, какие-то с этим родились, но большинство не видят себя со стороны и не обращают внимания на то, как они выглядят в глазах других людей.

Правильная поговорка: «Характер — это судьба». Конечно, бывает везение и невезение, но есть еще что-то и от себя. Многие из нас портят свою жизнь по собственному желанию. Не надо никого обвинять. В большинстве случаев мы сами виноваты в том, что с нами случается. Человек должен причину прежде всего искать в себе. Я много сама себе сделала плохого — не на сто процентов, но может быть, процентов на девяносто, больше, чем мои враги. Все, что у меня произошло неприятного, плохого, неправильного, обидного, горького, я это сделала сама. Однако самобичеванием заниматься тоже глупо… Человек есть, каков он есть.

Врожденный характер — это безусловно. Но существует великая вещь — воспитание. Человека желательно воспитывать сразу, как он родился, через год будет поздно. Все зависит от того, как воспитывать — в добре или зле, на нервах или на спокойствии. Не думаю, что надо слишком сюсюкать, и ни в коем случае не кричать и не бить. Не надо человека одергивать каждую секунду. Почему-то многие взрослые считают маленького ребенка идиотом. Напрасно думать, что дети ничего не помнят и не понимают.

Я, например, помню все, что со мной было в детстве, и мне часто казалось, что взрослые — глупые. Я хорошо помню свою бабушку, что она говорила, где лежала, как к ней доктор-китаец приходил. А когда бабушка умерла, мне было всего три года. Не надо довлеть своей волей, ребенок покорится, потому что он слабый. Чаще родители относятся к детям лучше, чем дети потом к родителям. Нужно с ребенком быть как со взрослым и разговаривать с ним нормально. Вообще дальше от крайностей, ближе к истине.

1983-1985 гг.

Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

новые старые популярные
Мигелла

Интересно, какие комментарии будут.

Ta_ennaya

Пожалуйста, уберите точку из заголовка…

Jeniay

Восхитительно! Вот человек был! Царствие Небесное…

Арина

А Вы смотрели балеты с ней?

Nata.

Да, смотрела, балеты — прекрасные.

ККК

Угу, вы почитайте ее мемуары. Вас ждут удивительные открытия…. боюсь, что совсем не приятные.

Jeniay

Высказала свое мнение исключительно о ее отношении к делу и к жизни, приведенные в этой статье. Все-таки не вахтер баба Клава, которая сидит у себя на вахте и ругает весь белый свет за то, что она такая разнесчастная и нереализованная… Ну, давайте потрясем грязное белье… Если грязным бельем трясти, там и у меня много чего натрясется… Проходили уже…

ККК

Ну, так и мемуары человек пишет, что бы свое отношение к жизни показать. Почитайте, там все "трясет" исключительно героиня статьи. Как балерина баба Клава- это, да, ничего хорошего, а как человек, очень возможно многим реализовавшимся фору даст. Вы прочтите сначала, а потом уж выводы делайте, а то про Пастернака, когда не читал, но осуждаю, тоже проходили…

Jeniay

А я все-таки оставлю за собой право думать о людях хорошо…

ККК

А я оставлю за собой право делать выводы на основании известных фактов, лучше не из одного источника. Это во первых, а во вторых понимать, что прекрасный профессионал совсем не равен прекрасному человеку. И в третьих- каждый имеет право быть собой- и великая балерина и вахтер баба Клава.

Jeniay

Я уже писала, что меня восхитила Плисецкая, как профессионал. Точка. Читать мемуары с целью понять всю низость человека точно не буду.

Jeniay

Бабу Клаву имела в виду ту, которая палец о палец не ударила в жизни, но вот все вокруг у нее виноваты, что она только вахтер. А то, что надо работать и даже если не становишься звездой, то все равно работать. И даже если стал звездой, то все равно также продолжать работать — это, я считаю, правильно. И еще поменьше зависти и недоброжелательства… Они еще ни кого до добра не доводили.

ККК

НИКОГО до добра и упертость со штампами не доводили, поменьше их, поменьше.

Jeniay

Я Вам скажу честно и от себя — мне есть, чему хорошему поучиться у Плисецкой.

ККК

Интересно вы рассуждаете…. Мемуары так и не читали, но уверены, что там низость. Вы уж определитесь- или думать только хорошее, как собирались выше, или дайте человеку быть человеком- то есть разным.

Jeniay

Эт же Вы мне сказали, чтобы я почитала дабы узнать, какая была Плисецкая ай-яй-яй… Все исключительно с Ваших слов.

Jeniay

И вообще, чем с Вами тут ругаться, пойду лучше поработаю… Мож, наработаю на то, чтобы потом мои мемуары читали… :))))))

ККК

Достойная цель!))) Лучше работайте для удовольствия, а то вдруг потом из за ваших мемуаров тоже спор разгорится, да еще не так поймут, на фиг, на фиг!

Jeniay

Удовольствие — это непременно!:))))

Ольга 23 апреля

Действительно, зачем капаться в грязном белье, искать всякие мерзости?! Умерла великая балерина, сильная личность, кто будет с этим спорить? Царствие ей небесное!

Юлия Ортынцева

Женщина, сделавшая аборт ради какой-то роли…. ну и чего стоят все ее свершения и умные речи на фоне загубленной ради собственного тщеславия жизни?
Простите за банальность, но у меня вызывают уважение женщины, способные отказаться от роли в пользу реальной жизни.

Nata.

Простите за банальность, но 99% женщин поколения Майи Плисецкой делали аборты, да и не по одному… подчас десятку. И не ради "какой-то роли", а просто так. И это была вполне реальная жизнь.
Плисецкая была человеком своей эпохи, при этом действительно выдающаяся балерина, как личность ее можно оценивать неоднозначно, впрочем как и любую творческую натуру.

Jeniay

Недавно был ба-аальшой холиварчик на тему абортов в советское время под статьей Юлии Комаровой. Ужасное было отношение, правда… Те, кто тут осуждают — спросите своих маму и бабушку. Вы окажетесь счастливчиками, если они этим не занимались в свое время…

Nata.

В этом плане могу сказать одно — мою маму Бог миловал от абортов. Но я прекрасно понимаю, что это было редкостью в те времена. Но это опять же было больше связано с темой беречь себя, эмбрион как живой человек в те времена вообще не рассматривался. Да, такое было время…

Jeniay

Мне так не повезло, к сожалению….

Екатерина (другая)

Были и тогда редкие женщины, которые берегли именно жизнь ребенка. Моя мама (ей 52 сейчас) всегда принципиально была противницей абортов, мне это внушала как могла. Но у нее и забеременеть получилось всего один раз. Есть у нее знакомая, она родила 6 детей. Младший ребенок родился в 1992 году… Все уговаривали на аборт. Она пришла в храм посоветоваться со священником, там матушка сказала ей что-то типа того, что Бог может и аборт простить. Но она не смогла, пожалела ребенка.

Nata.

Да были, и именно РЕДКИЕ. Государственная атеистическая пропаганда работала мощно в те времена, верующие конечно были, и многодетные тоже были, но они были скорее исключением из правил тех лет.

zvezda171717

Так и знала, что про историю с абортом кто-нибудь вспомнит… Корректней было бы, наверное, 40 дней дождаться и писать гадости, еще душа отлететь не успела, а уже налетели

Ежик

А еще лучше помолиться,чтобы Бог простил,вот и все…В отличие от еще одной недавней статьи ,это статья не пропагандирует какой-то грех как оправдание "великости" и таланта.
Мне понравилась.

Гость

Она удивительно многогранна. Безусловно она великая балерина. И человек красивой души. И это замечательно, что сохранились записи её спектаклей, интервью.
И здесь вспоминаешь слова, что человек создан не для смерти, но что бы жить вечно.

Петра

Интересно,а почему у неё не было детей?Слышала что она их тово…в жертву искусству:(

Ta_ennaya

А у Павловой были дети? А у великой Улановой?

Nata.

И я навскидку не могу вспомнить хотя бы одну приму того времени, у которой были бы дети.

marpida

"А у вас даже сыра нет,"- это из ее интервью Московским Новостям в начале 90-х…
А потом прахом своим завещать Россию посыпать… Это, видимо, от большой любви к Родине?

Nata.

Полагаю, что не от большой любви к Родине, а от увлечения какой-нибудь эзотерикой. В любом случае это как-то не в христианской традиции, собственно говоря а была ли она христианкой? — склоняюсь к тому, что нет.

aktovegin

Не была. Родители были иудеи. А о своих воззрениях Майя Михайловна не распространялась.
Только мне кажется как-то неправильно осуждать ее за аборты, романы. Она из другого мира. Это не православный портал. Балерина была удивительная, личность ярчайшая. Вот и все. Остальное — не нам судить (пусть банально, но иначе сказать не могу)

Nata.

Да, в целом у меня такое же мнение.

Manypenny

В начале 90-х сыра и не было.

Nata1210

О мертвых хорошо или никак

Ирина

Про ребенка она пишет в своих мемуарах — да, отказалась и Щедрин со скрипом согласился.
Но также помню и часть ее давнего интервью, уже немолодой женщиной : Когда у тебя есть дети- ты живешь как собака, а умираешь как человек. А если у тебя нет детей — живешь как человек, но умираешь как собака". Так она считала уже на склоне лет. Сейчас мне почему-то вспомнилось именно это о ней.

Ирина

Зря я это вспомнила?

Nata.

К сожалению жизнь показывает, что наличие детей человеческую кончину не гарантирует…

Полли

Великих артистов много, легендами становятся единицы. В чем секрет легендарности Плисецкой? Думается, в том числе и в том, что она была обласкана властью, вследствие чего много выезжала из довольно закрытой страны, была глашатаем советской культуры в мире, который советской культурой интересовался. Что касается ее личностных качеств, конечно, человек она умный, с широким культурным кругозором. А вот про все остальное мы знаем очень мало. И кстати, мне кажется странным судить ее за бездетность. Разве современные люди не призывают друг друга уважать чужой выбор…

Марина

случайно минус поставила,извиняйте

aktovegin

Властью была обласкана Ольга Лепешинская. Плисецкая долго была невыездной.

Полли

Сыграло роль и то, что она была выездной в эпоху расцвета ТВ, на мой взгляд. И далее во времени, после 70-х, большая открытость в целом стала. Когда Лепешинская не танцевала уже.

Похожие статьи