Всё самое важное из того, что делают родители, должно помочь детям жить без чувства страха перед неудачами. Поэтому самая лучшая горка — это папина спина, самая лучшая песня — спетая родным человеком, самое лучшее наследство — это отрадные воспоминания о родном доме и чувство безопасности. Мы нужны им, но внимательный воспитатель не раз ловил себя на мысли, что и дети немало обогащают нас. Конечно, если относиться к любой деятельности детей свысока, то ничего необычного не будет видно. И редко кто-то из родителей любит наблюдать, как малыш катает машинку или причёсывает игрушечного льва. Между тем, в детской фантазии, в этих играх, которые затрагивают какое-то другое измерение жизни, можно почерпнуть много информации о душевном состоянии и характере ребёнка, о его способностях и даже об устройстве мира. Что такое детское воображение? Каприз, прихоть, временное умение отгораживаться или огромная потеря для взрослого человека? Орган, который рассасывается со временем за ненадобностью — или всё-таки он отмирает болезненно? Как бы то ни было, отсутствие понимания, неведение путей этих зачарованных тропинок и характерных способностей нежного возраста разрушает связь между миром детей и миром взрослых. И как бы много ни возникало трудов по педагогике, мы далеко не всегда можем угадать, что приведёт в восторг нашего малыша, а что оставит его равнодушным. Ведь сколько бы функций не имел, например, развивающий коврик, а младенец рано или поздно возьмётся за крышки, кастрюли и корзинку с настоящим луком, превращая их… словом, одному ему известно, во что он всё это может превратить. Но и у взрослых тоже иногда получается волшебство. Мне вспоминается день, когда я особенно не хотела идти в детский сад. Тогда мама взяла какие-то остатки пластилина и быстренько слепила мне сову. «Вот, чтобы ты не скучала там без меня», — сказала она и отвела меня в группу. И мне настолько понравилась эта игрушка и идея таинственного присутствия мамы благодаря этой пластилиновой сове, что я совершенно безболезненно вошла в нелюбимый мной казённый дом. Но пластилин не настолько прочен, как хотелось бы, и чьи-то любопытные руки сову мне сломали ещё до обеда. Воображаемая ниточка была разорвана, день из счастливого обернулся горькой неприятностью. Трудно сказать, почему я не догадалась потом попросить маму сделать мне ещё одну подобную поделку… Причастность взрослого к творчеству воспринимается ребёнком с восторгом. А каждая из сказок, что взрослые сложили для детей, — просто гениальное открытие. Эти повествования — как чудесные клубочки, которые, разматываясь, каждый раз приводят нас в очередной укромный уголок детской души. Здесь могут быть спрятаны и ключи от этой души, и карты её местности, а цель у родителя одна: донести до ребёнка мысль — ты не один, моё сердце всегда с тобой, даже если мы не рядом. Возьмём для примера сказку о чудесном горохе и чудо-меленке. Как водится, начинается она обыденно: скатилась одна горошинка со стола — да и провалилась в подпол. Но когда растение стало расти, догадливые старик со старухой прорубили и половицы, и потолок и выпустили горох тянуться к самому небу. А как дотянулся горох до неба, так подарил старикам и волшебную меленку, и чудесного петушка. Словом, всё, что нужно им было для безбедной старости и защиты. Не так ли должно быть в благоденствующей семье? Прикоснёмся к миру изобразительного искусства, которое по праву принадлежит нам всем — и детям, и взрослым. Нарисуем волшебное дерево из акварельной кляксы. Ствол дерева раздувается с помощью обычной трубочки для коктейля. Его цвет может быть абсолютно любым, ведь если понаблюдать за природой, то можно обнаружить, что древесная кора не всегда выглядит коричневой. На закате она почти оранжевая, в горячий полдень ствол дерева приобретает синие оттенки. Когда работа высохнет, украсим наше дерево разнообразными цветами, листьями и плодами, ведь наше дерево не простое, а волшебное! Рисовать можно фломастерами, восковыми мелками, цветными карандашами или ручками. С этой работой справится каждый ребёнок, потому как основная форма уже задана получившейся кляксой. Но вернёмся к нашей грустной истории со сломанной совой. Однажды об этом случае я рассказала своей дочери-дошкольнице. «А какого цвета была твоя сова?» — спросила она у меня. «Синего», — ответила я, ничего ещё не подозревая. Вскоре из детской мне была принесена синяя пластилиновая сова, а следом до полного счастья ещё несколько. Так благодаря моему ребёнку исцелилась старая детская рана, которую я носила в своём сердце много лет. Из всего написанного выше можно сделать два вывода. Во-первых, родительский дом не должен становиться препятствием, герметичной коробкой, стеклянным колпаком, отгораживающим ребёнка от мира, но питательной средой, условиями, которые в состоянии меняться, открывая новые возможности для роста. В конце концов, корни всё равно останутся под родной крышей. И, во-вторых, не следует полагать, что мы, взрослые, всегда играем ведущую роль в отношениях между нашими детьми и внешним агрессивным миром. Детские годы наших мальчиков и девочек — лучшее время для исправления и самоисцеления полузабытых, но регулярно ноющих травм прошлого. Поэтому наше общение стоит воспринимать как взаимозависимый и полный замечательных открытий для обеих сторон процесс.