Детские фотографии знаменитых людей вызывают у нас неизменный интерес. Эта притягательность чёрно-белых снимков неудивительна: на каждом из них запечатлена выдающаяся личность в начале своего пути.

Что же в каждом из этих детских глаз такого, что раскрывается впоследствии, даря миру великие открытия, полёты в космос, подъёмы технической мысли, пути к настоящему искусству, философским размышлениям, истинному Богу, наконец? — спрашиваем мы себя. Этот вопрос непраздный, поскольку все мы так или иначе участвуем в воспитании нового поколения.

И ещё интереснее и полезнее было бы узнать о детстве великих людей. Но, как это ни странно, о педагогическом опыте родителей великих людей мы знаем на порядок меньше, нежели о деятельности уже сложившихся талантливых личностей. И в биографиях раннему детскому периоду, когда раскрываются способности, посвящается лишь пара строк: родился, крестился, был таким-то по счёту ребёнком в семье такого-то. И всё.

Конечно, чужой педагогический опыт далеко не всегда универсален, а попытки обобщить его выражаются иной раз в таких наукообразных текстах, в которых продраться сквозь термины способен лишь специалист. Но родителем становится, как говорится, широкий круг читателей. Как же понять, что нужно для выявления талантов ребёнка?

Педагоги, понаблюдав за различными типами аудиторий, могут отметить, что наиболее отзывчива к совместному поиску решений публика младшего возраста. Благодаря этому, именно когда складывается логическое мышление, в дошкольном и младшем школьном возрасте, можно без труда рассмотреть в каждом ребёнке его сильные и слабые стороны. Когда малыш изучает мир и открыто выражает свои интересы, нащупать их довольно легко, если не относиться свысока к искренности и простоте ребёнка.

Если он воодушевлённо лепит из пластилина, значит, нужно покупать время от времени пластилин и, может быть, доступную литературу по лепке. Во что выльется это увлечение, не стоит и гадать и заранее пугаться бесперспективности этого увлечения. Возможно, что испачканные всеми цветами радуги ногти принадлежат будущему гениальному хирургу. А вот другой малыш смешивает жидкости, какие только может найти на столе. Вполне вероятно, что это начало любви к химии, и тут тоже скрыт большой спектр для профессионального поиска.

Но очень странно складывается наше отношение к детскому поиску прекрасного. Из всех видов этого поиска мы приветствуем лишь словотворчество. Необычные слова и фразы коллекционируются и надолго входят в семейный лексикон, тогда как во всех остальных сферах деятельности царит Его Величество Правило. Рисовать солнышко можно только с лучиками и жёлтым карандашом, бутерброд держать колбасой вверх, а песок копать только специальной лопаткой. Всё остальное признаётся асоциальным.

Все эти ограничения напоминают выстраивание башни для прекрасной принцессы. Цель, конечно, благая — ввести чадо в общество, оградить его от нежелательных последствий, от ситуаций, внушающих тревогу. Но вспомним, какое продолжение имела история о Спящей красавице.

Опасный предмет был всё равно найден, и при попытке самостоятельного исследования его свойств и случилась неприятность. Хорошо, что нашлась добрая волшебница, остановившая до поры часы в королевстве для всех его жителей. Но в обычной жизни так не бывает, время часто упускается без возможности его вернуть. И почившие в нас таланты редко пробуждаются вновь.

Давайте попробуем нарисовать сказочный лес, который охранял уснувшее королевство до времени его возрождения. Пусть этот рисунок напоминает нам о том, что в наших силах создать условия для раскрытия у каждого ребёнка совершенно особого, его личного дара.

Итак, возьмём акварельные краски и цветные восковые мелки светлых тёплых оттенков — оранжевого, розового и жёлтого. Эта техника нам уже отчасти известна. Начнём работу мелками — заполним лист дугами. Каждая дуга пусть станет кроной дерева, внутри которой нужно нарисовать ствол и ветки.

Следующим этапом закрасим акварелью весь лист горизонтальными движениями кисти, двигаясь сверху вниз. Можно взять просто зелёный цвет, а можно сделать растяжку от синего тона к зелёному или наоборот. В любом случае получится выразительная картинка, потому что тёплые цвета восковых мелков будут графически выделяться на холодном акварельном фоне. И, скорее всего, здесь помощь не потребуется даже самым маленьким художникам.

Каких же ошибок нужно избегать, чтобы не заглушить интереса ребёнка к его творческой деятельности? Здесь существует несколько подводных камней.

Камень первый — конформизм. Излишняя опора на образец, недозволенность внесения корректировки в свою работу. Такой подход чаще всего отбивает желание двигаться в выбранном направлении, убеждает ребёнка в том, что он ничего не умеет.

Камень второй, противоположный первому, — отсутствие помощи родителей в заинтересовавшей ребёнка сфере. В каждом виде деятельности всё же есть правила, которые не стоит нарушать хотя бы из соображений техники безопасности. В любом случае наставник, помогающий ребёнку, должен разбираться в вопросе несколько глубже, чем это нужно ученику. На первых порах очень могут выручить разнообразные кружки и секции, в которых даются начальные знания. Необязательно искать самый продвинутый развивающий центр, часто достаточно обычного муниципального дома культуры.

И, наконец, множество мелких камушков, которые разбросаны по всему пути у маленького творца и его родителей, — желание найти решение немедленно, ощутить результат, получить награду. Поиск решений — сам по себе ценность, радость, удовольствие. Профессий, не таящих в себе творческого поиска, просто нет, как и нет малозначимых детских открытий. К сожалению, наш мир не приспособлен для развития у детей призваний. Любое детское занятие, имитирующее взрослую жизнь, будь то строительство шалаша из веток или автомобиля из стульев и одеял чаще всего принимается за шалость и пресекается на корню.

Конечно, мы не можем оградить детей от конформизма внешней среды, но поддержать их хотя бы в пределах своего «королевства» вполне нам по силам.

 

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Дочь, жена, мама, подруга, кума.

Другие статьи автора
новые старые популярные
марфо

Здорово как! Спасибо большое!

Похожие статьи