Конец V века. Галлия, раздираемая противоречиями и жадными варварскими народами: бургундцами (бургундами), визиготами, франками и аламанами (алеманами). То, что часть из них была христианами (пусть даже еретиками-арианцами), ничуть не мешала им бороться за власть простыми и всем понятными методами подкупа и убийства. И в этих условиях у короля бургундов Хильперика рождается дочь Хродехильда, во французском варианте Клотильда. Девочка, которой суждено стать покровительницей французской монархии. Покровительницей французской монархии, Карл! *** Король Хильперик был братом префекта Рима Гундобада, который, в свою очередь, крайне хотел стать бургундским королем. Не в силах противиться этому страстному желанию, Хильперика он убил, племянниц его изгнал, а их мать Агриппину, если верить «Истории франков», привязал к камню и утопил в реке. Есть мнение, что мученическая смерть этой женщины кем-то выдумана, потому что в лионских архивах хранится эпитафия некой бургундской королевы, скончавшейся в начале VI века — и, вероятнее всего, речь идет как раз об Агриппине, ведь в эти временные рамки подходит именно она, если взять за условие, что королева не утонула. Дочери Хильперика, монахиня Хрона и девица на выданье Хродехильда, отправляются в Женеву. Там Хродехильду-Клотильду замечают послы короля франков Хлодвига I. Вскоре девушка становится королевой франков — и есть несколько версий о том, в чем была суть происходящего. Некоторые считают, что Хлодвиг хотел таким образом укрепить свой союз с бургундами, кто-то ставит на романтическую версию, потому что Клотильда была воистину умна и красива. У пары рождается шестеро детей: сыновья Ингомер, Хлодомир, Хильдеберт, Клотарь и дочери Клотильда, названная в честь матери, и Тихильда. В младенчестве Ингомер умирает, а еще один из сыновей заболевает — и исцеляется лишь по страстным молитвам своей матери. Указывая на это, Клотильда добивается у мужа разрешения окрестить детей. Хлодвиг соглашается, но сам до поры до времени предпочитает оставаться вне христианской веры. Ситуация меняется в 496 году перед битвой с алеманами за Рейном: перед началом сражения Хлодвиг, убоявшись превосходивших его войско сил противника, обратился к Богу с довольно распространенной в истории формулировкой: «Бог Клотильды, если я одержу победу, то стану верить в Тебя!» Победу Хлодвиг одержал и спустя некоторое время катехизировался и принял крещение от самого святого Ремигия, реймсского епископа, «апостола франков». Естественно, Хлодвиг крестился не один — за ним последовало войско и придворные, а потом и народ стал обращаться в христианскую веру, которую теперь исповедовали и королева, и король. Изменилось отношение Хлодвига к миру — под влиянием жены и принятой новой веры, он стал милосерднее к врагам и терпимее к промахам друзей. К сожалению, после его смерти его же собственные сыновья были совсем не так терпимы друг к другу… Хлодвиг скончался, когда Клотильде было 40 лет. Женщина уезжает в Тур, где проводит свои дни в молитвах и заботе о нуждающихся. У Клотильды был примерный план, что к моменту смерти у нее не должно остаться ничего из материального имущества. Однако мерное течение этой вдовствующей жизни было нарушено распрями сыновей: Хлодомир, король Орлеана, гибнет в войне с народом своей матери. Двое других сыновей, Хильдеберт и Хлотарь, правившие в Париже и Суассоне соответственно, просят отправить им сирот своего погибшего брата. Клотильда, увидевшая в этом милосердие и заботу, радостно отсылает детей в Париж, откуда вскоре приходит страшное известие об их насильственной смерти (надо отметить, что один из детей спасся в монастыре и впоследствии просиял как святой тех земель, известный под именем Клу). Примерно в то же время умирает и дочь Клотильда, бывшая замужем за королем вестготов. Святая Клотильда остается одна, растерянная и расстроенная. Она полагается во всем на волю Божью — и когда братья Хильдеберт и Хлотарь неминуемо ссорятся, просит Бога и святого Мартина, рядом с чьей могилой она и жила в Туре, о защите и вразумлении. Почти начавшаяся война остановлена чудесным образом: налетает буря и делит армии братьев таким образом, что не остается никаких сомнений в чудесном вмешательстве свыше. Братья примиряются, материнское сердце снова преисполнено покоя. После этих событий святая Клотильда прожила еще одиннадцать лет. Перед смертью, предчувствуя свою кончину, она призвала Хильдеберта и Хлотаря и слезно умоляла их жить сообразно христианскому вероучению не только на словах, но и в делах милосердия. Сыновья обещали исполнять материнский наказ — и, кажется, даже преуспели в выполнении этого обещания. Святая Клотильда скончалась там же, где провела последние десятилетия своей жизни: в Туре, в июне 545 года (естественно, встречаются разночтения, называющие дату от 544 до 548 годов). *** Святая Клотильда не вела войн, не давала победоносных сражений, не творила чудес, не прославилась изнуряющими подвигами ежедневной бытовой жизни. Она просто была дочерью своего народа и своих земель: переживала за родину, любила детей, заботилась о муже. И этой тихой, кроткой, спокойной заботой именно она открыла официальный путь христианству на те земли, которые впоследствии станут великой христианской страной Францией.