Последний пророк, человек, пришедший в мир вопреки всем законам бытия. Во всём и всегда посвящавший себя Богу. Что мы знаем об Иоанне Крестителе? Какие события его жизни открывают нам страницы Евангелия? Рождение вопреки Захария и Елисавета давно смирились, что детей у них не будет. Оставалось только одно: честно служить Богу. Семья была из колена Левия, и именно люди из его рода должны были в черёд приходить в храм для исполнения древних обрядов. Так заповедал Моисей, и заповеди эти хранились многие века. У Бога всегда свои планы на тех, кто верен Ему. И Захария вышел в тот день из храма немым, потому что усомнился в обещанном ему Божьим посланником Чуде. Ничего невозможного нет для Творца всего сущего. Совсем скоро родится тот, кого назовут последним пророком. Акриды и дикий мёд Иоанн ушёл в пустыню, как делали многие и многие пророки и праведники Израиля до него. В пустыне жил Исайя, здесь же Иезекииль обрёл своё видение воскресающих мёртвых… В пустыню приходит Иоанн, навечно Божий. Он поселился там не на время, но жил вне города многие годы. Евангелисты бережно сохраняют для потомков даже такую деталь, как пища Крестителя: это была сушёная саранча и мёд. Но Евангелие не говорит другой вещи: долго ли проповедовал Иоанн до того великого дня, когда креститься к нему пришёл Иисус. Крещение Иисус был родственником Иоанна. Достаточно дальним, но не настолько, чтобы их мамы не общались (именно к Елисавете Мария приезжала на несколько месяцев во время беременности). Увидев Его на берегу Иордана, Иоанн наверняка испытал немалое изумление, поняв, Кем оказался его далёкий Брат. Центральное событие его служения, миссия, ради которой Иоанн пошёл служить Господу, свершилась в тот день на берегу Иордана. Любопытные ученики Они стояли втроём, когда мимо проходил Господь. Мы не знаем, почему именно Иоанну и Андрею Иоанн Креститель указывает на Иисуса, говоря: вот Агнец Божий. Возможно, эти ученики любознательнее всех выспрашивали у Предтечи о Мессии. А может, их не было возле Иордана в момент Крещения Иисуса, и другие рассказывали им о произошедшем, возбуждая любопытство… Так или иначе. именно они оказались рядом с Иоанном в тот день и час, незамедлительно последовали за Иисусом — и стали первозванными. Крещение водой продолжается Хотя Иоанн с уверенностью сказал, что Иисусу должно расти, а ему, Предтече, умаляться, крещения на Иордане не прекращались. Были люди, которых это изумляло. По их мнению, раз уж пришёл Мессия, дело Иоанна было завершено. К чему продолжать его? Но Предтеча в ответ на это отвечал мягко и уклончиво: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба» (Ин 3:27). Он знал или предполагал, что его миссия не окончена. У Иоанна по-прежнему были ученики, последователи, почитатели и враги. Пререкания с фарисеями Сложно мириться с тем, кто тебя постоянно порицает и уличает в грехах. Особенно сложно это, если ты фарисей, всю жизнь стремящийся вести по Закону, во всём стать послушным Богу и Его заповедям… А какой-то уличный проповедник в одежде из верблюжьего волоса отказывается тебя крестить, да ещё и приговаривает при этом, что ты порождение ехидны. А Иоанн так и делал. И имел полное право: он-то тоже всю жизнь посвятил Богу. Только не ради своей праведности, но во славу Его. Конфликт с Иродом У Иоанна было ещё одно очень важное дело, помимо крещения приходящих к нему. Пророк, как и все его ветхозаветные предшественники, обличал правителя в его грехах. Как мы помним, даже к царю Давиду после его падения приходил пророк Нафан и грозил пальцем: нехорошо ты, царь, сделал! Зло ты сделал перед Богом! Если Давида, почитаемого святым, пророк осуждал, то тем более царя Ирода, жившего в нечестии, не мог не порицать Иоанн Креститель. Ирод Четвертовластник не мог отрицать правоту пророка. А вот его жена (незаконная, кстати сказать) была куда более глуха к речам Иоанна. Вполне понятно, что она, в конце концов, добилась заключения Крестителя в темницу. Заключение Мы не знаем, насколько долгим было пребывание Иоанна в темнице. Он попал туда уже после крещения Иисуса и даже после того, как Тот выбрал учеников и ходил с проповедями. Но, судя по Евангелию от Матфея, Иоанна арестовали вскоре после Нагорной проповеди (Мф 11), а казнили хоть и задолго до Распятия, но не сразу. Согласно Евангелию от Марка, Ирод посещал Иоанна в темнице, беседовал с ним и даже советовался (Мк 6:20). А ещё к Иоанну пускали его учеников. Сомнения в темнице Кому из нас в минуты несчастий не приходили в голову сомнения в Божьей любви и справедливости? Кто из нас не подозревал себя в том, что жестоко ошибся, поверив и доверившись? Не стал исключением даже Иоанн Креститель, пленённый, лишённый возможности видеть собственными глазами, что происходит на воле. А вдруг он ошибся? Вдруг он принял за Мессию того, кто им не являлся? Эти мысли съедали Иоанна, вынужденного находиться наедине с собой в четырёх стенах, съедали настолько, что пришлось просить своих учеников идти и напрямую спрашивать Иисуса: Ты ли тот, которому должно прийти? или ожидать нам другого? Иисус не делает поблажки для заключённого. Он не даёт прямого ответа, а лишь говорит намёками и цитатами из Писания (Ис 35:5-6, 61:1), прибавляя в конце: и блажен, кто не соблазнится о Мне. Последнее искушение Иоанна, искушение сомнением, завершает его земной путь. Очень скоро дочь Иродиады будет танцевать на пиру перед царём. Голова на блюде Отличие сильного человека от малодушного в том, что сильный находит в себе мужество признать свои ошибки и грехи. Потому царь Давид, покаявшийся после обличения Нафаном, причислен к лику святых, а Ирод.. а Ирод нет. Он оказался слишком слаб, чтобы пойти наперекор воле своей жены и мнению общества. Его жалость к Иоанну, любовь к его словам, словам праведности, не пересилила потребности поступать привычно. Итог — голова на золочёном блюде. Покорность собственной жене, несвобода и страх, преследующий Ирода долго после смерти Иоанна. Кому из нас не знакомо это состояние? В той или иной мере все мы пленники собственных слабостей и привычек. Не каждому доведётся встретиться с таким человеком, который бы помог разобраться в себе, указал бы на недостатки, которые просто необходимо в себе исправлять. Но у нас есть Евангелие, содержащее ответы на все вопросы. И у нас есть пример последнего пророка. Его же память ныне совершаем.