Эта скромная хрупкая женщина с отзывчивым сердцем и натруженными крестьянскими руками всегда оказывалась в самых горячих точках земного шара, чтобы помочь людям, помолиться за их благополучие и сказать простые добрые слова, которые могут поддержать их в трудную минуту. О ней написана не одна книга, снят не один фильм. Она называла себя карандашом в руках Бога, пишущего миру письмо любви.

Ее удостоили самыми высокими мировыми наградами – индийским орденом «Госпожа Лотоса», американской медалью Свободы, наградой папы римского Иоанна XXIII, а в 1979 году объявили лауреатом Нобелевской премии мира. Она прожила нелегкую жизнь, прошла через множество испытаний, но ее душа оставалась открытой для людей, которым она дарила свою любовь, заботу и помогала, чем могла. «Хотите сделать мир лучше — идите домой и любите свою семью!» Эти слова принадлежат матери Терезе, чье имя во многих странах стало нарицательным, превратившись в символ бескорыстной любви, добра и милосердия.

Перед ней распахивались двери дворцов и хижин, она разговаривала с сильными мира сего и бедняками, для всех находя мудрые слова утешения и поддержки. Ее принимали король Норвегии Харальд V, принц Чарльз, принцесса Диана, папы римские, политические лидеры Ясир Арафат, Фидель Кастро, Джордж Буш, считая это за честь. Каждый свой день мать Тереза начинала с простой молитвы: «Господь! Дай мне силы утешать, а не быть утешаемым; понимать, а не быть понятым; любить, а не быть любимым. Ибо когда отдаем, получаем мы. И, прощая, обретаем себе прощение…»

Она родилась 26 августа 1910 года в столице Македонии городе Скопье, в албанской семье. Ее настоящее имя Агнесс Гонджа Бояджиу. Она была младшей из троих детей Николы Бояджиу, богатого строительного подрядчика и торговца. Агнесс значит «рожденная под звездой Агнца», чистая и невинная. И действительно, эта немного странная девочка отличалась от своих сверстниц. Она с детства знала, что ей предназначен  особый путь, наполненный служением.

То Агнесс хотела быть писательницей, то учительницей, то миссионером где-нибудь в Африке, то мечтала уйти в монастырь. Ее стихи печатали в местной газете. Раз в неделю мать Агнесс вместе с ней и другими детьми ходила навещать больных. «Мама учила нас молиться и помогать людям, которым трудно. Даже после смерти отца мы старались быть счастливой семьей. Мы учились ценить молитву и труд, – вспоминала мать Тереза. – Многие бедняки в Скопье и его окрестностях знали наш дом. Никто никогда не уходил от нас с пустыми руками. Каждый день кто-то с нами обедал, это были бедняки, люди, у которых не было ничего».

Уже в четырнадцать лет она заявила матери, что хочет посвятить свою жизнь служению Богу и попросила разрешения постричься в монахини. Мать, недавно потерявшая мужа, была категорически против такого решения дочери, но та проявила настойчивость и упорство в своих стремлениях. Ни о чем другом она не мечтала с таким жаром, как о жизни в монастыре.

Когда ей исполнилось восемнадцать, Агнесс навсегда покинула родную Македонию и поселилась в столице Ирландии Дублине, где стала послушницей в монашеском ордене «Ирландские сестры Лорето», а через несколько лет приняла постриг с именем Терезы в честь канонизированной монахини Терезы из Лизье, которая была известна своим милосердием и добротой.

Ей предстояло долгое плавание через Индийский океан – орден направил молодую монахиню в Калькутту, с которой и была связана вся дальнейшая жизнь матери Терезы, прозванной Калькуттской.

Картины роскоши и ужасающей нищеты разворачивались у нее перед глазами – такова была Калькутта в то время. Когда она, после чистого Дублина, увидела горы мусора, разлагающегося под палящими лучами солнца, вдохнула терпкий воздух, пахнущий сандалом и коровьим навозом, у нее поначалу опустились руки.

Сестра Тереза ощутила, что оказалась в экзотической стране, где было много бездомных, умиравших на улицах от неизлечимых болезней. Струны ее души были задеты, сердце болело за всех нищих и бесправных. Но она не позволила унынию взять над ней верх.

Два десятка лет прошли в благодарственных молитвах Господу и неустанном труде: сестра Тереза преподавала в женской школе Святой Марии, давая образование детям из самых бедных семей, пела в церковном хоре. Видя, как люди страдают от голода, грязи и болезней, она постепенно осознавала свое предназначение: помогать обездоленным чем только возможно, творить дела милосердия и сострадания.

Однажды она стала свидетельницей жуткой сцены: молодой индус привез прокаженную женщину и оставил ее умирать у ворот больницы. Люди бежали от прокаженных, как от огня, и в больницу женщину не приняли. Лишь сестра Тереза помогла ей в ее последние минуты. Ничего не страшась, она подошла к женщине, помыла ее тело, сплошь покрытое струпьями, говоря с ней ласково и нежно.

Несчастная умерла с улыбкой на устах. И тогда сестра Тереза поняла, что это был знак для нее, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем ее слабость. Приняв монашеский обет, она получила право называться матерью, а через два года католическая церковь разрешила ей покинуть монастырь и стать вольной монахиней.

С пятью рупиями в кармане мать Тереза исчезла в трущобах Калькутты. Как отмечают историки, она сделала это по призыву Христа – следовать за Ним в трущобы, чтобы служить Ему через беднейших. И к этому призыву сестра Тереза прислушалась без колебаний. По ее словам, величайший грех человека – это не ненависть, а равнодушие к своим беспомощным братьям.

Позже она вспоминала: «В монастыре я жила, не ведая трудностей. Никогда и ни в чем я не испытывала нужды. И вот все изменилось. Я спала, где приходилось, на полу, в трущобах, где по углам скреблись мыши; я ела то, что ели мои подопечные, и только тогда, когда было, что поесть. Но я выбрала эту жизнь, чтобы в буквальном смысле претворить в жизнь Евангелие, особенно эти слова Иисуса: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

В самых убогих людях Калькутты я любила Иисуса, а когда любишь, то не испытываешь страданий или трудностей. Тем более что с самого начала у меня не было времени, чтобы скучать. Моим призванием было служение самым убогим. Я жила, всецело полагаясь на волю Божию, и Господь вел меня. Я каждую минуту ощущала Его присутствие, видела Его непосредственное вмешательство в мою жизнь».

На окраине Калькутты мать Тереза нашла заброшенный дом, куда приводила больных и бездомных, подобранных ею на улице, ухаживала за ними, пыталась им помочь, промывала раны. Ее пути лежали по городу, где ее уже ждали люди, нуждающиеся в помощи и внимании. Слух о необыкновенной монахине дошел до городских властей. Помощь, оказываемая матерью Терезой, пришлась как нельзя кстати.

Через несколько лет у подвижницы появились помощницы, а в 1950 году был создан Орден Милосердия, основанный матерью Терезой. То, что начиналось с двенадцати сестер милосердия, сейчас насчитывает триста тысяч сотрудников, которые трудятся в восьмидесяти странах мира, управляя там детскими домами, клиниками для лечения СПИДа, лепрозориями.

На церемонии вручения Нобелевской премии мать Тереза сказала: «Я выбрала бедность бедных. Но я благодарна за возможность получить Нобелевскую премию во имя голодных, раздетых, бездомных, калек, слепых, прокаженных, всех тех людей, которые чувствуют себя нежеланными, нелюбимыми, забытыми. Людей, которые в обществе стали бременем и отвержены всеми».

Как же она была не привязана к земным благам и мирской славе! Например, получив Нобелевскую премию, она попросту забыла ее в одной из комнат королевского дворца. К счастью, награда была найдена и возвращена ее обладательнице. В поисках дешевых авиаперелетов, так как много путешествовала по делам милосердия, она, знаменитая на весь мир, предлагала свои услуги в качестве стюардессы – ей не привыкать было заботиться о людях.

У одного журналиста, наблюдавшего ежедневную помощь матери Терезы и сестер ее ордена Милосердия прокаженным, больным и умирающим, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». «За миллион и я бы не сделала, – ответила мать Тереза, – только бесплатно! Из любви ко Христу!»

Многолетняя подвижническая деятельность закончилась лишь со смертью матери Терезы. В начале 1997 года она ушла в отставку с поста настоятельницы Ордена Милосердия, а в сентябре того же года покинула эту жизнь, мирно и спокойно. Через пять лет после кончины мать Тереза была причислена к лику блаженных Католической Церковью. Своими каждодневными подвигами она сумела завоевать сердца людей во всем мире.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Писатель, поэтесса, журналист. Член Союза писателей России. Автор 13 книг стихов и прозы и нескольких тысяч публикаций в СМИ. Мать троих детей, хозяйка домашнего очага.

Другие статьи автора
новые старые популярные
Арина

Интересно если бы она была сербка а не албанка дали бы ей нобелевскую премию?

Катерина

Не думаю, что в 1979 году кто-то серезно задумывался о разнице

Анна

Мне кажется, что дали бы.

Ta_ennaya

Вот я, когда изучила т.н. треугольник Карптмана, начала размышлять: почему одни творят дела милосердия и жертвами себя не ощущают, а другие бегут этим марафоном (жертва-спасатель-преследователь) чуть ли не всю жизнь… Точного ответа не имею. Наверное, треугольник — это для тех, у кого мало любви, зато вволю эгоизма и малодушия, кто от добра ищет добра, ищет выгоды какой-то. Эх.

Юлали

Но может они ощущают себя спасателями? И не уходят в другие роли?

Арина

Психологию стоит знать только психологам-ученым. Обычным только время тратить.

Manypenny

Возможно, глубина погружения. Если творить дела милосердия в своем монастыре, хосписе, или еще каком учреждении, то всегда остаешься спасателем, даже полудохлым. По-другому просто не получится: всегда есть нуждающиеся в твоей помощи.
Если же все это происходит в семье/дружеской компании, где нуждающийся довольно быстро привыкает к "услугам" и не хочет их лишаться, приближается на близкое расстояние, пьет кровушку до дна, начинает формироваться треугольник.

Maria_Francesca

О нет. Думаю, более того, уверена, что дело совершенно в другом. Треугольник Карпмана и прочие заморочки подобного рода возникают из желания почувствовать себя безусловно любимым. Созависимость — подмена любви. А подвижники знают до глубины души, что они возлюблены Богом, поэтому никакая созависимость для них не актуальна. Есть такая книга — "Жизнь возлюбленного", там много говорится о том, как почувствовать себя возлюбленным, найти это понимание.

олеся

Благодарю за статью!

Maria_Francesca

Была отечественная передача с ней, в контакте есть, но что-то не могу найти.

Наталия K.

Да, я смотрела именно в Контакте, программа называется "Позиция", 89 г. Наберите в поисковике "программа позиция", одним из пеовых "вылетит" видео с ней.

Похожие статьи