Родителям школьников сейчас кажется, что весна кончилась буквально позавчера. Помнится, как дети ждали полуночи, чтобы прокричать в открытое окно приветствие лету, но вот уже дворники сметают первые жёлтые листья, а в лужах тонкой рябью подёрнулось от осеннего ветра отражение серого неба. Начался новый учебный год, и снова стала актуальной тема выбора стиля обучения детей. Как найти верный тон, какой выбрать метод общения, когда дело касается домашних заданий? Как поступить сознательным папам и мамам – податься ли в тираны или устроить дома демократию? Ответить на эти вопросы помогает знание психологических механизмов общения и физиологических особенностей развития детей. Поначалу может показаться, что наука психология учит имитации добрых отношений и вызывает некую искусственность между людьми. Бытует мнение, что достаточно просто любить ребёнка, и всё наладится само собой. К сожалению, жизнь показывает совсем иное: немногие могут интуитивно проплыть между подводными камнями в реке любви к своим чадам. В любом случае знание техники безопасности всегда работает на положительный результат. Итак, важно знать, что рука далеко не каждого первоклассника достаточно тверда, чтобы легко и непринуждённо воспроизводить по образцу крючочки и палочки. Между тем, родители обычно подкрадываются к учительскому столу и выхватывают из стопки тетрадей самые лучшие, чтобы потом расстроиться, если их ребёнок не может писать так же ровно. Желание читать также не у всех детей созревает к первому классу. Иногда ребёнок готов к чтению только к восьми-девяти годам. И можно целый год учить шестилетку тому, что через пару лет будет освоено за неделю. Всё это не беда. Проблема заключается в том, что за эти два года нарабатывается сценарий, в котором ребёнку уже выделена роль неудачника, работа которого состоит из одних сплошных ошибок. Конечно, сама система школьного обучения построена так, что оценки снижаются за промахи, и их возможное число для каждой отметки фиксировано. То есть если ученик вчера сделал пять ошибок и получил оценку «три», то сегодня, уменьшив их количество до двух-трёх, он опять получает тройку. Отличие вроде бы очевидно, но ученика никак нельзя поощрить, кроме как на словах. К сожалению, не каждый взрослый догадается отметить подобные достижения и вдохновить маленького работника на дальнейший труд. Благо первокласснику, который пока не получает дифференцированных оценок, мы, родители, ещё успеем создать атмосферу успеха и поработать в позитивном ключе. Как это сделать? Нужный пример по традиции найдём в сказочном мире. Только попробуем пойти от противного и расскажем финал сказки «Мешок яблок» В. Г. Сутеева наоборот. Посмотрим, будет ли она радовать, останется ли она сказкой… Итак, глава большой семьи зайцев возвращался поздним вечером домой. В этот день он дважды пытался наполнить свой мешок яблоками с лесной яблони, но первый раз по простоте душевной раздал всю провизию, а во второй – попал под дождь и еле удрал от волка, накинув ему на голову пустой мешок. Жена и дети ждали кормильца до темноты, и вот он вернулся. Весь промокший и с пустыми руками отец остановился у порога. На коврик, что лежал в прихожей, струйками стекала вода с лапок и ушей Зайца. – Папа, а где твои гостинцы? – вскочили из своей кроватки зайчата. – Мы ждали тебя весь день, а ты ничего не нашёл? Ну, ничего, заходи, соседи принесли нам поесть, – горестно вздохнула Зайчиха. Согласитесь, такая встреча не может прибавить сил. Даже финальная сцена, где вся семья собирается за накрытым столом, не может ни утешить, ни скрасить ощущение неловкости, возникшее в семье зайцев. А давайте пока отвлечёмся и узнаем, как можно нарисовать арбуз – настоящий символ щедрости природы и главное угощение осеннего застолья! Возьмём акварель, лист А4 и наметим внизу простым карандашом полукруг. Затем намочим бумагу под струёй воды с обеих сторон, дадим лишней воде стечь и будем работать по мокрому листу. Снизу зелёной краской изобразим дугу, потом продублируем её тоненькой жёлтой полосой, а потом закрасим весь полукруг красным цветом. После высыхания добавим деталей – несколько семечек, которые лучше рисовать не чёрными, а любым темным тоном – синим, фиолетовым или коричневым. Так будет живописнее. Итак, поговорим о том, как же правильно принимать неудачи, которые, разумеется, встретятся на пути новоначального школьника. Вспомним настоящее окончание сказки о мешке яблок. А дело было так: – Ура! Папа пришёл! – радостно закричали зайчата. А Зайчиха всплеснула руками: – Бедный мой зайчик! Как мы видим, домочадцы Зайцу порадовались, пожалели, чем сохранили добрый настрой в своём доме. Тем более ребёнок, попавший в сложную ситуацию, нуждается, прежде всего, в том, чтобы его чувства были приняты, а не обесценены. Фразы «всё это ерунда», «в этом нет ничего тяжёлого» не помогут в его затруднениях. Лучше будет посочувствовать и сказать: «Это задание может оказаться сложным». Или: «Я вижу, как ты стараешься». Второй манёвр правильной родительской стратегии заключается в том, что даже в совершенно кривом исполнении можно найти пару удачных крючков. На эти элементы и надо сконцентрировать внимание – подчеркнуть, обвести простым карандашом или просто указать на них. Любой труд приносит радость, если делатель видит его добрые плоды. Мы привыкли относиться к детям с точки зрения презумпции виновности, а в учении эта позиция особенно вредна. Она загоняет ребёнка в ситуацию обречённости, неизбежного провала. Нет ни одного взрослого, который бы не научился читать и писать, но среди нас достаточно тех, кто с отвращением вспоминает начальную школу. Не повторяйте старых педагогических ошибок. Вспоминайте мудрую зайчиху.