Злата Раздолина села за пианино, когда ей было четыре года, а свою первую песню написала в пять лет. Во время дебюта Златы Раздолиной на ленинградском телевидении классик песенного жанра Василий Павлович Соловьев-Седой сказал о песнях юного композитора: «Какая свежесть и какая самобытность!» Сегодня о феномене Раздолиной говорят видные деятели культуры разных стран, а ее талант девочки-вундеркинда получил мировое признание. Она непревзойденный композитор поэзии Серебряного века, и «королева романса», и певица, голос которой знают и любят во многих странах мира, и мать троих детей. Встретиться с ней было непросто – Раздолина постоянно гастролирует, но когда встреча все же состоялась, эта талантливая женщина с радостью дала интервью специально для портала «Матроны.ру». – Не секрет, что многие талантливые дети, становясь взрослыми, не раскрывают свой дар. Каково вам было чувствовать себя вундеркиндом, и что помогло вам сохранить и развить свой талант? – Мои родители никогда из меня не делали вундеркинда, за что я им очень признательна. Они понимали, что у меня есть музыкальный дар, но никогда никто не фетишизировал эти данные. Главное, что выйдет из ребенка, а не то, что он умеет сейчас… Наоборот – ко мне всегда предъявляли очень строгие требования, хотя меня безумно любили и баловали. Наверное, мне еще помогло постоянное недовольство собой. Я никогда не была влюблена в себя, никогда не восторгалась собой. Это сейчас я люблю на концертах пошутить о том, какая я красивая и талантливая – такая игра, имидж такой. А по-настоящему только и делаю, что ищу недостатки в себе, хотя и признаю (наконец!), что у меня свой музыкальный почерк и оригинальная музыка. Во всяком случае, больше не краснею, когда мою музыку и мое исполнение серьезно отмечают. За всю свою жизнь я получила такое количество лауреатств, грамот, премий, включая награды не только как автора-исполнителя, но и композитора музыки к фильмам, спектаклям и прочее… Сейчас я уже понимаю, что нужно объективно себя оценивать и, в конце концов, знать себе цену, ведь скромность – это путь к неизвестности, как сказал кто-то из великих. – Что означает для вас найти свое предназначение? – Смею надеяться, что свое предназначение я нашла. Другой вопрос – насколько я в этом преуспела, чего добилась и чего не добилась. Можно с двух сторон посмотреть на один и тот же предмет – стакан, к примеру, – и сказать, что он наполовину полон или наполовину пуст. Я стараюсь всегда смотреть на вещи позитивно, потому что в наш сумасшедший век, который, к сожалению, во многом лишается важных моральных основ, нужно все-таки оставаться самой собой. Писать ту музыку, которую я пишу, петь на стихи тех поэтов, которых я люблю, в тех залах, в которых я пою, с любимыми артистами и оркестрами, видеть вдохновенные глаза зрителей, слышать овации, уходить со сцены с «неподъемным» количеством цветов, все это – большое творческое и человеческое счастье. – Есть ли у вас чувство ответственности перед людьми, перед публикой, которая вами восхищается? – Да, безусловно. Иногда мне кажется, что все так тяжело, и, может, уже надо отдалиться от этого всего, отстраниться от этой борьбы за свое слово в искусстве. И тогда я вспоминаю тех людей, которые мне пишут каждый день и на фейсбук, и на почту, и на мой сайт, приходят на концерты, дарят цветы, посвящения, подарки… Вспоминаю и эти взгляды, и эти слезы. Конечно, я могу отстраниться, но тогда я предам их. Дорогу осилит идущий. Пока я могу, я буду идти, хотя иногда эта дорога бывает очень крутой. Иногда легче сойти с нее, чем подниматься по ней, но … музыка зовет! – Мы с вами уже затронули тему счастья. В чем заключается счастье для вас? – Счастье – это когда ты понимаешь, что тот божественный образ, который тебе Всевышний дал, тот потенциал, которым он тебя наградил, ты не растратил впустую. Несмотря на все трудности, на все безумные катаклизмы и парадоксы нашего сумасшедшего мира, ты смог что-то с этим потенциалом сделать, раскрыть себя и свои способности и дарить любовь к этому миру. Если ты смог это пронести сквозь все тернии, то ты счастливый человек. – А женское счастье вы обрели? – Когда я только собиралась быть композитором и поступила в училище при консерватории, первый мой педагог, женщина-композитор, Галина Ивановна Уствольская, мне сказала: «Златочка, вы понимаете, на что вы обрекаете себя?» От этих слов я была в шоке. Как это – на что я себя обрекаю? Поступила в училище, все замечательно. У меня проходной балл был выше всех. И музыка моя замечательная, и я сама молодец. Но она продолжала мне говорить: «Вы понимаете, Златочка, у вас все хорошо в жизни. Вы такая умная, хорошо учитесь по всем предметам. Вы талантливый композитор, но вы даже не представляете себе, что будет с вами дальше». Я спросила: «Что же будет, Галина Ивановна, расскажите». «А дальше вы будете этим заниматься, как обреченная, и разрываться, как проклятая, между вашей профессией, вашим талантом и между вашей любовью, семьей, детьми, вашими обязанностями. У вас будет раздвоение, вы будете жить, как на пороховой бочке. Как соединить несоединимое, как не разойтись «по дороге» с мужем, не оставить мир звуков и образов?» Мне было трудно это понять в четырнадцать лет, и я сказала: «Даже если это будет так, я все равно туда пойду». Как писал мой дедушка в стихотворении, посвященном моей бабушке: «И там, где ты, пусть будет адом, Я все равно с тобой хочу!». Он не был поэтом, просто писал стихи. А я ничего не могла с собой сделать, это было выше меня. Нас выбирают, нам дают этот талант, и мы ничего не можем сделать. Как писала Марина Цветаева, «если голос тебе, поэт, дан – остальное взято». Это правда, многое взято. И во многом творческие люди беспомощны, как дети. Никто не понимает, почему. Вроде бы нормальные люди, руки, ноги есть, но мы беспомощны, потому что работает другое полушарие мозга, и цели в жизни у нас совершенно другие. Нам очень трудно быть в нормальной жизни счастливыми, трудно преуспевать, если нет опоры, друга, который положит свою жизнь к твоим ногам. Я очень признательна своему мужу, который много сделал для меня и моей карьеры. Я мало нахожусь дома, все время в разъездах, в разных точках земного шара, и он это понимает, как и трое моих уже выросших детей. Это все дается большими трудами. Ты все равно платишь за это большую цену. Ничего не дается бесплатно. Или ты жертвуешь личной жизнью, или какими-то отношениями, или благами. Ты всегда, постоянно чем-то жертвуешь. Когда женщина все имеет и при этом ничем не жертвует – это редкость, с которой я не встречалась лично… – Чем приходилось жертвовать вам? – Многим. Когда дети были маленькие, приходилось жертвовать гастролями. И наоборот – когда я уезжала на гастроли, я покидала своих детей. Нужно было давать им тепло, а я не могла, я была где-то далеко со своими музыкальными делами. Поэтому сегодня я понимаю Галину Ивановну, она мне сказала правду. Но ни тогда я не могла ничего изменить, ни сейчас. Я иду дальше по тому же самому пути, каким бы он ни был тернистым и трудным, потому что есть призвание, предназначение, есть высшая сила, управляющая этой жизнью. И, безусловно, преступление перед собой и всеми – изменить своему призванию, своему таланту. Хотя многие это делают, просто потому, что они не выдерживают всего этого напряжения и сдаются… Я счастливая женщина. Хотя бы потому, что другая на моем месте могла бы вам ответить нет, и она бы тоже была права, и нашла бы для этого много причин. А я нахожу причину сказать да. Надо позитивно смотреть на вещи. Если мы смотрим на жизнь не позитивно, она нас так же будет в дальнейшем разочаровывать. Надо настраивать себя на позитивный лад, и тогда жизнь нам откликнется со своей самой благодатной стороны. Подобное притягивает подобное… Беседовала Елена Ерофеева-Литвинская