Что общего у младенца, трёхлетнего малыша, первоклассника и подростка? Наверное, сходство в том, что все они требуют внимания, и на всех них распространяется правило 12 объятий? Безусловно, только мы будем говорить не об этом. Интересующее нас сходство разновозрастных детей заключается в том, что все они способны устрашить взрослого человека количеством своей свободной энергии. Подростки становятся опасными в компании себе подобных, ученики начальной школы переворачивают класс вверх дном, стоит учителю хоть ненадолго удалиться, а младенца или трёхлетки для катастрофы достаточно одного. У каждого детского возраста свои особенности, и их незнание превращает жизнь в хождение по раскалённым углям. Родив детей, каждая женщина вспоминает свои детские годы и думает: ну почему я не ценила то время? Неудавшаяся задачка по математике — велика ли беда? Ведь солнце было желтее, яблоки слаще, а суп варила мама. Она же гладила бельё и ходила по магазинам. А теперь мама — это я. Такие мысли приходят в голову даже самым ответственным и самостоятельным женщинам, правда-правда. И каждая родительница, хоть раз сделавшая с новоначальным школьником его уроки, начинает понимать, что находиться рядом с пыхтящим над прописью школяром ещё какой труд. У всех нас время от времени бывает такое ощущение, что счастье из жизни ушло совсем. Израсходовалось где-то на последнем курсе вуза. Потом было несколько лет, когда мы были уже самостоятельны, но ещё относительно свободны от обязательств, и вот опять. Мало того, приходит понимание, что когда всё кончится и в этот раз, наступит уже вторая свежесть нашей молодости, а может быть, даже третья. Жизнь после рождения детей течёт по такому сценарию: сначала нужно подпрыгивать от каждого крика ребёнка, затем до потери обморока бояться за него, катающегося на самокате, потом раздражаться на бесконечные поборы в школе. Потом начинает болеть голова о том, почему ребёнок так долго гуляет с друзьями, и так уже, кажется, до бесконечности. А если наваливаются сразу несколько задач? Поход в поликлинику, оформление документов и поломка какой-нибудь техники, например. А младенцу нужна ласка, а первокласснику внимание, а подростку авторитет. И когда жить? Вот что чувствуем мы, родители. А что бывает в это время с нашими детьми? Об этом можно догадаться, ведь все мы были маленькими. Для меня самыми безотрадными воспоминаниями детства остались не раздражительные воспитательницы в детском саду, не гибель любимого попугайчика и не ураган с громом и молнией. Даже не смерть прабабушки. Нет, всё это было объяснимо и поэтому не настолько ужасно. А сильнее всего меня потрясли тихие мамины слёзы, беззвучные и оттого ещё более страшные. С закрытым руками лицом, с мокрыми щеками она сидела, и плечи её вздрагивали. Время стёрло память о предмете бессильных маминых слёз, но эта картина навсегда отпечаталась в моём сознании как причина наивысшей степени детского страха. Уж лучше бы мама кричала и ругалась. Из всего этого становится понятно, что свою несостоятельность нам нужно по возможности изживать. Одним словом, взрослый человек всегда должен искать способ быть впереди прогнозируемой сложности, впереди ребёнка. Но где найти ресурс для решения всех жизненных задач и как не потерять оптимизм? Кстати, смирение — это тоже решение в случаях, когда ничего больше сделать нельзя. Только бы не растерянность. Тут мне кажется уместным напомнить вам сказку братьев Гримм о том, как Заяц пытался обогнать Ежа, бегая с ним взад-вперёд по брюквенному полю. Ёжик заранее знал, что ему никогда не обогнать Зайца, поэтому пошёл на хитрость. Каково же было удивление Зайца, когда каждый раз, прибегая на другой конец огромного поля, он встречал совершенно незапыхавшегося Ёжика. А хитрость заключалась в том, что Ёж был не один, он просто поставил на другой конец поля свою копию — Ежиху. Когда образуется пауза, самое лучшее занятие для ребёнка — это творчество. Давайте нарисуем мудрого Ёжика. Листопад уже кончился, и, наверное, у вас сейчас есть парочка книг, где между страниц заложены кленовые листья. Возьмём один лист, вырежем из него серединку с палочкой и получившуюся фигуру приклеим на белую бумагу. Потом карандашами дорисуем картинку таким образом, чтобы получился Ёжик. «А я уже здесь!» — как бы подсказывает нам нужную реплику герой сказки. Кто же мой второй Ёжик? Конечно, это близкие, люди «на подхвате», которые могут выделить несколько часов и подменить маму в её нелёгком труде. Но это вроде бы понятно и в комментариях не нуждается. Кроме того, даже у дошкольника могут появиться педагоги, которых мы обязательно тщательно выбираем. В нежном возрасте ребёнку не столь важно, в какой именно развивающий кружок он пойдёт. Важнее всего личность человека, который будет влиять на ребёнка, ведь значимый взрослый может как поддерживать таланты, так и развивать комплексы. Следующий момент не настолько очевиден, но очень важен: все сложности отношений с супругом не должны влиять на оценку его личности. Папа должен быть только хорошим, либо, если общение не представляется возможным, память о нём, безусловно, светлой. Это не обман и не лицемерие, это техника безопасности для развития детской души. Ошибки отцов не должны влиять на силу детской любви к ним. И ещё один немаловажный наш помощник — знания. Психологические особенности следующего этапа развития ребёнка и сопровождающего этот рост кризиса необходимо изучить задолго до того, как ребёнок в этот кризис войдёт. Есть такой каверзный вопрос для родителей: что невозможно повторить взрослому человеку за двухлетним ребёнком? Ответ прост — это количество действий в единицу времени, на которые способен растущий организм. Никому из нас не удастся сорок раз подряд залезть на горку, набрать случайным образом двадцатизначный код, заблокировать одним движением руки компьютер и изрисовать зубной пастой кожаный диван за 15 секунд. Зато мы можем создать условия для правильного и безопасного развития наших детей и предотвратить своё выгорание.