Я стою на светофоре, он переключается на зеленый и… машина глохнет. «Рано отпустила сцепление», — спокойно говорит муж и включает аварийку, чтобы предупредить стоящие позади машины, что мне нужно еще несколько секунд, чтобы тронуться. «А ты бы его отрегулировал сначала!» — огрызаюсь я и завожу машину, чтобы ехать дальше. Сегодня — как раз две недели, как я закончила автошколу и получила свои первые права. На заднем стекле у меня — буква «L» (я живу в Бельгии, и это эквивалент российской «У»), а на пассажирском сиденье — муж с водительским стажем в 16 лет, не ругающийся и ведущий себя совершенно корректно — и тем не менее воспринимаемый мной как самый главный стресс-фактор на дороге. Каждый его комментарий — как ножом по сердцу, хотя головой понимаю, что всякий начинающий водитель, и я в том числе, делает ошибки, и для того опытный водитель и сидит на пассажирском кресле, чтобы эти ошибки поправлять. На секунду я представила, что меня так же поправляет мама, или бабушка (тоже с солидным стажем вождения), или подружка, и поняла, что реакция на них была бы совершенно иной, куда более спокойной. Что же не так с мужем? Ответ оказался прост: он мужчина, а я — женщина за рулем. Я боюсь, что если я ошибусь, он подумает: «Эх, женщина за рулем, понятное дело…» — или, того хуже, скажет это вслух. Так что каждый комментарий я воспринимала в штыки, прекрасно при этом понимая, что муж прав. Откуда же взялись этот страх и это раздражение? С детства очень многие люди, как женщины, так и мужчины, постоянно слышат шуточки про «баб за рулем». Возможно, люди даже не замечают, но эти шутки звучат в фоновом режиме с завидной периодичностью: их можно услышать от водителей такси, в КВНе, в кино, на посиделках с друзьями, от родного папы, в конце концов. Порой доходит до смешного — я не раз слышала от опытных водителей-женщин: «Что так медленно едет-то, баба что ли за рулем?» На сотом таком комментарии стереотип надежно прописывается и в головах мужчин, и в головах женщин. В результате, многие начинающие водители-девушки попросту боятся подступиться к машине, они думают: «Я же девушка, вдруг я что не так с машиной сделаю?» и водят куда менее уверенно, чем начинающие водители-мужчины. Круг замыкается. Интересно, что стереотип о женщинах — плохих водителях совершенно не подтверждается практикой. Согласно статистике, собранной британским автомобильным гигантом Jennings Motor Group, только 44% женщин-водителей когда-либо попадали в аварию, тогда как процент мужчин, попадавших в аварии, существенно больше: 57%. Женщины реже превышают скорость, а также намного реже сбивают пешеходов, велосипедистов и животных. Почему же тогда так популярны анекдоты про легендарную «блондинку за рулем»? Мое предположение таково: во-первых, это наследие времен, когда вождение еще считалось исключительно мужским занятием; во-вторых, истории про глупенькую девушку-блондинку, которая путает газ с тормозом и паркуется в 16 приемов, столь популярны из-за того, что они запоминаются мужчинам, как смешная и даже приятная глазу картинка. О ней хочется рассказывать. Такую же историю про глупенького мальчика-брюнета в мужской компании рассказывать неинтересно, она не вызовет нужной реакции. Однако на практике такие истории случаются одинаково часто и с брюнетом Васей, и с шатеном Колей, и с блондинкой Люсей — вообще со всеми начинающими водителями. Хотя, как нам подсказывает статистика, с блондинкой Люсей такие истории случаются даже реже, чем с шатеном Колей. Статистика меня успокоила, а главное, окончательно убедила, что водить — вполне себе женское занятие, каковым его и считают миллионы женщин-водителей по всему миру. Кстати, нас становится все больше и больше! Согласно подсчетам Королевского автомобильного клуба (RAC), в Великобритании количество женщин-водителей с 1995 по 2010 годы увеличилось на 23%, тогда как мужчин — всего на 9%. Схожая динамика наблюдается и во многих других странах, так что весьма вероятно, что уже следующее поколение будет недоуменно округлять глаза на безнадежно устаревшие шутки о женщинах за рулем.