«Сложно отдать ближнему последнюю рубашку, если у тебя ее вообще нет», — высказалась я однажды в пылу спора. И сама удивилась, как сказанула-то! Видимо, наболело. Потому что большую часть жизни я пыталась заниматься именно этим.

Да и откуда взяться другому? Мои родители и родственники могли научить меня выживать. Выучили, надо сказать, на отлично. Когда мне было плохо, и я жаловалась, мне обычно отвечали — но почему? У тебя ведь столько всего есть! Между прочим, дедушка твой пешком в школу ходил за 5 километров, несмотря на то, что он был ранен в ногу. Он смог, и ты сможешь.

Я прекрасно понимаю, что родственники меня пытались вдохновить, показать, что они справились, и я справлюсь. Но мне не хотелось справляться, мне хотелось, чтобы меня просто пожалели. Увидели, что я переживаю, приняли эти чувства, разрешили им быть. А когда все «переживательные» чувства порицаются и запрещаются, ребенок это ощущает как потерю земли под ногами. Или даже не земли…

Когда чувства ребенка признаются как имеющие право на существование, то он это ощущает вот как: он, не умеющий плавать, опускается под воду, но нащупывает дно и отталкивается от него. И всплывает на поверхность, где уже можно дышать и оглянуться по сторонам, действовать более логично.

Когда ребенок не получает этой поддержки, когда его чувства невыносимы для старших, он начинает вытеснять свои чувства из сознания, а подсознание буквально затапливает его психику, делает всё вокруг вязким и нереальным. Он переживает жизнь как находящуюся где-то далеко, за толщей воды.

Я неслучайно сказала, что чувства малыша могут быть для старшего поколения невыносимы. Пройдя через полосу нечеловеческих лишений, их психика сделала столь же нечеловеческий выбор. И отключила переживания, оставив на их месте в душе выжженную пустыню. Это только в песне красная-красная кровь через час уже просто земля, через два на ней цветы и трава, а через три она снова жива. В жизни всё это будет правдой, если слово «час» заменить на «поколение».

Я отношусь к тому поколению, у которого «цветы и трава». Неплохо, я надеюсь, моим детям повезет больше. Но для этого пришлось немало поработать. Да, я ходила (и хожу) на личную терапию и несколько лет потратила на то, чтобы перебрать и разложить по полочкам историю своей семьи, осознать ее. У меня есть внутренние силы, чтоб горевать. Требовать того же от старшего поколения я не хочу и не буду. Если только сами решатся. Им больнее, правда.

Очень часто в терапии человек сталкивается с моральной дилеммой. Родители (особенно мама) доставляли много трудностей, порой делали жизнь невыносимой. Но они иначе не умели. Как говорится, не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет. Они играли, как умели. Чуть ли не единственное, что многие из них могли передать следующему поколению — это жизнь.

Я знаю огромное количество «счастливчиков», которые родились между чередой абортов. Ни в коем случае не оправдываю такой выбор женщин, но могу им только искренне посочувствовать. Ресурсов любви и жизненной силы в них было настолько мало, они сами ощущали себя настолько обделенными, что шли на убийство собственных детей.

Им было настолько мало, им самим настолько не хватало всего, чего только может не хватать, что рождённые дети должны были заменить им матерей и давать безусловную любовь, быть сильными и ни в коем случае не возвращать к тем чувствам, которые сами они похоронили очень глубоко внутри. Любой намёк на живость мог столкнуть с такой глубины психической бездной, что выход из нее был только один — в психиатрическую лечебницу.

Некоторые родители, не получив любви и признания от своих родителей, пережив какие-то особенные травмы брошенности (а сколько тех случаев, когда детей бросали одних дома, буквально привязывая, потому что надо на работу, на завод, в колхоз, да куда угодно; круглосуточные ясли вообще на фоне таких историй казались образцом человеколюбия), застряли в глубоком детстве настолько, что завидуют собственным детям и ограничивают их свободу и потребности, как малыши вцепляются в любимую игрушку, топают ногами и вопят: «Не отдам, моё!»

Что же делать, когда родители воспринимают нас как часть себя, манипулируя чувством вины? Это похоже на ситуацию, когда человек сидит в глубокой яме и кричит: «Мне тут страшно и одиноко, спаси меня!», — но на предложение помочь выйти вопит с еще большим ужасом: «Нет, иди ты сюда!», — и начинает тащить близких в ту же яму.

Увы, такое состояние — это состояние психоза. Здесь нужен психиатр и медикаментозное лечение. Впрочем, себя родственники считают психически здоровыми и никогда сами добровольно лечиться не пойдут. Увы, в тяжелых случаях придётся брать на вооружение опыт родственников душевнобольных людей.

В случае же с героическим прошлым, где героические родственники героически выживали и героически же умерли, а так же когда в анамнезе есть один или несколько абортов у мамы (особенно если аборты были перед вашим рождением), мы говорим о вине выжившего.

В случае, когда выживший родственник реально существует, устраивает концерты с вызовом скорых, манипулирует заповедями о почитании родителей, во-первых, придётся понять, что в данной ситуации или испортится шарик, или испортитесь вы. Если есть возможность — переехать либо ограничить доступ в вашу комнату. В случае с лежачими больными установить дежурство, призвав всех родственников, или нанять сиделку. Увы, если нет денег, то более сохранным вариантом будет устроиться уборщицей в ближайший супермаркет после основной работы, и эти деньги отдавать специально обученному человеку, а не проводить свободное время у постели больного.

Звучит ужасно и даже кощунственно, но надо беречь себя. Надо как раз делать то, чего не научились делать они.

Но, конечно, просто дистанцироваться мало. Важно еще научиться переводить их упрёки с инфантильного на русский. И отвечать не на их привычное «вот, ты мать-то совсем не любишь, и зачем я тебя родила, поганку», а на то, что на самом деле кричит такая мать. А кричит она обычно: «Мне одиноко и страшно, я боюсь умереть, пощадите меня и не оставляйте больше одну, это невыносимо!»

Конечно, лучше бы с такими историями вообще не встречаться. Но они есть, и это тоже часть нашей человеческой жизни.

Если первым этапом выхода из ресурсной травмы была работа с трагедией собственной семьи, то следующий шаг — это переживание связи с собственными родителями. Важно разделить внутри своей головы собственные чувства и страхи и то, что нам досталось от наших родителей.

Мы подробнее поговорим об этом в следующий раз. Что делать, тема такая трудная, что в одну колонку никак не вместить. А пока я предлагаю такую игру в комментариях.

Представьте, что вы отправляетесь в дальнее странствие, но вещи собирали не вы, а ваши близкие: родители, воспитатели, бабушки и дедушки. И вот они вам вручают… Что? Чемодан? Рюкзак? Сумку? Ведро? Тележку?

Итак, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

— В чем лежат вещи в дорогу?
— Кто собирал вещи?
— Какие три вещи вы увидели, когда заглянули внутрь?
— С чем ассоциируются эти вещи?

Вы можете увидеть там что угодно. Начиная от старого одеяла и заканчивая скелетом динозавра с надписью «от жителей планеты Сатурн». Я прокомментирую все сообщения, что вы оставите внизу, а ключ к разгадке напишу в следующей колонке, где, я надеюсь, мы приблизимся еще ближе к переживанию семейных сценариев уже на уровне конкретной личности. И займёмся поиском ресурсов.

Теги:  

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны — это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц — это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета — немного. Для Матрон — много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Об авторе

Магистр психологии, практикующий психолог, работаю в юнгианском направлении. Окончила Воронежский Государственный университет, Московский Институт Психоанализа, Московскую Ассоциацию Аналитической Психологии и Российский Государственный Социальный Университет. С 2012 по 2015 г. работала главным редактором портала «Матроны».

Другие статьи автора
новые старые популярные
Тарт

Лидия, спасибо Вам за статью! Я задумалась.
Буду первой со своим рюкзаком в дорогу. Собирала мама. Дала большой и удобный рюкзак защитного цвета, еще советских времен, прочный, непромокаемый, с широкими лямками. Первые три вещи: 1) термос с кофе и бутерброды в одном пакетике; 2) теплая куртка с капюшоном; 3) топор или саперная лопатка.
Эти вещи ассоциируются с дальней и, возможно, трудной дорогой, где нужно быть готовой ко всему. Вероятны также ночевки на природе с кострами.

Вас, видимо, готовили для сложной жизни. Нет желания зайти в магазин и купить себе что-нибудь девочкового? Что-то не только для труда, но и для отдыха? Как у Вас вообще с вещами, выходящими за пределы чувства долга? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Тарт

Лика, спасибо за ответ. Про сложную жизнь — прямо в точку. Покупать девочковое действительно нет потребности, да и не умею я, наверное. Сейчас задумалась: а для отдыха — это что, к примеру, такое?

Варвара

1. Чемодан.
2. Мама.
3. Носки шерстяные, шапку, зимнюю обувь.
4. С зимой.

А чем для Вас так значима зима? Мои ассоциации с этим временем года — холод, сложности, малоэмоциональность, рассчитывать можно только на себя, суровость. Вспоминаются путешествия Нансена и Амундсена. Или сказку "Морозко". Летом на море в таком явно жарко. Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Варвара

Задумалась… Мороз, ветер, отсутствие ярких красок, время которое надо пережить, и да рассчитывать можно только на себя.

Варвара

Подумалось, что-то у меня вся жизнь связана с зимой, в прошлом году кандидатскую защитила на тему изучения поведения льда при различных воздействиях. Неожиданно, как-то по другому многое увиделось. Спасибо большое, Лика!

Юлия

Вещи лежат в добротной (но не модной) сумке, их собирала в основном мама, чуть-чуть добавила сестра, там еда в основном: консервы, шоколадки, выпечка. Это ассоциируется с заботой.

Про заботу я уже писала текстом выше. А как бы Вы еще хотели, чтоб о Вас заботились? Что бы Вас вдохновило? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Вера

хорошая статья!! отношения с матерью действительно больная тема. вещи лежат в пакете, собрала бабушка, еда(фрукты), вязаные игрушки, вязаные носки. вещи ассоциируются с мудростью, теплотой и заботой которой окружала меня бабушка

Бабушка, видимо, учила Вас безопасности. Тоже немало, конечно, хотя пакет — не самая удобная тара, скажем так. Снашивается быстро. Будто не дали хорошего контейнера, не в чем хранить заветы. Ну и как думаете, а что бы могла мама положить хорошего? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Вера

мама положила бы ножницы. собственно она их и положила, когда я уезжала из дома. она швея, я же к этому ремеслу никакого отношения не имею, но она посчитала что они мне необходимы.больше представить ничего не могу. если только какой-нибудь меч самурайский

Гоблинище

А собирали вещи, советуясь со мной, или нет?

Мой ответ:
1. Вещи лежат в пакете/пакетах
2. Собирала мама
3. полотенце, чашку, пижаму
4. с домом

Советуясь или нет — на Ваше усмотрение ))) / Лика

Гоблинище

если советуясь, то может быть в дорожной сумке 🙂 а так все то же

Но первая идея — в пакете ))) Видимо, дорожная сумка — это уже Ваше личное преобретение. Способ создать внутреннее пространство, в котором можно эти вещи "перевозить". Набор такой почти армейский. Или отлично подойдёт для путешествующих автостопом по галактике ))) Ассоциации с какой-то правильностью, чистотой, вышколенностью. "Чистота — залог здоровья. Порядок прежде всего". Или ещё — с пионерским лагерем. Мне почему-то стало как-то очень одиноко, глядя метафорически на Ваш набор. А Вам самой как? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Гоблинище

Спасибо за ответ! да, сумку действительно я сама купила 🙂 мне самой мой набор очень нравится, а ассоциации… я писала свой чемодан, недавно приехав из больнички. Еще кстати поэтому в пакете 🙂 там сумки нельзя. Так что все правильно — чистота и порядок. В пионерлагере не была. А у самой меня мой больничный набор ассоциируется с домом, потому что больничка временно именно им и стала 🙂 но в следующий раз уложу в пакет кимоно. замест халата, для романтики 🙂

Елена

Спасибо автору за то, что начала разговор на такую сложную и такую важную тему! Пока, впрочем, это больше похоже на тезисы, но, как я понимаю, разговор будет продолжен. Что касается моего личного путешествия: — Вещи будут положены в большой старомодный твёрдый темный чемодан. Безо всяких колёсиков, само собой. — Собраны будут вещи моей мамой. — Первое, что я вижу (лежит сверху): тёмное старомодное драповое пальто. Возможно, не новое, очень тёплое, но теперь таких никто не носит, и оно мне немного великовато. Да и не очень удобно для путешествия. Ещё что-то зелёное (не могу разобрать, что), тоже тёплое, тяжёлое и плотное,… Читать далее »

Интересно, что Вы одна из не очень многих, кому не сложили с собой еды или чего-то такого про безопасность, вроде носков. Правда, ощущение старого чердака, где всё пыльно, чем нельзя пользоваться. Можно только разбирать и искать какие-то сокровища. Но разбирать ооочень много, чихая, таская ненужные старые вещи на помойку. И, видимо, пока не разберетесь, идти в путешествие вообще не представляется возможным. Как Вы себя чувствуете среди всех этих даров? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Юля

Добрый вечер!

1. Оранжевый чемодан.
2. Складывала самостоятельно, а мама помогала с подготовкой (стирка, глажка).
3. Кофта, туфли, банные принадлежности.
4. С командировкой.

Спасибо!

Интересно, что в Вашем наборе совсем нет заботы, личных отношений. Командировка — это по сути боевое задание. Один в поле воин и всё такое. Как думаете, куда делись вещи от родных? Чем они так опасны? Почему о них надо забывать? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Анастасия

Меня зову Анастасия.
По Вашей просьбе оставляю комментарий с ответом на вопросы:
— В чем лежат вещи в дорогу?

В спортивной сумке.

— Кто собирал вещи?

Мама.

— Какие три вещи вы увидели, когда заглянули внутрь?

Кроссовки, зубная щетка, зубная паста.

— С чем ассоциируются эти вещи?

С маминой заботой.

Интересные вещи. "Мальчики, ну раз вы живы — то идите мыть руки" (с) Мальвина. Хотя кроссовки мне определенно нравятся. Опять же, про заботу я писала в другом тексте. А с чем для Вас ассоциируется спорт? Мне кажется, это может быть как развлечением, так и большим спортом с неминуемыми дальше-выше-быстрее. И ещё странное ощущение от Вашего текста. Как будто мамы за этим нет. Вот нет и всё. Будто она не сама это собирала, а по почте отправила что ли. Из комнаты с белыми обоями, бедно обставленной, но очень светлой, хоть и печальной. Не знаю, откуда такие ассоциации. Отвечать здесь не обязательно,… Читать далее »

Анастасия

Я не знаю почему так написала.
После предложенного Вами опроса, на ум пришла реальная история из жизни.
Меня собирали в лагерь детский на летних каникулах.
И из всех собранных мамой вещей мне запомнились эти три 🙂
Я очень дулась на маму, что она купила мне не такие кроссовки как все ребята носили.
Но теперь мне понимается, что она позаботилась о мне, и не важно какие там были кроссовки.
И эти кроссовки я бы сейчас с радостью увидела вновь в сумке, которую собрала мама.

анна

в баулах лежит постельное белье, теплая куртка и игрушка для ребенка

Очень несвязанные будто между собой вещи. Баулы — слово само ассоциируется с каким-то тяжёлым переездом, с тяжелым опять же трудом. Неизвестными местами. А игрушка для Вас или для Вашего ребенка? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Анастасия

Ответы на вопросы:
— Вещи лежат в чемодане
— собирала мама
— там лежали сковородка, полотенце, швабра
— вещи ассоциируются с бытом.

А быт с чем ассоциируется? Вы вообще любите домашнее хозяйство? Отвечать здесь не обязательно, но если ответите, то продолжим беседу /Лика

Похожие статьи